— Каждая технология имеет свои плюсы и минусы и определяется технико-экономическими особенностями производства. На нефтеперерабатывающих заводах применяют, как правило, несколько технологий, обусловленных схемой переработки нефти и доступной сырьевой базой.
В ОАО «Мозырский НПЗ» этот нефтепродукт выпускают на комбинированной установке производства битума с блоком ВТ (вакуумная трубчатка), используя технологии окисления и компаундирования. Конечный выбор технологии определяется составом сырья и номенклатурой выпускаемой продукции.
— Битум дорожный ОАО «Мозырский НПЗ» соответствует европейскому стандарту качества EN 12591-2010 — это доказывают получение в 2011 году сертификата ЕС на систему контроля производства и ежегодное подтверждение этого сертификата. Основной объем выпускаемого дорожного битума приходится на марку 70/100.
Давайте рассмотрим требования стандарта EN 12591-2010 к характеристикам, влияющим на прочностные свойства асфальтобетонной смеси, полученной с применением битума марки 70/100.
Можно выделить два основных параметра прочностных свойств и один низкотемпературный. Первый параметр — пенетрация при 25 °С. Он показывает вязкостные свойства битума и является характеристикой прочности на сдвиг. Чем ниже пенетрация, тем прочнее слой битума, склеивающий минеральный наполнитель в асфальтобетоне. Требования стандарта к пенетрации при 25 °С — 70—100 мм. Второй параметр прочностных свойств — температура размягчения (метод КиШ). Он характеризует температурную устойчивость битума. Чем выше показатели, тем более устойчив асфальтобетон к необратимым пластическим деформациям (наплыв, колееобразование). Требование стандарта — 43—51 °С.
Параметр «температура хрупкости» характеризует устойчивость битума к трещинообразованию при отрицательных температурах. Чем ниже этот показатель, тем выше устойчивость к трещинообразованию. Требование стандарта — не выше минус 10 °С.
Исходя из анализа зависимостей, можно увидеть, что к дорожному битуму одной и той же марки одновременно предъявляются противоположные требования по прочностным и низкотемпературным свойствам, т.к. его качество должно соответствовать требованиям климатической зоны, в которой будет происходить эксплуатация дорожного покрытия. Один и тот же битум должен обеспечить сопротивление пластическим деформациям летом (обладать высокими показателями пенетрации и температуры размягчения) и быть устойчивым к трещинообразованию зимой (обладать низкими показателями температуры хрупкости). Температурный интервал климатической «годности» применения битума можно определить как так называемый интервал пластичности, ограниченный, с одной стороны, температурой хрупкости, а с другой — температурой размягчения. Несмотря на то, что параметр в стандарте отсутствует, важно его учитывать.
На основе простых арифметических вычислений можно увидеть, что минимально допустимые значения интервала пластичности для марки 70/100 составляют не менее 53 °С. Много это или мало? Ответ на данный вопрос определяют организации, проектирующие дороги. Поэтому в каждом стандарте для производства битумов дорожных четко определены их марки и даны рекомендации по их применению в зависимости от климатических зон.
Технические специалисты предприятия учитывают, что дороги, сделанные с использованием мозырского битума, эксплуатируются не только в Республике Беларусь, но и в странах других климатических зон и выдерживают значения параметров температуры размягчения и хрупкости с запасом, сохраняя требуемые значения пенетрации при 25 °С. Это, в свою очередь, увеличивает интервал пластичности (выше 60 °С), позволяет использовать одну марку битума в пограничных областях климатических зон, улучшает эксплуатационные характеристики дорожных покрытий и, соответственно, снижает затраты на поддержание дорожных покрытий в надлежащем состоянии для проектной климатической зоны.
СПРАВКА
Существуют следующие основные технологии получения битума:
— Ни присадки, ни модификаторы при производстве битумов дорожных в ОАО «Мозырский НПЗ» не применяются. Качество битума определяется правильно подобранными сырьем и технологией производства.
— Разумеется, паспортом на товарную продукцию. Возникает другой вопрос: какая работа должна быть выполнена, чтобы получить такой документ? Если упрощенно ответить на этот вопрос, то анализ и прогноз качества битума в ОАО «Мозырский НПЗ» начинаются с изучения свойств сортов нефти, поступающих на переработку, т.к. не все ее сорта одинаково хороши для его производства. Далее после определения предельного содержания разных сортов нефти, поступающих на переработку, определяются режимы технологических объектов завода, влияющих на качество сырья для производства битума, и выбирается технология производства. Естественно, на каждом этапе осуществляется строгий контроль за качеством получаемых продуктов.
На нефтеперерабатывающих заводах битум является важным, но далеко не единственным товарным продуктом, существенно влияющим на экономическую эффективность предприятия.
В ОАО «Мозырский НПЗ» все механизмы производства продукции хорошо отлажены, их функционирование ежегодно подтверждается внешними аудитами систем менеджмента и аккредитованными лабораториями с выдачей соответствующих деклараций, сертификатов.
Отмечу и современный подход к реализации битума. Для нас это не только отпуск товара, но и мероприятия по снижению логистических издержек покупателей. В ОАО «Мозырский НПЗ» внедрена электронная очередь для покупателей, организован круглосуточный режим отгрузки битума в автотранспорт. Учитываются также пожелания перевозчиков, использующих автотранспорт, по обеспечению требуемой предельной нагрузки на ось битумовоза при транспортировке в летнее время и по соблюдению оптимального температурного режима перевозимого битума.
— Этот вопрос напрямую пересекается с вопросом о качестве битума. Отмечу, что технические специалисты изучают существующие и перспективные стандарты для производства битума, включая стандарты Украины, Российской Федерации, межнациональные, и проводят большую опытно-лабораторную и аналитическую работу.
Мы стараемся спрогнозировать, как и из какого сырья будем производить битум в будущем. Сегодня мозырские битумщики готовятся к вводу в эксплуатацию в ОАО «Мозырский НПЗ» комбинированной установки гидрокрекинга комплекса переработки тяжелых нефтяных остатков, строительство которой находится в завершающей стадии. Получаемый на новой установке гудрон потребует подбирать новый состав сырья для производства битума. И мы к этому готовы!
БЕСЕДУЕТ Лана Петрова
ФОТО Игорь Малащенко