Как показывает мировой опыт, госкорпорации ориентируются на создание инновационной экономики и модернизацию промышленных предприятий. Корпоративные системы способны обеспечивать привлечение инвестиций и за счет этого создавать условия для инновационно-технологического прорыва при поддержке государства.
— Общеизвестно, что плюсы крупных промышленных комплексов связаны, прежде всего, с получением эффекта от масштаба снижения себестоимости продукции с возможностью сокращения затрат. Главное преимущество корпорации заключается в использовании возможностей организаций, в нее входящих, для получения максимального экономического эффекта от снижения расходов на производство, создания финансовых потоков и т.д. для каждого участника процесса.
В рамках работы комплекса появляется возможность полностью выстроить цепочку — от научной разработки до получения конечной товарной продукции такого качества, которое соответствует требованиям рынка. Промышленный комплекс помогает предприятиям в реализации крупных инвестиционных проектов. Причем поддержка носит не эпизодический, а системный характер.
В отличие от малых промышленных предприятий крупная корпорация способна аккумулировать существенные финансовые средства и направлять их на реализацию эффективных проектов. Это один из ее положительных эффектов. Если говорить о сложностях, то к ним относится управляемость крупных промышленных предприятий. Это, по большому счету, целая наука.
— Безусловно, работа в должности заместителя председателя концерна «Белнефтехим» обогатила мои знания и опыт. Мне удалось глубоко изучить особенности предприятий, входящих в концерн, понять нюансы производственной, финансовой и экономической деятельности каждого из них. В то же время я изнутри увидел эффект корпорации во взаимодействии предприятий концерна «Белнефтехим».
Работая в аппарате концерна, более четко видишь финансовые потоки организаций, источники поставки сырья, рынки сбыта товарной продукции. С этой точки зрения мне удалось получить неоценимый опыт, который сегодня оказывает позитивное влияние на мою работу в должности генерального директора ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод».
— У каждого структурного подразделения есть своя специфика. Это и объекты производственной, социальной сферы, дочерние структуры, вспомогательные цехи. Для четкой работы крупного промышленного предприятия важны создание оптимальной управленческой структуры и принятие грамотных управленческих решений.
Если соответствующая схема выстроена, то она дает организации максимально положительный результат работы. По сути, проявляется синергетический эффект: управленческая система плюс положительные факторы, свойственные крупному промышленному предприятию. Если обе составляющие работают, то оно имеет однозначное преимущество перед малой организацией.
— По поводу создания кластера, ядром которого стали ОАО «Нафтан» и ПГУ, необходимо отметить, что предприятие и вуз находятся в одном городе. Они пришли к правильному решению объединиться в кластер. Что же касается ОАО «Мозырский НПЗ», то у нас другая ситуация — в нашем городе нет профильного вуза. Однако мы тесно работаем с Белорусским государственным технологическим университетом и Полоцким государственным университетом. У нас есть актуальные темы для сотрудничества. Учреждения высшего образования выполняют для нас определенные научные работы. Мы поддерживаем контакты не только с университетами, но и проектными институтами, плотно работаем с лицензиарами технологических процессов.
Можно сказать, что, не создавая кластерную структуру, мы постоянно взаимодействуем, используем кластерный подход. С моей точки зрения, это дает серьезный положительный эффект.
Ведь за последние 10 лет ОАО «Мозырский НПЗ» реализовал 16 крупных проектов и освоил инвестиции в основной капитал в размере 1,5 млрд долларов. Все без исключения проекты окупились в достаточно короткие сроки. Мы давно работаем в тесной связи с наукой, проектными организациями, разработчиками оборудования, поставщиками, понимаем важность процессов взаимодействия, стараемся их поддерживать и развивать.
Текст Наталия Шереш, Светлана Сабило Фото Игорь Малащенко, архив «Вестника Белнефтехима»