Поиск

Поток

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДРУЖБЫ»

05 Февраля 2021

На строительство магистрального нефтепровода Гомель — Горки отведено полтора года. В настоящее время активно реализуется первая очередь: прокладка трубопровода на территории Гомельского района. За два с половиной месяца сварено более двенадцати километров магистрали, но уже к апрелю 2021 года параллельно будут вестись работы и по остальным одиннадцати очередям.

Первые километры магистрального нефтепровода Гомель — Горки

 

К строительству магистрального нефтепровода Гомель — Горки приступили в конце октября 2020 года. Церемония, посвященная началу работ на объекте, который имеет стратегическое значение для страны, прошла с участием вице-премьера Юрия Назарова.

Как уточнил заместитель генерального директора по капитальному строительству и ремонту ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Карабань, из двенадцати запланированных очередей девять представляют собой строительство линейной части (207 километров нефтепровода). Еще три предполагают возведение промежуточной насосной станции (НП) и реконструкцию двух существующих нефтеперекачивающих станций.

Андрей Карабань

— Трасса нефтепровода проходит по семи районам Гомельской и Могилевской областей. Сегодня основные работы ведутся в Гомельском районе — это первая очередь строительства, которая в соответствии с графиком будет окончена в июле текущего года. Также с января генеральный подрядчик, ПУ «Нефтеспецстрой» РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», приступил к строительству еще двух линейных участков и реконструкции нефтеперекачивающих станций. Постепенно подключатся и остальные очереди. Работы будут вестись параллельно, чтобы уложиться в отведенные сроки строительства нефтепровода Гомель — Горки, — пояснил Андрей Карабань.

 


СПРАВКА

Инвестиционный проект по строительству магистрального нефтепровода Гомель — Горки, который реализует ОАО «Гомельтранснефть Дружба», по предварительным оценкам, обойдется в 300 млн рублей. Наибольшие затраты в разрезе очередей предусмотрены на реконструкцию существующих нефтеперекачивающих станций и строительство промежуточной насосной станции. Окончательная стоимость инвестиционного проекта будет известна после согласования всей проектно-сметной документации Главстройэкспертизой.

Нефтепровод свяжет резервуарные парки страны, соединит в единую нефтепроводную систему южную и северную ветки и сделает логистику поставок нефти более гибкой.


 

Первая очередь — это 14,5 километра нефтяной магистрали. По протяженности этот участок меньше остальных, но из-за повышенной сложности сопоставим с ними по срокам строительства и сметной стоимости. Дело в том, что Гомельский район является густонаселенным и на его территории находится большое количество инженерных коммуникаций. Прокладку нефтепровода усложняют многочисленные пересечения с автомобильными дорогами и железнодорожным полотном, а также находящиеся на пути магистрали водные объекты.

 

Магистральный нефтепровод Гомель — Горки

 

— При строительстве первой очереди технологически сложными были участки на пересечении с автотрассами М8 и М10, железной дорогой Гомель — Брест. В таких случаях специалисты делают прокол без вскрытия дорожного полотна, — отметил заместитель генерального директора. — На месте пересечения с рекой Узой строителям нужно пройти 800 метров методом горизонтально-направленного бурения, чтобы проложить дюкерную часть под дном водотока. Определенные неудобства создает прохождение мелиоративных каналов, где из-за высоко расположенных грунтовых вод присутствует обводненность, поэтому работы приходится осуществлять с постоянным водоотливом. Кроме того, трасса пересекает различные коммуникационные сети — на этих участках работы ведутся в присутствии представителей эксплуатирующих организаций с соблюдением выданных ими технических условий.

Интересный факт: при дополнительном обследовании Институтом истории Национальной академии наук Беларуси выяснилось, что в зоне трассы нефтепровода Гомель — Горки могут находиться археологические памятники, представляющие собой материальные объекты древней культуры восточнославянских племен, живших когда-то на этих территориях. Раскопки, к которым приступили археологи, подтвердили догадки: ими обнаружены средневековые предметы обихода и останки женщины того же периода. По словам Андрея Карабаня, во время строительства нефтепровода представители Института истории будут вести археологические наблюдения. Такое взаимодействие необходимо, чтобы не затронуть наиболее ценные культурные напластования, и полностью соответствует законодательству нашей страны в области охраны историко-культурного наследия.

Основные сварочно-монтажные работы по первой очереди будут полностью завершены к февралю. Сегодня готово более двенадцати километров нефтепровода: на соединенных из двенадцатиметровых труб плетях специалисты «Нефтеспецстроя» сделали более тысячи сварных соединений. Надежность стыков трубопровода контролируется с помощью ультразвука и рентгена. При отсутствии дефектов труба считается годной к эксплуатации. После нанесения изоляции на сварные кольцевые швы нефтепровод укладывают в траншею специальной техникой, засыпают и подвергают гидравлическим испытаниям. В ходе испытаний трубопровод заполняется водой под давлением в полтора раза выше рабочего, в течение суток он проверяется на прочность, в течение двенадцати часов — на герметичность. Если труба выдерживает такое повышение давления, то можно смело утверждать, что она хорошо покажет себя в работе.

Специалисты ПУ «Нефтеспецстрой» РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» приступили к работам
Специалисты ПУ «Нефтеспецстрой» РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» приступили к работам

 

Для нефтепровода Гомель — Горки используются трубы производства Российской Федерации, поскольку в Беларуси не выпускают трубы такого диаметра, способные выдержать высокое давление. Российская труба рассчитана на долгий срок службы. Усиленная заводская изоляция, сталь, обладающая повышенной прочностью, позволяют при должном обслуживании эксплуатировать трубу на протяжении не менее пятидесяти лет.

— При строительстве нефтепроводов мы применяем два метода защиты от коррозии — пассивный и активный. Пассивный — это нанесение специального покрытия: при надземной прокладке на открытом воздухе достаточно лакокрасочного, при подземной — слоя на битумной основе. На пересечении с естественными и искусственными преградами на трубопровод воздействует дополнительная статическая и динамическая нагрузка. В таких местах нефтепровод помещается в кожух, представляющий собой трубу большего диаметра, и для его защиты от коррозии используются протекторы. Это активный метод, он хорош тем, что позволяет обходиться без внешнего источника электроснабжения. К активному методу также относится оборудование трубопровода станциями катодной защиты. Это требует дополнительной прокладки электрических сетей. В таком случае коррозии подвергаются анодные заземлители, находящиеся на расстоянии 100—200 метров от нефтепровода, а он, в свою очередь, остается не подверженным коррозионному воздействию. Станции катодной защиты располагаются через 10—20 километров по трассе, при этом аноды способны служить на протяжении тридцати лет, — рассказал Андрей Карабань.

На пересечении с автомагистралью
Плеть из двенадцатиметровых труб

 

Для обеспечения надежной работы будущего нефтепровода проектом предусмотрена реконструкция нефтеперекачивающей станции «Гомель» и линейной производственно-диспетчерской станции «Горки». На НПС «Гомель» для перекачки нефти в направлении Горок будет построена третья насосная станция. На ЛДПС «Горки» планируются снос существующей и строительство новой насосной увеличенной мощности. Также инвестиционным проектом предусмотрено строительство промежуточной насосной станции в Кормянском районе Гомельской области. Она будет расположена примерно посередине трассы на 103-м километре магистрального нефтепровода Гомель — Горки. Это будет насосная станция открытого типа с необходимыми коммуникациями, узлами регулирования, фильтрами-грязеуловителями, системой нефтесбора и выявления нефтеутечек. Промежуточную НС планируется сделать полностью автоматизированной, управление насосными агрегатами будет осуществляться дистанционно.

 

Автоматизированный комплекс орбитальной сварки
Автоматизированный комплекс орбитальной сварки

 

Несмотря на то, что сроки строительства магистрального нефтепровода Гомель — Горки уже несколько раз сокращались, на качестве возводимого объекта это никак не скажется.

цитата

— Время строительства нефтепровода корректируется по мере выхода проектно-сметной документации с заключениями Главстройэкспертизы, — отметил заместитель генерального директора по строительству ОАО «Гомельтранснефть Дружба».

 

Генеральный подрядчик в лице ПУ «Нефтеспецстрой» РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» имеет опыт в сфере возведения трубопроводов и уже работал на объектах «Гомельтранснефть Дружбы» — на линейной и станционной частях. На строительстве первой очереди нефтепровода Гомель — Горки сейчас трудятся около ста специалистов подрядных организаций. Впоследствии при реализации остальных очередей их число будет увеличено до тысячи. Сварщики трудятся в две смены, при этом используется уникальный для Беларуси автоматизированный комплекс орбитальной сварки, обеспечивающий гарантированное качество сварного шва. На объекте работает специальная техника — всего более пятидесяти единиц, что также позволяет ускорить процесс.

Оценка сварного соединения
Оценка сварного соединения

 

цитата

— Учитывая опыт производственного объединения «Белоруснефть», а также возможность параллельной реализации всех двенадцати очередей, можно уверенно говорить, что нефтепровод будет построен в отведенные сроки с соблюдением всех необходимых норм, а качество объекта будет отвечать современным стандартам промышленной безопасности, — заключил Андрей Карабань

 

ТЕКСТ Татьяна Лозко
ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая, Татьяна Лозко, ОАО «Гомельтранснефть Дружба»

 

 

 

Гомельтранснефть Дружба Гомель-Горки Андрей Карабань Магистральный нефтепровод
05 Февраля 2021
2967
Рейтинг: 4