В 2010-м после глобальной модернизации завод стал выпускать твердый парафин, получил статус монополиста в стране и крупного экспортера. Новый инвестпроект позволил реконструировать энергетический комплекс предприятия и построить производства высокоочищенного парафина, масел, смазок и других технических жидкостей. Как?
— Во время первой модернизации директорат завода горного воска решил, что от выпуска неконкурентной продукции предприятие будет отказываться.
Так мы смогли сконцентрироваться на важных для нас направлениях, сохранить монополию на белорусском рынке в производстве твердых нефтяных парафинов и начать новый этап развития.
Инвестиционный проект «Строительство производства высокоочищенного парафина, масел, смазок, СОЖ, модельных составов с реконструкцией энергетического комплекса» будет окупаться еще несколько лет. Все это время конкуренты будут развиваться. Но у нас есть собственная стратегия. Ее ключевое преимущество — кооперация внутри концерна «Белнефтехим». Что это значит на практике? Прежде всего, надежное партнерство с крупнейшими игроками на рынке нефтехимии, в частности ОАО «Нафтан».
Содержать торговых представителей и специалистов узкого профиля нашего сегмента рынка за рубежом нам не по карману. А благодаря структурам товаропроводящей сети (ТПС) концерна нам удается позиционировать себя на рынке как предприятие «Белнефтехима». Так, у нас есть возможность реализовывать свою продукцию через его общую товаропроводящую сеть. Именно ТПС позволяет нам соблюсти интересы концерна, интересы нашего небольшого предприятия с численностью 300 человек.
Мы установили долгосрочные договорные отношения с потребителями на рынках Польши, Украины, Литвы, Италии, Румынии, Болгарии, Словении и Сербии.
Стратегия выбора рынка проводится с учетом сезонности, менталитета конечных потребителей, основных принципов нашей политики продаж. Что это значит? Например, Италия — это центр католичества, здесь культ горения свечей, поэтому наша продукция весьма востребована. Большой рынок сбыта открывается в странах бывшей Югославии.
— Думаю, в Италии нам удалось «подвинуть» Китай, прежде всего за счет высокого качества нашей продукции. И, конечно, логистики. Некоторые производители свечей охотно покупают наш высокоочищенный парафин и миксуют его с другими составами. Так получается выгоднее по цене и по объему. Кроме Италии ключевыми рынками для нас являются Польша, Прибалтика, Украина.
— Работать интересно, хотя и не просто. В Украине изменилось законодательство, но благодаря своевременным советам наших коллег мы успели внести изменения в маркировку товара. Сейчас, например, для соответствия требованиям основных потребителей, а это сельскохозяйственные производственные и перерабатывающие предприятия, мы маркируем масла и смазки на украинском языке.Как и требуется. Поэтому адресую слова благодарности отделению товаропроводящей сети в Киеве «БНХ-Украина».
— Диверсификация рынков сбыта идет по двум направлениям. Мы работаем на новых премиальных рынках, а на традиционные рынки выходим с новыми товарами.
Например, сейчас работаем над поставками смазки для лифтовых канатов ЗГВ-ЛСК на рынок Российской Федерации.
В результате мероприятий по диверсификации рынков сбыта за 4 месяца 2018 года увеличена реализация продукции на новые рынки на 174,5% в натуральном выражении к соответствующему периоду прошлого года, что позволило прирастить выручку на 5,9 млн долларов, или 191,6% к уровню прошлого года.
Цифры неплохие, но впереди много работы. В мире активно строятся новые заводы, развиваются производства, создаются и тиражируются технологии.
Наша страна готовится к вступлению в ВТО, Россия планирует отмену налогового маневра, ожидаем пуск Белорусской атомной электростанции. И наше маленькое предприятие должно быть готово к глобальным внешним изменениям. И чем раньше мы начнем работать в новых экономических условиях, тем лучше. Сегодня наши специалисты наладили работу по закупке дополнительных объемов сырья — нефтяного гача — по прямым контрактам производителя. Пробуем, учимся.
Такая работа для нас — дополнительная ступень интеграции в мировую экономику. Конечно, это не так просто, как провести закупки внутри концерна у ОАО «Нафтан» по знакомому и понятному алгоритму. Но в данном контексте хотим поблагодарить наших основных акционеров — ОАО «Нафтан» и концерн «Белнефтехим» — за поддержку и помощь на новом этапе становления нашего предприятия.
ТЕКСТ и ФОТО Ольга Спехова