Поиск

Поток

Рынок бункерного топлива: кого коснется ветер перемен?

14 Ноября 2018
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель
Рынок бункерного топлива: кого коснется ветер перемен?

Одно из самых чувствительных решений Международной морской организации (IMO) по сокращению загрязнения морской среды в ответ на угрозу изменения климата — ограничение до 0,5% содержания серы в бункерном топливе.

Планируется, что это требование вступит в силу с января 2020 года и повлечет серьезные изменения на глобальных рынках нефтепродуктов и нефти. «Ветер перемен» в открытом море и прибрежной зоне сделает воздух более чистым, а бункерное топливо — более дорогим.

С учетом экологических требований спрос на продукты с низким содержанием серы значительно вырастет на мировом рынке. Согласно оценкам Международного энергетического агентства (IEA), 2 млн барр./сут. низкосернистых дистиллятов поступит на бункерный рынок в 2020 году. Об этом заявила редактор издания «Argus. Экспорт нефтепродуктов» Эльвира Чукмарова на ежегодной Международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница», которая состоялась в Минске.

Сегодня примерно половина объема потребления мазута приходится на бункерное топливо.

И если в последнее время спрос на мазут уменьшается, то на бункерное топливо остается стабильным. Разумеется, экологические требования приведут к тому, что к 2020 году значительные объемы высокосернистого топлива будут вытеснены с бункерного рынка. Высокосернистый продукт найдет другое применение или будет преобразован в низкосернистое топливо.

Как отметила эксперт, существуют следующие сценарии ограничения содержания серы в топливе:

  • установка скрубберов, т.е. специальных очистительных устройств на судах (использование высокосернистого топлива);
  • переход на топливо с серой 0,5% (ULSFO);
  • бункеровка малосернистым дизтопливом (MGO);
  • переход на альтернативные топлива (LNG, LPG, метанол и т.п.);
  • несоответствие требованиям (санкционированное или несанкционированное несоблюдение).

Однако до сих пор непонятно, какой вариант решения проблемы выберут судовладельцы.

Сейчас потребление бункерного топлива происходит там, где у морских судов наиболее выгодная заправка. Сравнительно дешевая она преимущественно в ключевых бункерных хабах, т.е. узловых портах.

— А как будет после 2020 года — неизвестно. Вопрос остается открытым до сих пор, — отметила Эльвира Чукмарова. — Сначала ожидается рост потребления MGO. Затем прогнозируется ситуация без явного победителя, кроме LNG.

Сегодня в мире мало заводов, которые способны выпускать мазут такого качества, и к 2020 году их принципиально больше не появится. Да и стоимость бункерного топлива будет более высокой — ведь чем ниже содержание серы, тем оно дороже. Скубберы до сих пор использовались на круизных судах и паромах, перспектива установки их на больших контейнерных судах весьма туманна.

По словам эксперта, сейчас среднее содержание серы в бункерном топливе составляет 3,5%. Для смешивания будут нужны большие объемы газойля, что приведет к уменьшению предложения бензина, нафты и легких дистиллятов. Восполнение потерь потребует дополнительной загрузки мощностей НПЗ нефтью. Это даст увеличение производства тяжелых остатков. Получится своего рода замкнутый круг. В то же время отказ бункерного рынка от высокосернистого топлива приведет к значительному падению цен на мазут с содержанием серы 3,5%.

ogranichenie_sery-v-toplive_smesheneie-sery-s-toplivom

ogranichenie_sery-v-toplive_smeshenie-vgo-s-seroj

Эльвира Чукмарова считает, что с потерей бункерного рынка многие НПЗ переключатся на производство битума, поэтому его стоимость упадет вслед за мазутом. Однако битумный рынок намного меньше бункерного.

— В целом, нам ясно, что ничего не ясно, — с иронией резюм  ировала эксперт. — Сегодня лишь очевидно, что Международная конвенция по ограничению вредных выбросов морскими судами (MARPOL) серьезно воздействует на рынок. Спрос на низкосернистый мазут и легкие сорта нефти станет причиной перераспределения маржи переработки. Значительные объемы дистиллятов будут направлены на блендирование для получения низкосернистого бункерного топлива, что подстегнет спрос на светлые нефтепродукты. Стоимость продуктов для переработки вырастет.

ogranichenie_sery-v-toplive_kompensaciya_dohodnostiКому же сейчас необходимо готовиться к переменам в связи с грядущими изменениями на бункерном рынке? Как считает Эльвира Чукмарова, прежде всего — судоходным компаниям, НПЗ, бункерным хабам, мазутным и битумным трейдерам.

По поводу того, возможен ли перенос срока с 1 января 2020 года на более позднюю дату, эксперт ответила уклончиво:

— Нет никакой информации о том, что это произойдет, но надежда у производителей остается. Возможно, потому что у них есть административный ресурс. Сегодня очевидный факт: мазута много, и девать его будет некуда.

ТЕКСТ Светлана Сабило

14 Ноября 2018
5544
Рейтинг: 4