Поиск

Поток

ТЕХНОЛОГИИ РЕМОНТА. АСУ ТОиР на Гомельском химзаводе

15 Ноября 2019
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

На вопросы журнала отвечает начальник отдела информационных технологий ОАО «Гомельский химический завод» Игорь КЛИМОВ.

Начальник отдела информационных технологий ОАО «Гомельский химический завод» Игорь КЛИМОВ

— Игорь Николаевич, когда возникла идея внедрить на предприятии автоматизированную систему управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования (АСУ ТОиР) и почему?

— Идея внедрения на предприятии АСУ ТОиР возникла в 2017 году. Причем основными инициаторами были специалисты отдела главного механика. Идею поддержал первый заместитель директора — главный инженер Виталий Осипенко. Вначале шел поиск существующих работающих автоматизированных систем ТОиР не только в Беларуси, но и в России. Проводились встречи и консультации с разработчиками подобных систем и консалтинговыми организациями. Специалисты нашего завода выезжали на предприятия, в которых удалось внедрить в той или иной степени аналогичные системы, изучали их особенности. В начале 2018 года у нас уже было разработано техническое задание на АСУ ТОиР, проведены маркетинговые исследования и заключен договор на внедрение. Работы по внедрению начались в июне 2018 года.

— Чем вызвана необходимость использования такой системы?

— С помощью АСУ ТОиР мы намерены повысить эффективность и безопасность эксплуатации производственного оборудования, процессов управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования. За счет внедрения современных методов управления и информационных технологий планируем снизить затраты на эксплуатацию, техобслуживание и ремонт оборудования, сократить количество его отказов и время простоя. Оптимизация процесса закупок запасных частей и материалов позволит снизить объемы складских запасов материально-технических ресурсов и риск незапланированного простоя производства. В то же время повысятся прозрачность, оперативность и актуальность информации по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Можно будет оптимизировать загрузки ремонтного персонала, снизить риски отсутствия запчастей в случае аварийной остановки оборудования, а в целом — создать предпосылки для перехода от плановых ремонтов к ремонтам на основе оценки технического состояния оборудования.

— На какой стадии сегодня процесс внедрения? Что будет дальше?

— Сейчас АСУ ТОиР находится в опытной эксплуатации в трех производственных цехах, и в ближайшее время она будет введена еще в трех цехах тоже в опытной эксплуатации.

На данном этапе система обкатывается в службе главного механика. В перспективе, если опыт будет удачный, АСУ ТОиР можно будет предложить для служб главного энергетика, главного метролога, а также тесно связанного с заводом ремонтно-строительного унитарного предприятия. Дальнейшее развитие системы предусматривает интеграцию с внедряемой системой сбора и длительного хранения технологических данных.

— Насколько сложно внедрить и пользоваться АСУ ТОиР? Потребуется ли обучение сотрудников?


— Планы по АСУ ТОиР были амбициозные. Но после года работы над их осуществлением мы почувствовали, насколько сложно внедрить в полном объеме подобную систему. Здесь и организационно-кадровые вопросы, и вопросы интеграции с существующими информационными системами предприятия. Проектом руководит первый заместитель директора — главный инженер, обладающий необходимыми полномочиями и ресурсами. Обучение сотрудников, конечно, потребуется. Но оно не будет обременительным для тех, кто уже имеет опыт работы с какой-либо информационной системой.

 

 

— В чем преимущества, особенности, принцип действия АСУ ТОиР?

Ввод в действие АСУ ТОиР должен обеспечить электронную паспортизацию оборудования и создание информационной базы данных о его состоянии с отображением на технологических схемах. Мы будем располагать on-line доступом к этой базе, мониторингу и анализу отказов оборудования, сможем использовать ее для оценки и прогнозирования его состояния, а также для ремонта «по состоянию». Будет легче управлять работниками завода, занятыми ремонтом оборудования, и персоналом внешнего подряда, сократится бумажный документооборот, а механизм отчетности станет проще. Разумеется, оперативность управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования возрастет в разы!

— Кто оказывает услуги по внедрению системы?

— Для внедрения АСУ ТОиР на платформе 1С заключен договор с ОАО «Могилевхимволокно». Дело в том, что на этом предприятии силами своих специалистов, имеющих соответствующие компетенции, уже внедрена автоматизированная система ТОиР.

— Что еще делается на заводе в сфере цифровизации, автоматизации?

— Идет работа по расширению функционала существующих информационных систем, изучаются вопросы разработки и внедрения полноценной ERP-системы.

 


Ирина НАЛБАНДОВА, ведущий инженер-программист отдела внедрения корпоративной системы управления ИТ ОАО «Могилевхимволокно»

Ирина НАЛБАНДОВА, ведущий инженер-программист отдела внедрения корпоративной системы управления ИТ ОАО «Могилевхимволокно»:

цитата

— На Гомельском химическом заводе для «оцифровки» информации о ремонте оборудования была выбрана система класса EAM (система управления активами) «ТОиР 2.0 КОРП» от фирмы 1С. Внедрение систем такого класса — это всегда непростой процесс, сопряженный с определенными рисками и требующий больших усилий на начальном этапе.

 

Исходя из опыта, полученного при внедрении аналогичной системы в ОАО «Могилевхимволокно», и руководствуясь лучшими практиками, мы отказались от принципа «все и сразу» и решили внедрять ТОиР поэтапно. Для этого разработали оптимальную структуру проекта, определились со сроками и очередностью этапов. Сначала требовалось выполнить ключевую задачу, обеспечить полный и своевременный ввод данных по оборудованию в систему, то есть провести электронную паспортизацию.

Первый вопрос, который задают ремонтники при подобной задаче: «Кто будет вводить все данные? У нас большая текущая загруженность».

Для решения этой задачи мы разработали программу, позволяющую перенести в систему ТОиР информацию из документов в формате Word и Exel, предоставленную цехами, и частично из бухгалтерской системы завода. У нас постоянно возникали вопросы по актуальности и достоверности предоставленной информации, приходилось досконально выверять и структурировать все данные по оборудованию, определяться со структурой справочников, методологией планирования ремонтов. Вместе с сотрудниками бухгалтерии завода мы обсуждали задачу интеграции с бухгалтерской учетной системой. Параллельно было организовано обучение ремонтного персонала.

цитата

Обучение для работы в таких системах — это всегда непросто. Мы проводим его в разных формах, в т.ч. на местах, по удаленному доступу, а также консультируем по телефону, выпускаем инструкции и видеоролики. Важно не только научить персонал работать правильно, но и убедить людей, что работать в системе ТОиР — это уже необходимость, реалии настоящего времени. Мы обязательно демонстрируем, какие результаты они смогут получить в дальнейшем.

 

Если говорить о трудностях внедрения, то они оказались классическими, и мы были к ним готовы. Во-первых, это разный уровень компьютерной грамотности персонала и, как следствие, — неодинаковое время, потраченное на обучение. Одним работникам приходилось объяснять азы, другим — лишь нюансы системы. Во-вторых, пришлось пройти через большое сопротивление персонала работе в новых условиях и по новым правилам, так называемый страх перемен. Поэтому мы неоднократно обсуждали эти риски с руководством рабочей группы проекта. Необходимо отметить большую административную поддержку проекта со стороны первого заместителя директора — главного инженера завода Виталия Осипенко, главного механика завода Виктора Курневича, а также заместителя главного механика завода Николая Шафранского. Вопросы интеграции с учетной бухгалтерской системой непосредственно курировал главный бухгалтер завода Виталий Жогло. В-третьих, на все потребовалось гораздо больше времени, чем мы планировали первоначально.

Подводя итоги первого этапа, можно отметить, что сегодня созданы электронные паспорта оборудования по всем цехам, участвующим в проекте, решается задача максимального использования такого востребованного функционала системы, как возможность «привязки» к объекту оборудования проектно-технической документации. В трех цехах уже идет опытная эксплуатация функционала по планированию и учету ТМЦ, продолжается обучение пользователей. Уже можно сформировать первые отчеты по план-фактному анализу.

Сейчас перед нами стоит задача провести планирование ремонтов на 2020 год в новой системе по всем цехам, участвующим в проекте, обеспечить дальнейшее развитие системы и поддержку ее в актуальном состоянии. Ведь экономический эффект внедрения зависит во многом от качества и регулярности внесения информации в ТОиР, а определение точек оптимизации — от того, как работают с этой системой руководители среднего звена.

ФОТО ОАО «Гомельский химический завод», Наталия Кускова

 

 

Гомельский химзавод Могилевхимволокно АСУ ТОиР ЕАМ
15 Ноября 2019
235
Рейтинг: 4