Поиск

Поток

Достижения и перспективы БГПЗ

19 Июня 2025
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора

В условиях глобальных изменений на энергетическом рынке и стремительного развития технологий переработки углеводородов Белорусский газоперерабатывающий завод занимает одну из значимых позиций в обеспечении энергетической безопасности страны. В интервью с директором БГПЗ Сергеем Пашковым мы обсудили достижения и перспективы развития предприятия, уже реализованные и будущие инновационные проекты, направленные на повышение эффективности производства, а также глобальные и региональные тренды, связанные с возрастающей популярностью использования автогаза, импортозамещением и зеленой энергетикой.

— Сергей Александрович, все подразделения «Белоруснефти» так или иначе взаимосвязаны. Какая роль в этой мощной цепи производственных объектов отводится БГПЗ?

— Белорусский газоперерабатывающий завод служит важным звеном, объединяя добычу нефти, переработку попутного нефтяного газа, энергетику и экологию.

Завод введен в эксплуатацию приказом Миннефтепрома СССР от 26 февраля 1976 года № 146. Предприятие специализируется на переработке попутного нефтяного газа (ПНГ), получаемого при добыче нефти на месторождениях Гомельской области. Это позволяет получать такие полезные углеводородные материалы, как отбензиненный газ, сжиженные углеводородные газы, бутановые и пентановые углеводородные фракции, бензин газовый стабильный.

Уникальность БГПЗ в том, что это единственное предприятие в Беларуси, специализирующееся на комплексной переработке ПНГ. Его значимость для отрасли, да и для всей страны невозможно переоценить. Во-первых, завод эффективно утилизирует ПНГ, предотвращая его сжигание на факелах и тем самым проявляя заботу об экологии. Во-вторых, работает на сырье, получаемом из недр Беларуси, снимая тем самым зависимость от зарубежных поставок. В-третьих, имея полный цикл переработки попутного нефтяного газа, на выходе БГПЗ получает критически важную для страны продукцию. В-четвертых, мы полностью закрываем потребности внутреннего рынка в сжиженном углеводородном газе марки ПБА (пропан-бутан автомобильный), используемом в качестве моторного топлива. Параллельно с газопереработкой БГПЗ производит электрическую и тепловую энергию, эксплуатируя различные виды энергогенерирующего оборудования, часть которого работает на продукции собственного производства — отбензиненном газе, а часть — на солнечной энергии.

— Вы говорите, что на БГПЗ перерабатывается весь добываемый в стране попутный нефтяной газ. Как в таком случае с ростом объемов нефтедобычи меняются планы завода? Справляются ли его мощности с возрастающей нагрузкой? 

— Белорусский газоперерабатывающий завод постоянно модернизирует и обновляет оборудование. Например, в 2015 году мы завершили крупный строительный проект по комплексной реконструкции БГПЗ, которая состояла из девяти очередей и затронула практически все технологические объекты. В 2025 году уже реализован строительный проект по модернизации технологических потоков, поступающих на теплообменное оборудование Т-402/1,2 УПГ БГПЗ. На очереди — еще пять важных проектов.

Сегодня производственная (проектная) мощность завода по переработке попутного нефтяного газа составляет 235 миллионов кубометров в год при плане на 2025-й — 221,86 миллиона кубометров. Как видите, у завода не только достаточно производственной мощности, но и даже небольшой запас имеется. При прогнозируемом существенном росте объемов по переработке попутного нефтяного газа заблаговременно будет инициирован и реализован соответствующий строительный проект.

В любом случае завод готов справляться с возрастающей нагрузкой.

Машинист технологических компрессоров Евгений Шатило

— Какие продукты получают на БГПЗ? Кто их основные потребители?

— Попутный нефтяной газ — это не только высокоэффективный энергоноситель, но и ценное химическое сырье. Завод выпускает много продуктов, которые, в свою очередь, можно еще глубже переработать и выпустить совершенно другие. Для переработки ПНГ мы используем компримирование, адсорбционную осушку и сероочистку, а также ректификацию (в том числе низкотемпературную).

Так, в нашем ассортименте широко представлены сжиженные углеводородные газы, соответствующие требованиям СТБ 2262-2012 «Газы углеводородные сжиженные топливные», марок ПТ (пропан технический), СПБТ (смесь пропан-бутановая техническая), БТ (бутан технический) — это для промышленного и коммунально-бытового потребления. СУГ марок ПА (пропан автомобильный) и ПБА (пропан-бутан автомобильный) предназначены для автомобильного транспорта.

Основной объем (более 90%) выпускаемых на БГПЗ сжиженных углеводородных газов марки ПБА реализуется на внутреннем рынке дочерним предприятиям «Белоруснефти» для сети автогазозаправочных станций. Остальная часть этого продукта отгружается различным сторонним заказчикам.

Кроме того, БГПЗ выпускает индивидуальные углеводородные фракции — изобутановую по ТУ BY 400051902.018-2015, нормального бутана по ТУ BY 400051902.017-2015, изопентановую по ТУ BY 400051902.020-2015, нормального пентана по ТУ BY 400051902.019-2015. Эти фракции используются в качестве сырья на предприятиях нефтехимической отрасли страны, а также — компонента моторных топлив. Аналогичное применение находят наши бензин газовый стабильный и дистиллят газового конденсата. Примерно 90% бензина забирает ОАО «Нафтан». Остальной объем идет на собственные нужны «Белоруснефти», а также сторонних белорусских компаний.

Газ отбензиненный используется в основном в качестве топлива для собственных нужд и нужд НГДУ «Речицанефть», ПУ «Нефтебурсервис», Вышкомонтажного управления и Речицкого управления технологического транспорта «Белоруснефти». Остальное — до 30% направляется на Светлогорскую ТЭЦ. Кстати, в случае необходимости технологической схемой завода предусмотрена техническая возможность подачи отбензиненного газа потребителям Речицы.

Электрическая энергия генерируется в электрические сети завода и в сети Белорусской энергосистемы. Тепловую энергию БГПЗ потребляет сам и делится ею со структурными подразделениями РУП «Производственное объединение «Белоруснефть». 

Оператор товарный Дмитрий Новиков

— В последние годы наблюдается повышение спроса населения на один из видов выпускаемой на БГПЗ продукции — автомобильный газ. Как вы думаете, чем это вызвано? Это мировой или сугубо белорусский тренд?

— Рост спроса на автомобильный газ в Беларуси обусловлен комбинацией внутренних экономических факторов и глобальных тенденций. Во-первых, для потребителя это экономически выгодно. На газ можно перевести любой «бензиновый» автомобиль, при этом возможность езды на бензине сохранится. Перевод на газ занимает не более одного дня при затратах тысяча-полутора рублей. Однако в итоге стоимость эксплуатации авто на газу становится примерно такой же, как и электрокаров. Газовый баллон может устанавливаться вместо запасного колеса и, таким образом, не занимает место в багажнике. Сам двигатель работает мягче, масло и свечи служат дольше. Более высокое октановое число газа снижает риск детонации, что положительно сказывается на эффективности двигателя и в целом продлевает ресурс его использования. Цена на автомобильный газ в Беларуси сегодня практически в два раза ниже, чем на бензин и дизель, — это тоже существенный плюс, который стимулирует спрос. 

Во-вторых, на повышение привлекательности и доступности использования автогаза влияет развитие инфраструктуры АГЗС: сегодня по всей стране — на трассах и в населенных пунктах насчитывается 230 современных многофункциональных объектов, где можно заправиться газом и другими видами топлива, приобрести сопутствующие товары и воспользоваться дополнительными услугами. 

И в-третьих, нельзя забывать экологический аспект. СУГ считается более «чистым» по сравнению с бензином или дизелем, от его сгорания меньше выбросов углекислого газа и вредных веществ. Это соответствует глобальному тренду на снижение углеродного следа. 

Как видим, спрос на газомоторное топливо — это не просто мировой тренд, а часть энергетической трансформации. Например, в 2024 году мировой спрос на газ вырос на 2,8%, в 2025-м прогнозируется увеличение еще на 2%. В ЕС, несмотря на планы отказаться от российского газа к 2027 году, сохраняется интерес к альтернативным видам топлива, включая СУГ. Вполне естественно, что использование СПГ и СУГ как моторного топлива активно развивается в России и других странах СНГ, в том числе в Беларуси.

— Сколько автогаза выпускается на заводе? Если внутренний рынок окажется перенасыщенным этим продуктом, то какие предусмотрены варианты по его реализации, например, на экспорт?

— Согласно утвержденной для БГПЗ производственной программе в 2025 году планируется произвести 96 662 тонны сжиженного углеводородного газа марки ПБА.

В текущих условиях хозяйствования производственные мощности нашего завода сбалансированы с учетом необходимого объема потребления продукции на внутреннем рынке. Обеспечивается полная цепочка производственного цикла — от добычи нефти, отделения ПНГ, его сжижения и транспортировки на БГПЗ, переработки и производства сжиженных углеводородных газов до их транспортировки на собственную сеть АЗС и реализации конечному потребителю. Мы планируем и в дальнейшем работать, заполняя в первую очередь потребности внутреннего рынка нашей страны.

При этом БГПЗ активно развивает рынок ПБА как продукта отечественного производства, позволяющего сокращать зависимость страны от импорта, а также более экономичного и экологичного топлива по сравнению с традиционными бензинами.

Автогаз востребован, как мы уже говорили, и в других странах, включая и ближайших соседей Беларуси, и дальнее зарубежье. Но в настоящее время поставка ПБА на экспорт в южном и западном направлениях маловероятна, хотя потребность в продукте там имеется. Рынок автогаза России тоже достаточно крупный и динамично развивающийся, наш ПБА, думаю, там был бы интересен. Но в РФ присутствует огромное количество производителей, создающих плотную конкурентную среду. Поэтому возможности реализации в этом направлении, вернее, отказ от них определяются в первую очередь экономической целесообразностью.

Оператор технологических установок Сергей Кабышко

— Какие виды продукции завода можно назвать «зелеными»?

— РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» развивает и эксплуатирует собственные объекты энергетики, использующие местные виды топлива — попутный нефтяной газ, а также возобновляемые источники электрической и тепловой энергии, работающие от энергии солнца, — это фотоэлектрические станции.

Так, электроэнергия, вырабатываемая блок-станциями № 3 мощностью 3,75 МВт и № 4 на головных сооружениях мощностью 55,2 МВт, — это элемент зеленой энергетики. Фотоэлектростанции построены и введены в эксплуатацию в 2015 и 2017 годах соответственно.

— В каком техническом состоянии в начале 2026 года БГПЗ будет отмечать полувековой юбилей? Готовите ли ввод в эксплуатацию новых объектов?

— У нас все в порядке — БГПЗ находится в отличном техническом состоянии. При этом специалисты и самого завода, и «Белоруснефти» по-прежнему отслеживают по всему миру передовые технологии и оборудование, чтобы мы могли внедрять у себя лучшие практики, повышать эффективность и безопасность деятельности предприятия.

— Какие проекты по развитию намечены за следующую пятилетку?

— Например, модернизация системы автоналива на БГПЗ предусматривает установку автоматизированной измерительной системы налива сжиженных углеводородных газов в автоцистерны, состоящей из восьми комплектных узлов: пять узлов отводятся под пропан-бутан автомобильный, два — для изобутана и нормального бутана, один узел будет предназначен для изопентана и нормального пентана. Благодаря реализации проекта мы сможем сократить время пребывания автоцистерн на территории завода, наливать продукцию в автомобильные цистерны в полном соответствии с заявкой, удовлетворять требования по максимальной нагрузке на ось автотранспорта, заблаговременно оформлять товаросопроводительные документы, принимать для налива автоцистерны без уровнемеров. 

Еще один перспективный проект связан с реконструкцией системы снабжения азотом на БГПЗ, другой — с реконструкцией газопровода по маршруту «Управление по повышению нефтеотдачи пластов и ремонту скважин — Тампонажное управление — котельная на головных сооружениях ГП «Белоруснефть-Промсервис» — «Нефтебурсервис». В частности, целесообразность последнего проекта продиктована необходимостью замены физически и морально изношенного газопровода протяженностью чуть больше десяти километров, который эксплуатируется с 1967 года — 58 лет. 

В рамках модернизации устройств релейной защиты, автоматики и телемеханики подстанции 110/6 кВ БГПЗ мы намерены повысить уровень надежной и безаварийной эксплуатации энергосистемы завода.

При этом не забываем о главном тренде глобальной промышленности — цифровизации. Создание информационно-аналитической интегрированной системы «Цифровой завод» позволит консолидировать все внутренние и внешние процессы производства в единое цифровое пространство, что поможет оперативно получать информацию и отслеживать работу предприятия в режиме реального времени, повысить скорость принятия управленческих решений, сократить потребление топливно-энергетических ресурсов, ускорить реакцию на отклонения в работе оборудования.

ФОТО Вячеслав Суходольский

БГПЗ Сергей Пашков «Нафтан» «Белоруснефть»
19 Июня 2025
54
Рейтинг: 4