В современных условиях без качества продукции не будет ни бренда предприятия, ни спроса, ни реализации, а следовательно, — и прибыли. Понимая это, в ОАО «Белшина» борьба за повышение качества шин ведется постоянно, причем в условиях масштабного технического перевооружения.
На смену старым станкам и линиям на всех заводах предприятия приходит современное оборудование, роботизированные и полуавтоматические линии. Где-то реконструкция уже близка к завершению, где-то она в разгаре, а где-то еще только начинается. Благодаря техническому перевооружению, на заводе массовых шин, например, процесс сборки и вулканизации стал практически безлюдным. Если раньше от профессионализма работника зависело очень многое, то сегодня сборщики и вулканизаторщики стали операторами, задача которых взять полуфабрикат и поместить в определенное место, а дальше все остальное за него делает машина под контролем компьютера.
Учитывая современные требования на мировом рынке, предприятие из года в год наращивает выпуск цельнометаллокордных шин, которые в сравнении с диагональными имеют более высокие эксплуатационные характеристики, дольше служат и позволяют экономить автомобильное топливо.
Следует отметить, что в мире среди крупных производителей до «Белшины» только три компании владели секретами сверхкрупногабаритных ЦМК шин — это «Мишлен», «Гудьир» и «Бриджстоун». Сейчас в этот «клуб шинных высоких технологий» входит и «Белшина».
В разработке новых передовых технологий бобруйским шинникам помогают ученые нашей страны. На «Белшине» давно поняли: без научных разработок нет будущего. Но если раньше было несколько НИИ, проектировавших шины, то с развалом СССР они ушли в небытие, и уже много лет «Белшина» научными изысканиями занимается сама. Кроме того, предприятие и Белорусский государственный технологический университет (БГТУ) создали на базе ОАО «Белшина» филиал кафедры технологии нефтехимического синтеза и переработки полимерных материалов.
Открыта новая страница взаимоотношений между предприятием и ведущим вузом страны, где готовят специалистов в области переработки эластомеров. В БГТУ по инициативе «Белшины» начата подготовка по двум новым специальностям — технологии и конструирования шин. На базе БГТУ также создана отраслевая лаборатория шинной промышленности, в оснащение которой предприятие вложило 3,5 млрд рублей.
В последний год специалистами «Белшины» была сконструирована новая линейка шин для легковых автомобилей под брендовым именем «Artmotion», «Artmotion Snow», «Artmotion Spike»; многие видели их рекламу по телевидению. В фирменных магазинах «Белшины», в торговых домах предприятия за рубежом, в региональных представительствах на легковые шины этой линейки наблюдается устойчивый повышенный спрос.
Кроме того, под новым брендовым именем началось производство грузовых и сельскохозяйственных шин. Так, сравнительно недавно освоены новые шины размера 800/65R32 модели Бел —141 «Galero-agro». Новая продукция — это широкопрофильные сельскохозяйственные шины радиальной конструкции с низким удельным давлением на почву, предназначенные для самоходной энергонасыщенной аграрной техники отечественного и импортного производства. А шины для грузовых автомобилей, в том числе и автотягачей выпускаются под брендовыми именами «Forcerra», «Escortera».
В основе современного шинного производства три незыблемых аспекта: конструкция, технология и рецептура, все они взаимосвязаны между собой, и в конечном итоге выливаются в качество конечной продукции. Основную тяжесть по разработке конструкций шин, определению резиновых смесей и первичным испытаниям взяли на себя инженерно-технический центр, центральная заводская лаборатория, управление по испытаниям шин и техническому сопровождению продукции. И в последние годы специалистами всех этих подразделений проведена большая работа по созданию целой гаммы новых высококачественных шин.
Каждая шина при постановке на производство проходит испытания либо в Испании, либо в России на аттестованных полигонах, где специалисты с контрольно-измерительными приборами оценивают новые модели шин. Это делают все мировые компании. Например, на полигоне «IDIADA», Испания, завершены лабораторно-дорожные испытания шин из новой брендовой линейки «Artmotion» (ОАО «Белшина»).
Шины типоразмеров 175/65R14, 185/60R14, 185/65R14, 185/65R15 из брендовой линейки «Artmotion» испытывались по показателям безопасности. По результатам испытаний на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН №117 шины полностью соответствуют европейским стандартам по уровню звука, издаваемого при качении, и эффективности сцепления с мокрым дорожным покрытием.
Экспертная оценка шин по комплексу таких показателей, как устойчивость при прямолинейном движении, рулевое управление, управляемость на сухом и мокром дорожных покрытиях, акустический комфорт, а также величина тормозного пути на сухом и мокром дорожном покрытии показали, что шины «Artmotion» равноценны шинам ведущих мировых производителей.
В результате испытаний шин по европейскому стандарту (Правила ЕЭК ООН №117) на автополигоне в городе Дмитров, Московская обл., было определено, что шины из брендовой линейки «Artmotionsnow» ОАО «Белшина» характеризуются низким уровнем звука, издаваемого при качении, что обеспечивает безопасность и комфортабельность езды. Выйти на столь высокие показатели качества удалось благодаря специальной рецептуре и дизайну рисунка протектора.
Также тестовые испытания на «пробой» в сравнении с шинами ведущих мировых производителей показали самую высокую прочность каркаса и стойкость боковой поверхности к повреждениям и ударам. Глубина рисунка протектора (не менее 9 мм) обеспечила высокие тягово-сцепные свойства и эксплуатационную ходимость. Таким образом, полученные технические показатели шины типоразмера 195/60R15 «Artmotionsnow» в результате лабораторно-дорожных испытаний не просто оказались равноценными, но и превзошли показатели аналогичной шины ведущего мирового производителя.
Следует учесть при этом, что цена на наши шины значительно ниже, а гарантийные обязательства перед потребителями более чем серьезны. Работа по улучшению качества и эксплуатационных характеристик шин продолжается на всех заводах «Белшины».
Валерий ЗИНОВСКИЙ, главный редактор газеты «Шинник» ОАО «Белшина»,
ФОТО Игоря Драпезы