Поиск

Поток

Химическое производство — ниша для инвестиций

09 Декабря 2022
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

Импортозамещение, переориентация цепочек поставок, эффективное взаимодействие бизнеса и науки, развитие региональной химической промышленности, подготовка кадров — основные темы X Московского международного химического форума, который организаторы назвали центральным событием деловой программы 25-й Международной выставки химической промышленности и науки «Химия-2022».

Действительно, 30 мероприятий, 240 спикеров, 3 000 делегатов, а также трансляция многих пленарных дискуссий на YouTube-канале выставки дали представление о том, какие стратегические подходы к развитию химического комплекса вырабатываются в России.

 

ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОВАЛЫ

Форум начался с пленарной дискуссии о технологическом суверенитете и развитии российской химической промышленности в современных экономических реалиях. Обзор текущего состояния химической индустрии представил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Иванов. Он констатировал, что сегодня химический комплекс — одно из быстро развивающихся направлений в российской промышленности. Темпы его ежегодного роста превышают 6%. Доля химии в обрабатывающих отраслях — свыше 12%. Даже в условиях жестких ограничений, касающихся как импорта, так и экспорта, российская химическая индустрия демонстрирует устойчивость, продолжает работать с потребителями внутри страны и за рубежом. По словам Михаила Иванова, за восемь месяцев этого года продукции отгружено почти на 5,5 трлн рублей, что на треть превышает прошлогоднее значение за аналогичный период. Одновременно почти на 40% увеличился экспорт химической продукции. С начала текущего года в отрасли успешно завершены пять проектов на общую сумму более 26,5 млрд рублей.

Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов уделил внимание отраслевым проблемам. По его мнению, химическое производство — хорошая ниша для инвестиций, но сегодня в стране ощущается технологическая отсталость. Сказались непродуманная приватизация отдельных НИИ химпрома, которых в советское время насчитывалось около ста, и покупка зарубежных технологий «под ключ».

цитата

— Однако есть проекты в загашниках Российской академии наук, в оставшихся корпоративных институтах, которые принадлежат крупным компаниям, а также в вузах, где много ученых, работающих над проблемами химической промышленности, — напомнил спикер.  — Наша задача — соединить бизнес и науку. Это первая проблема, поскольку предприниматели неохотно вкладываются в научные разработки. Возникла и вторая — химический бизнес и машиностроение. Строительство производств «под ключ» привело к тому, что если потребуется заменить серьезный агрегат на импортном оборудовании, то из-за санкций это не всегда возможно будет сделать. Зависимость химиков от машиностроения в последний год увеличилась. Поэтому сегодня стоит задача скоординировать всех заинтересованных, в том числе подключить другие отрасли, и определить, какой вклад они могут внести в импортозамещение.

 

КУДА ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ?

Отрасль находится в состоянии турбулентности — так видит ситуацию генеральный директор ООО «Газпромнефть — промышленные инновации» Михаил Никулин:

цитата

— Прежде всего изменились сырьевые цепочки, идет перераспределение рынков сбыта. Ушли западные лицензиары, поставщики технологий для обеспечения наших производств, а также специальная малотоннажная химия. На наш взгляд, единственный выход — технологическое развитие. Эта тема станет центральной на долгие годы и определит стратегию компаний, бизнеса и, соответственно, отрасли. Уже реализована крупная инвестиционная программа по модернизации нефтеперерабатывающих заводов «Газпромнефти», показатели по объему и качеству топлива доведены до лидерских в отрасли. Возникает вопрос: куда двигаться дальше?

На уровне стратегии определены такие главные векторы развития нефтепереработки ПАО «Газпромнефть», как нефтехимия, спецхимия и зеленые технологии. Для достижения этих целей создана отдельная технологическая компания «Газпромнефть — промышленная инновация» — единый центр НИОКР и инжиниринга. Важнейший инфраструктурный проект, который сейчас реализуется, — создание собственного лабораторно-пилотного комплекса (площадь около 20 тыс. м2) в СЭЗ «Санкт-Петербург». Его запуск даст возможность значительно ускорить исследования по созданию технологий нефтепереработки и органического синтеза.

— Важный момент: разрабатываемые технологии мы рассматриваем с точки зрения применения в отрасли в целом. То есть концепция заключается в том, чтобы стать российским лицензиаром технологий для нефтепереработки, нефтехимии и малотоннажной химии. Мы видим, что за последние полгода потребности и запросы отрасли многократно выросли. Раньше приходилось предлагать, сейчас наоборот: к нам приходят за катализаторами и технологическими решениями, — рассказал Михаил Никулин.

Портфель технологий для отраслевого тиражирования:

— форминги (АПО, МЕТА, НЕО, ОКСИ) — технология переработки низкомаржинальных потоков в высокооктановый бензин АИ-92 или ароматический концентрат;

— гидропереработка гудрона — технологии переработки тяжелых остатков и апгрейдинга нефти;

— метилэтилкетон — монетизация побочных потоков НПЗ и предприятий азотной промышленности в специальную химию;

— катализатор риформинга — высокоэффективный катализатор собственной разработки для процесса риформинга;

— авиационный бензин — собственная технология производства авиационных бензинов;

— гидроизодепарафинизация — собственный катализатор и технология гидроизодепарафинизации.

Названы и текущие достижения: успешное завершение пилотных стадий, переход к базовому проектированию технологий формингов и гидропереработки гудронов, внедрение основных марок катализаторов для каткрекинга и гидроочистки на НПЗ «Газпромнефти» и пилотирование новых, переход на стадию пилотирования и внедрения в 2023 году катализаторов для гидрокрекинга.

После прохождения всех стадий испытаний компания «Газпромнефть» внедрила присадки для брендовых бензинов на базе собственных технологий и сырья, а также запустила проекты по разработке аналогичных продуктов для дизеля и керосина.

По поводу производства специальной химии из российского сырья глава компании «Газпромнефть — промышленные инновации» сообщил:

— Это сложная химия, но пока мы движемся довольно успешно и в течение двух лет, думаю, решим вопросы. У нас крупнотоннажное производство, но мы обладаем большими объемами побочной продукции, которые могут быть переработаны в специальную химию. Фактически мы ищем синергетические цепочки, чтобы на выходе получить высокомаржинальный продукт.

Уже разработаны и прошли успешное пилотирование технологии производства ПАВ для химических методов увеличения нефтеотдачи пластов на основе российского сырья. В 2023 году планируется провести испытания на скважинах реальных месторождений. Также разработаны собственные технологии и строятся пилотные установки оксосинтеза.

Водородная энергетика, декарбонизация, биотопливо — зеленые направления, которые тоже планируется развивать. Несмотря на то, что их актуальность в 2022 году несколько снизилась, тем не менее сохраняется вектор госполитики на улучшение экологии и снижение выбросов парниковых газов, а также быстро развиваются зеленые технологии в Юго-Восточной Азии — на потенциальном альтернативном рынке. Поэтому ведутся проекты по переработке СО2 в строительные материалы, химию. Другими словами, компания смотрит не только на то, что можно уловить, но и во что переработать, чтобы получить рыночный продукт. Уже успешно завершена лабораторная стадия получения низко-углеродного (бирюзового) водорода путем пиролиза метана. По мнению специалиста, в этом направлении, так же, как и в переработке СО2, важно обеспечить технологическую готовность к переходу к водородной энергетике.

И еще одно нестандартное направление развития нефтеперерабатывающей компании — биотопливо. Михаил Никулин объяснил: важно не только защищать продукты текущего бизнеса, но и иметь задел для их диверсификации в будущем.

 

ГОСПОДДЕРЖКА РЕИНЖИНИРИНГА

Возникает вопрос: где взять инвестиции на реинжиниринг? Управляющий директор АНО «Агентство по технологическому развитию» Денис Болушевский считает, что сегодня особенно актуальна такая мера поддержки российской химической индустрии, как выделение грантов на реинжиниринг критически важных комплектующих, материалов и сырья. По мнению Дениса Болушевского, это обеспечит технологический суверенитет России.

Еще до введения санкций агентству в рамках планового импортозамещения были выделены средства на гранты, которые планировалось распределить в течение трех лет в таких отраслях, как химическая металлургия и автомобилестроение. Однако после санкционных запретов финансы раздали за полгода, потому что потребность в грантах стала колоссальной. Речь шла уже не о двух, а 20 отраслях.

цитата

— У нас есть четыре участника процесса. Прежде всего — потребитель, то есть предприятие, которое ощущает дискомфорт от невозможности покупки того или иного сырья, материалов, комплектующих, аналогов которых нет в России, — отметил директор агентства.  — Мы начали с крупных системообразующих компаний. Оповестили их о том, что есть такая программа, и попросили предоставить списки всего необходимого. Заводы прислали огромные перечни по полторы тысячи наименований. Мы предложили определить то, что действительно является критичным, и подготовить полное описание комплектующих. Это оказалось достаточно трудным занятием для закупщиков, поэтому списки сократились до 40—50 наименований. Второй участник — исполнитель, то есть юридическое лицо, которое получает грант. Им может стать инжиниринговый центр, объединение, в принципе, любая юридическая структура, подходящая под критерии. Агентство дало возможность участвовать в этом процессе практически любому предприятию, обладающему опытом в научно-исследовательских работах. Третьим участником процесса является производитель. Он, как говорится, идет в паре с исполнителем. Это как раз то предприятие, которое будет изготавливать серию необходимой продукции. Четвертый участник — агентство — оператор всего этого процесса. Оно выделяет гранты, то есть невозвратные деньги, до 100 млн российских рублей. В 2022 году это полностью внебюджетные средства.

Кстати, максимальный срок разработки конструкторской документации в химической отрасли по тех-регламенту составляет максимум два года. Исполнитель отвечает тем, что должен показать продажи, в два раза превышающие сумму гранта. Например, взял 100 млн российских рублей на разработку — покажи продажи за последующие четыре года на 200 млн. Оператор получает 2% выручки, если исполнитель и производитель не являются одной организацией.

После того, как заявка попадает в агентство, она проходит несколько фильтров, подтверждающих критичность нехватки комплектующего, материала или сырья. Первый фильтр — это более 300 кодов, которые классифицируют ту или иную продукцию. Их определила комиссия Минпромторга России. Второй — экспертные группы.

— Мы начинали с двух отраслей, сейчас у нас 20 и столько же отраслевых экспертных групп, в каждую из них входят примерно 10 специалистов. Группу по химии возглавляет президент Российского Союза химиков Виктор Иванов, — уточнил Денис Болушевский.  — Раз в неделю мы выдаем экспертам на рассмотрение 10 — 20 заявок. Они определяют, насколько критично то, что запрашивают к выпуску, существуют ли аналоги. Но бывают исключения. Например, если экспертная группа видит низкую потребность в комплектующем, то констатирует, что это не критично для отрасли, а представитель предприятия говорит, что через полгода встанет завод. В этом случае принимается решение о критичности и выдается грант.

Объединить усилия промышленных предприятий, ученых, потребителей и ведомств в импортозамещении и стратегическом развитии нефтеперерабатывающей и химической сфер сегодня важно не только в России, но и в Беларуси, поэтому опыт соседней страны для нас весьма актуален.

ФОТО с сайта chemistry-expo.ru

 

«Химия-2022» Импортозамещение Михаил Иванов Виктор Иванов Михаил Никулин Денис Болушевский
09 Декабря 2022
3214
Рейтинг: 4