Как технологический суверенитет связан с промышленным туризмом? Что такое патриотика и зачем предприятиям самопиар? Об этом разговор с кандидатом экономических наук аналитиком Белорусского института стратегических исследований Ириной Русак.
— Технологический суверенитет — достаточно сложная категория, которая подразумевает право правительства определять национальные интересы в научно-технологической сфере и обеспечивать их реализацию. Основные цели — укрепление экономического потенциала страны, ускорение развития, переход на новый технологический уклад и возможность конкурировать на внешнем контуре.
Беларусь обладает для этого необходимыми кадровыми ресурсами, научным потенциалом. Например, часть оборудования для выпуска критической продукции можно изготовить у себя в стране, остальную — в России, Китае и т.п.
Для обеспечения технологического суверенитета предприятия должны более широко информировать о своих потребностях и возможностях. Одним из способов может стать промышленный туризм. Как показывают проведенные БИСИ опросы, бренд Беларуси ассоциируется с промышленностью, заводами-гигантами. В каждой области страны есть крупное предприятие, которое может стать региональной точкой роста в сфере промышленного туризма. Это своего рода стимул для развития промтуризма в Беларуси с возможным выходом на уровень Союзного государства.
— Кто должен быть заинтересован в популяризации производств и на какие бонусы можно рассчитывать?
— В нашей стране промышленный туризм стал активно развиваться с 2015 года. Крупные предприятия давно организуют интересные экскурсии на производство для разных целевых аудиторий — от школьников до иностранных туристов. Многие создали в своих музеях макеты с демонстрацией технологических цепочек и образцов готовой продукции. По официальным данным, в сфере промышленного туризма в 2023 год экскурсии были организованы почти для 190 тысяч человек, из них предприятия Минпрома посетили 93,5 тысячи туристов, Беллегпрома — 11,7 тысячи, Белгоспищепрома — около 40 тысяч, Минстройархитектуры — примерно 44,5 тысячи человек.
Сегодня организации по-другому начали относиться к промышленному туризму. Они развивают и популяризируют не только свой бренд, но и свою страну, акцентируют внимание на инвестиционной привлекательности. Однако все еще наблюдается определенный информационный голод — недостаточно рекламы экскурсий, анонсов и т.п.
Потенциально в стране более 150 предприятий могут предоставлять услуги промышленного туризма. Самые посещаемые — БЕЛАЗ, МТЗ, «Коммунарка», «Гомсельмаш», «Неман», «Аливария», «Зорка», «Луч», «Туровский молочный комбинат», «Белхудожкерамика», «Полесье», «Кристалл» и другие.
Частные туроператоры предлагают однодневные поездки с посещением производства в среднем ценовом диапазоне — 50—150 рублей с человека. При этом практически каждый турист хочет увезти с собой местный сувенир, мерч или купить готовую продукцию, что дает предприятию дополнительный доход. Но самое главное, что хотят люди, — увидеть своими глазами, как производится то, чем они пользуются в повседневной жизни.
Потенциальные выгоды необходимо рассматривать с позиции предприятия, местных органов власти, населения.
Для производителя — это популяризация продукции или услуги, возможность предоставить больше информации о производстве и заключить выгодную сделку по финансированию или экспорту продукции, а также, разумеется, способ профориентации молодежи для последующего трудоустройства у себя.
Для местных органов власти — это инвестиции в развитие территории, рост экономики региона, а также вклад в гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи. Для населения — стимул развития бизнеса в регионе, что повысит его узнаваемость, сформирует у людей ценностное осознание гордости за малую родину и страну.
Например, в России развивают патриотику промышленности. Для школьников проводят экскурсии на успешных предприятиях, показывают производство, готовую продукцию и тем самым формируют лояльное отношение к рабочим специальностям, выводят детей из цифровой среды в объективную реальность.
— Как нефтехимический комплекс вписывается в эту схему?
— Он уже давно участвует в промышленном туризме. И не только заводы, но и, например, автозаправочные станции РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», которые отличаются высоким качеством продукции и оказываемых услуг, в том числе общепита. Это в целом удобные места не только для заправки авто, но и отдыха, питания туристов, более того — готовая инфраструктура с учетом качества дорог. АЗС должны шире использоваться в качестве остановочных пунктов по пути следования экскурсий на предприятие или к знаковому историческому месту.
Можно совмещать промышленный и гастрономический туризм или специально привозить туристов в подшефные сельскохозяйственные организации крупных нефтехимических предприятий, угощать сельхозпродукцией и там же ее продавать, при возможности демонстрировать процесс ее изготовления. Главное — наладить поток экскурсий. Сейчас у населения есть запрос на то, чтобы посмотреть что-то новое внутри страны.
— БИСИ взаимодействует с российским Агентством стратегических инициатив в сфере развития промышленного туризма. Как он развивается в РФ?
— Последние два года наш институт активно изучает опыт АСИ по развитию промтуризма. Агентство запустило акселерационную программу по развитию промышленного туризма в качестве механизма улучшения имиджа российских предприятий и формирования потребительской лояльности к продукции российских брендов. На развитие промтуризма выделены государственные ресурсы. Появился и такой бонус, как налоговые льготы для предприятий. Заметно увеличилось количество промышленных экскурсий, укрепилась межрегиональная кооперация предприятий. К процессу подключились блогеры, лидеры общественного мнения. В результате у российской молодежи такие экскурсии сейчас в тренде. Популяризация промышленного туризма привела к тому, что в 2023 году более 1 миллиона человек побывало на российских предприятиях, хотя в 2021-м их было всего 200—250 тысяч.
Предприятия увидели возможности для обмена опытом, технологиями, организации работы с кадрами. Промышленный туризм вышел на уровень инвестиционной привлекательности. Огромное количество людей готово посещать эти предприятия. Экскурсии на производства повлекли за собой популяризацию исторического, гастрономического туризма. На маршрутах совершенствуется сопутствующая инфраструктура, появляется бизнес по производству и продаже сувенирной продукции.
Однако в России не любой завод может заниматься промтуризмом. Предприятие должно вложить определенные ресурсы, чтобы эксперты определили его готовность оказывать соответствующие услуги. Для этого внедрена специальная методология. Если организация соответствует требованиям, значит, ее услуги безопасны и отвечают стандартам качества.
В рамках акселератора создаются центры компетенции, где экскурсоводы проходят обучение для работы в сфере промышленного туризма и проведения экскурсий на предприятиях. В России он уже популяризирован и масштабирован. У нас — в стадии становления.
— Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в Беларуси для успешного развития этой сферы?
— Среди сложностей, которые сейчас существуют, отмечу отсутствие стандарта в сфере промышленного туризма. Предприятия сами разрабатывают регламенты и иные нормативные документы, которые необходимы для посещения производств различной специфики. Программы часто не адаптированы под аудиторию. Отсутствует единый механизм запуска маршрутов, согласованный в масштабе страны. Не полностью сформирована институциональная структура развития промышленного туризма на государственном уровне, хотя уже много наработок в данном направлении есть у Министерства спорта и туризма, Национального туристического агентства, Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров Республики Беларусь, представителей промпредприятий.
Разработка и внедрение такого стандарта в Год качества стали бы знаковыми, на мой взгляд.
Главное, сегодня есть понимание того, что для успешной работы производств, развития регионов необходимо искать новые точки роста, улучшать позиционирование. И ощутимую пользу может и должен принести промышленный туризм.
ФОТО Елизавета Лукашун