Поиск

Поток

БИТУМ: МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

27 Апреля 2021
Александр Шичков

Александр Шичков

Заместитель главного редактора
БИТУМ: МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Что происходит на мировом рынке битума после введения новых норм IMO 2020, как формируются цены при перемещении грузов и ведении торговли? На нефтегазовом онлайн-марафоне свое видение мировых тенденций рынка мазута представлял резидент головного британского офиса Международного агентства Argus Media Альфонсо Беррокал (Alfonso Berrocal).

До вступления в силу нормы IMO 2020 на рынке наблюдались существенное снижение и волатильность цен на высокосернистый мазут, так как нефтеперерабатывающие предприятия уже могли прогнозировать отсутствие спроса на него со стороны потребителей бункерного топлива. Спрос на высокосернистый мазут достиг минимума.

 

Когда вступила в силу норма содержания серы для низкосернистого топочного мазута не более 0,5%, объем спроса стал вновь резко увеличиваться. Такая сильная позиция высокосернистого мазута на рынке стала сюрпризом.

Что способствовало увеличению спроса на высокосернистый мазут, какие факторы влияли на усиление его позиции на рынке, несмотря на COVID-19?


 

Прежде всего, дефицит средней и тяжелой сырой нефти, что уже само по себе поддерживало спрос (рис. 1). С рынка выбыли три основных поставщика — Венесуэла и Иран по причине санкций, а также Ливия из-за гражданской войны. Хотя Ливия начала поставки на рынок в объеме 0,5 млн баррелей в день уже с января 2021 года.

Такая нехватка дистиллятных сортов нефти замещалась приблизительно четырьмя миллионами баррелей в день сланцевой и легкой нефти, экспортируемой США. Эта смесь заместила недостающие тяжелые сорта нефти на мировом рынке в период до вступления в силу нормы IMO 2020, после чего многие нефтеперерабатывающие предприятия Европы, ориентируясь на прогноз падения спроса, сократили производство высокосернистого мазута. Некоторые нефтеперерабатывающие заводы в Восточной Европе и России также сократили производство высокосернистого мазута.

Несмотря на то, что производство не остановилось, наблюдается серьезный дефицит спроса со стороны потребителей бункерного топлива: сегодня в порту Роттердама только 25% от объема продаваемого здесь продукта приходится на высокосернистый мазут, а 75% — на новое низкосернистое маловязкое топливо. Таким образом создается дисбаланс спроса и предложения.

На условиях FOB высокосернистый мазут интенсивно закупается большими партиями в качестве сырья для кокеров в США. Также он поставляется в регионы Ближнего Востока для производства электроэнергии.

При этом уже не выполняются и не востребованы поставки больших партий мазута в Северо-Западную Европу или Средиземноморский регион, которые были необходимы для производства битума. Таким образом, при снижении объемов потребления высокосернистый мазут становится все более неликвидным продуктом (рис. 2). Производители мазута ищут выход из сложившейся ситуации в переориентации на другие продукты

 

С января 2017 года страны Черноморского региона и Средиземноморья экспортировали приблизительно 2,5—3 млн т высокосернистого мазута ежемесячно. Начиная с прошлого года и по настоящее время экспорт составлял приблизительно 1,5 млн т в месяц высокосернистого мазута, что почти на 50% меньше, чем производство, которое, как уже отмечалось, становится все менее ликвидным.

Экспорт битума из стран Черноморского региона в данный момент практически отсутствует. Поставщики же Средиземноморья экспортировали приблизительно 100 тыс. т в месяц. 

В настоящее время Средиземноморский регион экспортирует почти 4 тыс. т битума в месяц, т.е. экспорт вырос в 3—4 раза, и, соответственно, доля битума в экспорте тяжелых продуктов увеличилась с 5 до 20%. Это связано с тем, что нефтеперерабатывающие заводы в Западной Европе и странах Средиземноморья рассматривают битум в качестве целевого, а не побочного продукта.

Сегодня нефтеперерабатывающие заводы целенаправленно производят битум из-за хорошей маржи в связи с диспропорцией в ценах.

Битум традиционно экспортировался по ценам, привязанным к котировкам высокосернистого мазута, однако изменения, связанные с IMO 2020, требуют поиска новых подходов к ценообразованию.

 

С точки зрения котировок в порту Роттердама можно сравнить мазут с содержанием серы 1% (Fuel Oil 1%S), мазут с содержанием серы 3,5% (Fuel Oil 3,5%S) и битум (рис. 3). На графике видно, что с вводом нормы IMO 2020 появился разброс в ценах: высокосернистый мазут 3,5% подешевел, битум стал дороже. При этом цена на мазут 1%, который был по-прежнему значительно менее ликвидным продуктом, чем высокосернистый мазут, также превысила цену последнего.

С началом пандемии COVID-19 цены на эти продукты поражают: битум в Роттердаме стоит дороже, чем мазут 1% и, конечно, дороже, чем высокосернистый мазут 3,5%.

Сегодня цена на мазут 1% и абсолютные значения цены на битум достаточно схожи. Наблюдаются лишь некоторые колебания. В то же время в течение двух последних лет цена на битум постоянно превышает цену на высокосернистый мазут, а при сравнении с ценами на мазут 1% наблюдаются бòльшие колебания цены на битум, так как цена на него опускается в зимний период и поднимается в летний. Эксперты предполагают, что в результате введения IMO 2020 цена на битум установится выше, чем на мазут 1%. Проблема использования данных котировок для ценообразования на битум заключается в том, что мазут 1% является менее ликвидным продуктом, чем высокосернистый мазут 3,5%, поскольку он производится в минимальном объеме.

Что касается других регионов, то при поставках, например, из Аугусты (Италия), цена на битум также выше, чем на высокосернистый мазут. В то же время внутренние цены не так зависят от цены на нефть, и здесь можно выделить несколько ключевых внутренних рынков: Италия, северная Германия, где расположена портовая зона, частично северо-восточная Германия и Венгрия. Немецкий рынок является самым сильным в Европе. Даже в условиях пандемии COVID-19 цена на битум изменилась от 350 евро за тонну до почти 260 евро за тонну, т.е. снижение цены составило 33%. Это не так уж много, если сравнивать с мазутом и сырой нефтью, где волатильность значительно больше.

В Германии и многих странах Европы сохраняется режим локдауна, который отрицательно влияет на спрос. Венгерский рынок близок к немецкому. Венгрия, как и Польша, Румыния, экспортирует битум в Германию, на которую все эти страны ориентируются в плане цен, точнее, экспортных цен.

Представленные данные по битуму (рис. 4) охватывают все сделки, состоявшиеся в Средиземноморском регионе, в Испании, Италии (Ливорно, Аугуста, Ровенна) и Греции (Айи-Теодори), проведенные нетбэком на условиях FOB-Аугуста, то есть отражают котировки на битум в Средиземноморском регионе, включая некоторые экспортные поставки в Черноморский регион, в Румынию и Украину. Крупнейшим покупателем в Средиземноморском регионе является компания «Сонатрак» (Алжир). Ее котировки FOB-Средиземноморский регион уже больше года являются ориентиром для этого рынка — их данные начали публиковать с января 2020 года.

Если обратиться к рынку международных танкерных поставок битума в Северной Европе, то обращает на себя внимание тот факт, что со второй половины января 2021 года началась публикация текущих цен по внебиржевым сделкам на поставки из Роттердама, северной Германии и Средиземноморского региона в качестве приоритетных данных для «Аргуса».

Экспорт из Балтийского региона осуществляется во все бòльших объемах. И хотя в настоящее время отсутствуют даже ориентировочные данные по ценам для этого рынка, он выглядит весьма перспективным. Специалисты «Аргуса» считают, что здешние объемы и их ликвидность являются достаточными, чтобы внимательно понаблюдать за ними в течение одного-двух лет. При достаточных показателях можно будет оперировать ценами в Балтийском регионе по сделкам, которые будут осуществляться из российской Балтики, а также Клайпеды, Лиепаи, Щецина, Гданьска или любых других портов, с учетом всего Балтийского региона. И тогда данные по этому региону начнут публиковать.

Как установить цену на битум, исходя из достоверных предпосылок? Известны формулы расчета цен на рынке, когда учитывается среднее значение цены мазута. Своим мнением делится Альфонсо Беррокал:

— С одной стороны, вы можете использовать цены битума, других партнеров, проанализировать ситуацию в вашем конкретном регионе и наблюдающиеся колебания цен. Затем вы устанавливаете собственную надбавку или скидку (дифференциал, поправку). Такая формула реально применяется на рынке и достаточно успешно, если вы найдете способ рассчитывать каждый месяц средние показатели индикаторов спроса на поставки битума по цене, по которой готовы покупать потребители. Также могут дополнительно использоваться некоторые индикаторы рынка мазута, чтобы учитывать движение цены на нефть. Таким образом, вы можете вычислить средний показатель для двух продуктов, а к нему применить дифференциал.

 

Рассматривая направленность и интенсивность товаропотоков, необходимо отметить, что сегодня крупнейшим и самым ликвидным экспортером по-прежнему является регион АРА (Антверпен — Роттердам — Амстердам) (рис. 5). По сравнению с 2019 годом в 2020-м наблюдался рост поставок из АРА в Северную Африку, большей частью в Марокко. В этом году ожидается, что экспорт из региона АРА достигнет приблизительно 650 тыс. т.

Вторым крупнейшим экспортером по-прежнему остается Германия, но здесь наблюдается спад. Отрицательное влияние эпидемической обстановки было велико, и немецкий экспорт из морских портов тоже снижается.

Альфонсо Беррокал анализирует Балтийский регион и сравнивает поставки за три первых квартала 2020 года, которые составили приблизительно 250 тыс. т, экспортированных из России, Латвии и Литвы морскими судами, а не контейнерами или баржами-битумовозами, которые сложно отслеживать:

цитата

— Ожидается, что в этом году Балтийский регион экспортирует свыше 300 тыс. т битума, т.е. приблизительно половину от объема региона АРА, при этом не очень отставая от Германии. Кроме того, есть Франция, в которой так же, как и в Германии, существуют большой внутренний спрос и постоянно снижающийся экспорт. Говоря о Балтийском регионе, мы имеем в виду Россию, Латвию и Литву. Крупнейшим покупателем в северной Европе является Великобритания, рынок которой пострадал от COVID-19 и от недостаточного финансирования по причине подготовки к брекситу. В этом году Великобритания, по всей вероятности, импортирует меньше, чем в прошлом году, но все-таки будет близка к показателю 600 тыс. т.

Норвегия также является крупным покупателем. Большие изменения произошли и в Финляндии. Эта страна увеличивает объемы импорта и, вероятно, превысит показатель 200 тыс. т. Все это говорит о том, что значительная часть экспортных  объемов битума Балтийского региона в основном там и остается. При этом ощутимые количества битума экспортируются и направляются в Великобританию, Францию, даже в Северную Африку и, возможно, в США в зависимости от возможностей загрузки в морские суда. Таким образом, товар перемещается в западном направлении.

Средиземноморский регион всегда являлся более «низким» рынком — здесь битум был дешевле, чем в Северной Европе. Традиционно Испания — самый крупный экспортер в Средиземноморском регионе, но экспорт этой страны сильно зависит от состояния экономики США — потребителя мазута. И прошлый год не был благоприятным. Наблюдается рост поставок и из Италии, но сегодня основным экспортером в Средиземноморском регионе стала Греция (рис. 6). Только за три первых квартала 2020 года Греция экспортировала более 1 млн т, превратившись в крупнейшего экспортера как в Европе, так и в Средиземноморском регионе. Через порт Айи-Теодори идет огромный грузопоток.

 

Еще одним крупным поставщиком в Европе, логистически хорошо связанным с поставками в Черноморском регионе, является Турция, которая исторически была импортером и только в 2019 году начала экспортировать. Турция по-прежнему имеет огромные возможности по экспорту мазута, при этом переходит, насколько это возможно, к экспорту битума, хотя в 2020 году его объем не был таким большим, как в прошлом. Турция расположена близко к Греции, и две страны обслуживают один и тот же рынок. Большое количество товара экспортируется из терминалов Алиаги в США.

Эксперт отметил, что регулярные поставки также осуществляются в Украину через Черное море. Здесь сложилась специфическая ситуация (рис. 7). В Украине есть два порта, где можно выгружать битум, ключевым из них является Николаев, через который идет основной импорт битума морем в Украину. В целом поставки в Украину морем составили всего 11% от общего импорта в 2019 году и 9% за рассматриваемый на графике период — январь—октябрь 2020 года. Причем 44% поставок пришлись на Турцию, вторым поставщиком является Греция, а также присутствуют Италия и Испания. Альфонсо Беррокал предположил:

цитата

— В 2021-м экспорт из Средиземноморского региона может претерпеть существенные изменения в зависимости от поставок битума из России или из других стран, а также от того, останется ли цена на мазут 3,5% индикатором в Средиземноморском регионе, в то время как в Восточной Европе, Украине и Беларуси будут использоваться котировки мазута 1%.

 

 ФОТО enkorr.ua

 

  

 

Битум Argus Media Мазут Бункерное топливо Тренды
27 Апреля 2021
329
Рейтинг: 4