— Сегодня среди сфер применения битумов основную долю занимает сегмент дорожных покрытий. Мировой спрос на строительство дорожных сетей с улучшенным покрытием продолжает расти. Ожидается, что рынок дорожных битумов к 2020 году увеличит свою долю и составит примерно 80% объема потребления данного материала в целом.
С учетом этой тенденции, а также факта принятия рядом европейских стран, в том числе Украиной, программ развития автомобильных дорог ОАО «Мозырский НПЗ» ориентировано на удовлетворение возросшего спроса на дорожный битум.
Если говорить о нашем предприятии, то следует отметить, что последние несколько лет наблюдается положительная динамика реализации дорожного битума как на внутреннем рынке, так и на внешних. Ежегодно с марта по ноябрь (иногда и по декабрь — в зависимости от погодных условий) выпуск этого вида товарной продукции составляет около 500 тыс. т. Учитывая более высокую экономическую эффективность реализации битума по сравнению с мазутом, а также прямую зависимость снижения объемов выпуска мазута от увеличения производства битума, положительный эффект от наращивания объема продаж последнего очевиден.
В настоящее время в ОАО «Мозырский НПЗ» производственная мощность установки по выпуску битума позволяет выпускать товарную продукцию в объеме примерно 80 тыс. т в месяц.
— Основные рынки сбыта битума производства ОАО «Мозырский НПЗ» — Беларусь, Украина, Молдова. При этом сегодня наша страна — основной его поставщик на украинский рынок. Кстати, ОАО «Мозырский НПЗ» прошло добровольную сертификацию битума для применения на территории Украины. Значения его качественных характеристик в полной мере соответствуют требованиям ДСТУ (Украина).
Мы ожидаем, что перспективным рынком сбыта нашего битума в ближайшее время будет также рынок Румынии. В январе — октябре 2019 года совокупный объем его поставок в эту страну составил около 2,5 тыс. т.
— За январь — октябрь 2019 года ЗАО «Белорусская нефтяная компания» реализовало на экспорт битумов производства ОАО «Мозырский НПЗ» около 243 тыс. т (105,5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года).
Существуют факторы, препятствующие нашему предприятию увеличивать объемы реализации этого материала на украинском рынке. К ним относятся:
— Если говорить цифрами, то в текущем году максимальная отгрузка битума достигнута в мае — 76,45 тыс. т (при общей отгрузке за 11 месяцев 474,59 тыс. т). В 2017 году отгрузка составила 511,38 тыс. т, при этом максимальная была достигнута в августе — 65,18 тыс. т, а в 2018 году — 468,42 тыс. т (всего) и 65,48 тыс. т (в августе). Максимальные суточные объемы отгрузки составили 2 647 т в 2017 году, 3 200 и 3 213 т в 2018 и 2019 годах соответственно.
— Однозначно — за счет грамотных и своевременно принимаемых на предприятии решений. Судите сами: реализованные за последние годы мероприятия технического и организационного характера, направленные на удовлетворение спроса на битум, позволили значительно нарастить объемы его производства и отгрузки. А это примерно 2,8 тыс. т товарной продукции, вывозимой автомобильным и железнодорожным транспортом в сутки.
Начиная с 2015 года отмечается преобладание объемов перевозки битума автомобильным транспортом над железнодорожным. Согласно статистике за последние четыре года темп роста объемов битума, перевозимого автомобилями, составил 165% (2018 год по отношению к 2015-му), а в общем объеме его перевозок доля автомобильного транспорта за 2017—2018 годы достигла 85—90%.
В соответствии с данным трендом ОАО «Мозырский НПЗ» разработало и внедрило ряд решений по созданию комфортных условий для приобретения и отгрузки битума. Реализована возможность одновременной отгрузки битума различных марок. Начиная с 2017 года для создания наиболее комфортных условий отправки с завода товарной продукции отгрузка этого материала в автотранспорт ведется в круглосуточном режиме. Расширена площадка отстоя автобитумовозов. Это позволило обеспечить необходимые условия для безопасного размещения транспорта. Организована работа санитарно-гигиенического блока для водителей битумовозов, в котором предусмотрены санузел и душевая кабина. Совместно с РУП «Белтаможсервис» и Белорусской торгово-промышленной палатой внесены изменения в график работ специалистов этих организаций в целях обеспечения возможности их работы в выходные дни.
За счет создания удаленного доступа к необходимым базам данных удалось сократить временные потери при оформлении документов, требуемых для перевозки. Выстроена работа системы электронной очереди для погрузки автоцистерн. Электронное резервирование через интернет дает возможность любому клиенту удаленно оформить заявку на отгрузку определенного количества битума в указанную дату. Это позволяет избежать длительного ожидания погрузки и, как следствие, простоев автотранспорта. Завод, в свою очередь, при получении информации в режиме реального времени имеет возможность более эффективно планировать производственную деятельность.
— В ближайшей перспективе основными направлениями сбыта битума производства ОАО «Мозырский НПЗ» на экспорт по-прежнему будут рынки Украины и Молдовы.
Один из основных факторов, влияющих на сохранение доли присутствия белорусского битума на рынке Украины, т.е. более 70%, — это запрет со стороны правительства России на экспорт российского битума в Украину.
Сегодня в Украине разрабатывается новая стратегия строительства и ремонта дорог. Согласно информации, находящейся в открытом доступе, проект государственного бюджета Украины на 2020 год предусматривает финансирование дорожной отрасли в объеме 74,4 млрд гривен (примерно 3 млрд долларов), что на 48% больше по сравнению с утвержденным бюджетом финансирования дорожного строительства на 2019 год (50 млрд гривен). В свою очередь, основная часть денежных средств должна быть выделена из дорожного фонда (около 69,7 млрд гривен на 2020 год).
Государственный дорожный научно-исследовательский институт имени М.П. Шульгина (Киев, Украина) оценивает потребность государственного дорожного хозяйства в битуме на 2019—2022 годы в объеме 2,35 млн т. Баланс украинского рынка битумов в январе — сентябре 2019 года составил 466,3 тыс. т. В 2020 году ожидается рост до 510 тыс. т, в 2021-м — до 630 тыс. т, в 2022-м — до 810 тыс. т.
ФОТО Игорь Малащенко
Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!