— Анатолий Дмитриевич, каково ваше видение наиболее значимых событий прошедшего года?
— На мой взгляд, среди важных событий 2017 года необходимо отметить возобновление после рецессии экономического роста в промышленности, на долю которой приходится примерно 26% ВВП страны.
Именно в индустрии наблюдался наибольший прирост по сравнению с остальными отраслями. Увеличились чистая прибыль, рентабельность и объем экспорта. Одна из существенных мировых тенденций — разворот от «экономики услуг» к новой индустриализации в терминологии: «четвертая промышленная революция», «интернет вещей», «цифровая экономика» и др.
Например, в Европейском союзе концепция «Индустрия 4.0» — это инновационная стратегия развития и повышения конкурентоспособности на промышленной основе.
Завершение реконструкции ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан» позволит увеличить глубину переработки нефти до 90%
Она включает не только становление нового шестого технологического уклада, ядром которого являются нано-, био-, информационные, коммуникационные и другие передовые технологии, но и своего рода «насыщение» ими существующих базовых производств.
Европейцами поставлена задача — к 2020 году увеличить на 30% долю индустриального производства в ВВП еврозоны. Аналогичные приоритеты реализуются в США, Японии, Китае и других странах. Что бы ни говорили о разных сферах приложения труда, но именно индустриальный сектор выступает подлинным «катализатором» инноваций.
— Такой индустриальный поворот в мире — это, наверное, серьезный вызов для отечественной промышленности?
— Безусловно. Поэтому вопрос о повышении конкурентоспособности промышленности страны с ее открытой экономикой имеет исключительное значение. Один из ключевых факторов роста производства, экспортных поставок, прибавки в доходах — своевременная модернизация на основе инновационных технологий. Нам многое надо успеть и в ускорении техпереоснащения, и в создании новых производств, и в освоении востребованной на рынке продукции. Кто не поспевает вовремя совершенствоваться, тот отстает и попросту сходит с «дистанции». Таковы реалии рыночной конкурентной борьбы.
— И как выглядят на этой «дистанции» предприятия концерна?
— Нефтехимическая отрасль — одна из важнейших в стране. Ее вклад составляет примерно 20% всей промышленной продукции и треть экспортных поставок. Организации концерна проводят активную политику модернизации и освоения востребованной инновационной продукции, удельный вес которой в общем объеме производства приблизился к 50%.
На мой взгляд, отличительная черта работы концерна — это стройная система управления отраслевыми предприятиями и внутриотраслевого взаимодействия на принципах вертикально интегрированной корпорации, а также видение долгосрочных приоритетов и перспектив, взвешенная оценка рисков, концентрация средств на ключевых направлениях развития нефтехимического комплекса.
Концерном создана консолидированная товаропроводящая сеть, используются сетевые подходы при осуществлении долгосрочных модернизационных проектов, на предприятиях постоянно повышается квалификация персонала. Все это позволяет в сложных внешнеэкономических условиях наращивать объемы производства и экспорта продукции, снижать издержки. В рамках государственных и отраслевых программ реализуются крупные инвестиционные проекты.
Приоритетное значение имеет завершение реконструкции ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан», что позволит достичь 90-процентной глубины переработки нефти. Возведение нового азотного комплекса в ОАО «Гродно Азот» увеличит производственные мощности предприятия на 60%. ОАО «Белшина» после окончания модернизации освоит выпуск сверхкрупногабаритных шин для комплектации карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности.
Реализация крупного инвестиционного проекта в ОАО «Могилевхимволокно» позволит полностью перейти на современные технологии производства востребованной полиэфирной продукции. В ОАО «СветлогорскХимволокно» начат выпуск «умных» полиэфирных нитей с особыми свойствами. Эта и другая инновационная химическая и нефтехимическая продукции соответствуют сегодняшним запросам рынка. РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» благодаря освоению новых технологий сегодня успешно работает в Индии, Эквадоре, Венесуэле, Украине, России. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить руководство концерна «Белнефтехим» и предприятия отрасли — членов ассоциации «БелАПП» за конструктивное взаимодействие, направленное на решение задач социально-экономического развития.
— Отвечает ли современным реалиям государственное регулирование в промышленном секторе?
— Зарубежный опыт показывает, что в настоящее время механизма рыночной саморегуляции уже недостаточно для решения структурно-инвестиционных задач модернизации экономики. В мире происходит трансформация взглядов на роль государства как института устойчивого развития. Так, в январе прошлого года Всемирный банк опубликовал «Доклад о мировом развитии 2017: государственное управление и закон», в котором госрегулирование обозначено как важный фактор решения «проблем, угрожающих безопасности, экономическому росту и социальной справедливости».
— Эффективная работа индустриального сектора, наверное, предполагает тесную взаимосвязь модернизационных стратегий предприятий и государственной экономической политики?
— Для повышения конкурентоспособности промышленности, выхода на устойчивый экономический рост, несомненно, необходимо совершенствовать меры, применяемые как в производственно-технической сфере, так и в области экономической политики.
Для предприятий реального сектора, включая организации концерна «Белнефтехим», актуальным видится решение вопроса о восполнении оборотных средств для реализации программ модернизации, экспортных контрактов.
Трудно опровергнуть, что результаты работы предприятий определяются не только эффективностью управления «факторами производства», но и зависят от «экономических условий хозяйствования», формируемых государством. Уровень инфляции, стабильности рубля, стоимость денежных ресурсов, налоговая нагрузка и другие факторы оказывают стимулирующее или дестабилизирующее воздействие на бизнес-деятельность. Как показывает опыт других стран, в обостряющейся конкурентной борьбе приоритетной задачей для госорганов становится создание благоприятной экономической среды.
Поэтому очевидны дальнейшие шаги по формированию для отечественного бизнеса, как малого и среднего, так и крупного, конкурентных условий, сравнимых, прежде всего, со странами Евразийского экономического союза. На эти цели, в частности, направлен Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства», устанавливающий уведомительный подход и снимающий многие барьеры при проведении капитального ремонта, технической модернизации производственных мощностей.
— На какие проблемы сегодня следует обратить пристальное внимание?
— На мой взгляд, для предприятий реального сектора, включая организации концерна «Белнефтехим», актуальным видится решение вопроса о восполнении оборотных средств для реализации программ модернизации, экспортных контрактов. Проблема «оборотки» особенно чувствительна для открытых акционерных обществ «Белшина», «Могилевхимволокно», «Лакокраска» и других. Сведение целей денежно-кредитной политики только к параметру снижения инфляции, полагаю, не в полной мере способствует решению насущных задач развития. Кстати, западная практика целеполагания включает триединство целей: рост экономики, увеличение занятости и стабильный уровень цен.
Лучший мировой опыт подтверждает, что не количественное ограничение денежной массы, а нормализация денежного обращения в целом служит ключом к подавлению инфляции. Не вполне обоснованным видится имеющийся существенный разрыв между уровнем инфляции, оценивающимся в 3-4% за 2017 год, и стоимостью кредитных ресурсов, ставки по которым отличаются более чем на 10 процентных пунктов. В условиях дорогого банковского кредита искусственно отсекается значительное количество вполне доходных инвестиционных проектов, которые и не требовали бы государственной поддержки. В результате деловая активность снижается, государство недополучает новые товары и услуги, не создаются дополнительные рабочие места, не стимулируется потребительский спрос.
— На ваш взгляд, как развиваются интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза?
— Рассматривая прошедший период становления ЕАЭС, необходимо отметить непростой характер проблем, сопровождающих процесс интеграционного строительства. Формирование его институциональной основы в рамках договора о ЕАЭС прошло, можно сказать, более гладко. На пути интеграции, несмотря на имеющиеся разногласия, очевидны и результаты. В 2017 году принят новый Таможенный кодекс. Стартовал общий рынок лекарственных препаратов. Достигнут очевидный прогресс в развитии системы техрегулирования. Разработаны и приняты 40 технических регламентов, 35 из которых вступили в силу. Позитивный шаг — проведенная Евразийской экономической комиссией работа по систематизации барьеров, ограничений, изъятий и согласование действий по их устранению до 2019 года.
Но выявление препятствий, полагаю, не главное в работе комиссии. Важнее предложить эффективный механизм их устранения. В этой части, как оказалось, не все так легко и просто, что отражается на бизнес-деятельности, обусловливая повышенный уровень рисков и дополнительные издержки. Интеграционный сценарий, несомненно, имеет реальные перспективы при более полном использовании механизмов промышленной кооперации, научно-технического сотрудничества и реализации приоритетных инновационных проектов. Они видятся в качестве «приводных ремней» интеграции.
Пётр ПЕТРОВИЧ, фото Дарьи ХАЧИРАШВИЛИ и Игоря МАЛАЩЕНКО