Эту модернизацию на «Белшине» в свое время назвали технологическим прорывом. В процессе монтажа и запуска участвовали десятки профессионалов разного профиля: работники предприятия, подрядчики-строители, иностранные специалисты. В итоге на двух заводах — сначала сверхкрупногабаритных, а затем массовых шин — заработали восемь суперсовременных линий резиносмешения. Полученный экономический эффект окупил вложения и оправдал ожидания. 11 августа 2025 года исполнилось 10 лет с момента ввода в эксплуатацию первых двух линий на ЗСКГШ.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Летом 2013 года в рамках реализации инвестиционного проекта «Главный корпус завода СКГШ. Создание производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром до 63 дюймов с реконструкцией подготовительного цеха» ОАО «Белшина» заключило контракт на поставку восьми линий резиносмешения импортного производства, предназначенных для подготовительных цехов заводов сверхкрупногабаритных и массовых шин. Монтаж начался в 2014-м.
— Вокруг цеха будто грибы после дождя выросли десятки бытовок, в которых обосновались подрядчики, приглашенные для выполнения работ, связанных с установкой нового оборудования, — вспоминает заместитель начальника по технологии подготовительного цеха ЗСКГШ Алексей Жилкин — человек, который был в эпицентре тех модернизационных событий от начала и до финала. — Приехала и поистине интернациональная команда специалистов. В составе закупленного немецкого оборудования есть комплектующие и других производителей, поэтому для консультаций по установке и для обучения персонала прибыли эксперты из Германии, Италии и Словакии.
Каждый отвечал за свой процесс. «Время» буквально означало «деньги», поэтому межъязыковые барьеры приходилось ломать, что называется, на ходу. Причем общий язык специалисты находили даже без переводчика.
— У нас работает слесарь-ремонтник Дмитрий Закржевский, — рассказывает Алексей Жилкин. — Ему приходилось тесно контактировать с немецким отладчиком по имени Андрюс. Что Дима по-немецки, что Андрюс по-нашему — «два слова со словарем». Тем не менее оживленно общались, в основном жестами, и отлично понимали друг друга, а согласованные решения скрепляли крепкими рукопожатиями.
Архивные фото монтажа новых линий, 2014—2015 годы
КОМАНДА МЕЧТЫ
Команда шинников, задействованных на тот момент в модернизации, была довольно внушительной. Замначальника цеха перечисляет много фамилий — называет ряд специалистов центральной заводской лаборатории под руководством Татьяны Янковской, работников контрольной лаборатории подготовительного цеха ЗСКГШ во главе с Валентиной Купцовой, технологов Наталью Садчикову, Марину Радкевич, Андрея Хомутова (сейчас он начальник контрольной лаборатории), мастера и слесаря цеха контрольно-измерительных приборов и автоматики Вадима Завьялова и Михаила Моржевича, а также тогда механика, а сейчас начальника подготовительного цеха Олега Аврамчика.
Мастер смены Василий Янучок и замначальника цеха по технологии Алексей Жилкин, 2025 год
К слову, одновременно с модернизацией в цехе аналогичный процесс проходил и в контрольной лаборатории: там монтировалось новое испытательное оборудование.
Для установки сложного массивного оборудования требовалось подготовить соответствующую основу. Это самый длительный процесс, сравнимый со строительством дома: необходим демонтаж абсолютно всего, что на этой площади находится, затем — удаление старого основания, акцент — на земляных работах (котлован должен быть достаточно глубокий), а чего стоят проведение сети коммуникаций и, наконец, заливка фундамента и укладка финишного основания.
Но, несмотря ни на что, параллельно с проведением этих работ резиновые смеси продолжали изготавливать на старом оборудовании.
Машинист резиносмесителя Александр Парахневич, 2025 год
— Цех не остановился ни на день, — подчеркивает Алексей Жилкин.
АВТОМАТИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ
Новые линии — автономные, с разным функционалом. Предназначены они для изготовления резиновых смесей — от стартовых маточных до окончательных уже с серо-ускорительной группой. В чем их преимущество?
Максимальная автоматизация — ручного труда почти не осталось. Умная техника, однако с возможностью регулировки ряда параметров (по необходимости) и контроля физико-механических процессов. Снижение затрат на электроэнергию и в целом себестоимости. Несравнимое качество смешения. Строго выверенный температурный режим. Более высокая производительность.
Химические ингредиенты для производства резиновых смесей
Ключевой фактор — предусмотренная техника безопасности. Доступ к некоторым потенциально опасным участкам линии контролируют фотобарьеры: случайно попал в зону их «видимости» — стоп, машина!
Все эти достоинства в полной мере относятся и к линиям в подготовительном цехе на заводе массовых шин. Там «линейный» юбилей отметят в следующем году.
Установка листованных смесей
В ДОБРОМ ЗДРАВИИ
Итак, линии установлены на двух заводах, но отработка режимов и рецептур велась на заводе сверхкрупногабаритных шин. Выход на производство в подготовительном цехе завода СКГШ пришелся на 4 августа 2015 года. В этот день две линии из четырех запустили в беспрерывную работу на 72 часа. Изготовленные в итоге три заправки маточной смеси успешно прошли приемку и были направлены в шинное производство. Позже в полномасштабную работу включили и остальные.
11 августа стало днем принятия в эксплуатацию первых двух высокотехнологичных линий резиносмешения.
К 10-летнему трудовому юбилею линии резиносмешения подготовительного цеха ЗСКГШ подошли в добром здравии. По словам замначальника цеха, «изредка меняются только расходники».
Сегодня изготовленные на заводе СКГШ резиновые смеси используются для производства не только сверхкрупногабаритных шин, но и самых разных типоразмеров на других шинных заводах предприятия.
Станция для разгрузки технического углерода
ЭКОНОМИЯ И КАЧЕСТВО
— Согласно проведенным исследованиям норма расхода электроэнергии на производство резиновых смесей на старом оборудовании составляла в среднем 218,84 кВт*ч, на новом — 170,78 кВт*ч, — подтверждает экономическую эффективность линий главный инженер завода сверхкрупногабаритных шин Александр Севостьянов. То есть затраты электроэнергии на производство резиновых смесей на новом оборудовании ниже почти на 22%!
А вот так терминологически главный инженер описал производственные преимущества оборудования:
— Новые линии резиносмешения позволяют производить процесс силанизации при изготовлении резиновых смесей с «силикой». Также увеличилась степень диспергирования технического углерода в резиновых смесях, что напрямую связано с их качеством. А главное — мы смогли вывести качество продукции ОАО «Белшина» на новый уровень.
Александр Севостьянов благодарит всех, кто участвовал в реализации инвестпроекта «Главный корпус завода СКГШ. Создание производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром до 63 дюймов с реконструкцией подготовительного цеха», и желает новых знаковых и значимых достижений в работе.
ТЕКСТ Андрей Юревич
ФОТО Виктория Вертинская, Андрей Юревич, архив Алексея Жилкина