— Превышение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не так значительно, как могло бы быть. Пандемия COVID-19 внесла на мировой рынок большую сумятицу. Однако даже с учетом неблагоприятной конъюнктуры рынка, вызванной эпидемиологической обстановкой, СООО «ЛЛК-НАФТАН» динамику сохранило. В отличие от многих зарубежных коллег мы не останавливали производство ни на один день. И, несмотря на падение спроса на часть нашей продукции, объемы реализации и чистая прибыль предприятия остались на уровне прошлого года, а объемы производства даже немного увеличились.
— Новые реалии коснулись всех — и поставщиков масел и присадок к ним, и потребителей. Но в любой ситуации устойчивость бизнеса во многом зависит от того, насколько эффективно в той или иной компании выстроены процессы и как оперативно принимаются управленческие решения. СООО «ЛЛК-НАФТАН», например, сумело довольно быстро адаптироваться к новым условиям: мы стали больше работать точечно, активно и с гибким ценообразованием.
В первую очередь мы перераспределили продукты в своем портфеле. В апреле наши европейские контрагенты и ближневосточные коллеги практически без предупреждения закрылись. Правда, в I квартале они, предвидя проблемы из-за коронавируса, создавали запасы и, соответственно, брали у нас много продукции. Но ко II кварталу эти запасы они «съели», а в новых из-за падения деловой активности на континенте необходимости не было, так как все потребители ушли на карантин. Резко упал спрос на моторные масла, а автоматически — и на присадки к ним. Мы тут же увеличили долю судовых присадок. В их реализации были уверены, поскольку еще до того, как спрос на моторные масла пошел вниз, мы нашли новые рынки сбыта по судовой программе. По этим продуктам «ЛЛК-НАФТАН» давно конкурирует с европейцами. И когда коллеги остановились, нам удалось их заместить.
— Об этих экологических требованиях было известно задолго до вступления их в силу, поэтому многие участники рынка успели к ним подготовиться. Как, например, наш непосредственный потребитель — компания «ЛУКОЙЛ Марин Лубрикантс», которая производит масла. Когда лет пять назад требование об ограничениях концентрации соединений серы в судовом топливе было выдвинуто впервые, наши коллеги совместно с нами начали разработку специального пакета присадок для судовых масел. Продукт заблаговременно прошел все испытания и получил документы для применения. В конце 2019 года компания «ЛУКОЙЛ Марин Лубрикантс» была единственным в мире производителем, который имел все необходимые разрешения для использования пакета присадок, отвечающих новым экологическим требованиям. Горжусь, что СООО «ЛЛК-НАФТАН» приняло в этом проекте активное участие. MARPOL2020 можно реализовать по-разному: перейти на низкосернистое топливо или для утилизации выбросов серы оборудовать флот скрубберами. Мы с коллегами пошли самым сложным, но эффективным путем: создали новый продукт. Он сразу стал востребованным.
— В прошлом году мы завершили строительно-монтажные работы по реконструкции технологической схемы производства пакетов присадок цеха № 2 в целях оптимизации технологического процесса. В конце июля 2020 года объект введен в эксплуатацию. Это самый крупный проект последнего времени. В целом за минувшую пятилетку мы ввели много объектов. Например, в числе значимых объектов, включенных в свое время в Государственную программу инновационного развития и успешно сейчас работающих, назову реакторный блок и узел очистки регенерированного бензина цеха № 3 по производству сульфонатных присадок. В первом полугодии 2020 года завершена реконструкция силовых сетей и слаботочных сетей связи. Это позволило создать современную сетевую инфраструктуру.
В настоящее время главный проект для нас — модернизация реакторного блока цеха № 3, направленная на увеличение производительности, улучшение эксплуатационных и потребительских свойств пакетов присадок, повышение уровня промышленной и экологической безопасности предприятия. В целом на этот год у нас в работе 19 инвестиционных проектов.
«ЛЛК-НАФТАН» успешно выдерживает конкуренцию как в Европе, так и в мире. Нас многие знают, с нами сотрудничают крупные компании, и мы понимаем, что в перспективе есть возможность еще больше нарастить объемы и расширить рынки сбыта. Если в 2019 году производственные мощности предприятия обеспечили выпуск 36 тысяч тонн продукции, то 2020 год планируем «закрыть» с объемом 39 тысяч тонн. Эта задача уже поставлена. И она выполнима.
В приоритете по-прежнему рынки Российской Федерации и Казахстана, куда в первом полугодии суммарно реализовано больше 30% произведенных присадок для моторных масел. Повышению конкурентоспособности присадок и пакетов присадок «ЛЛК-НАФТАН» по сравнению с другими аналогами способствует отсутствие таможенных пошлин с этими двумя странами.
В прошлом году СООО «ЛЛК-НАФТАН» отгрузило пробную партию присадок Китаю. В планах на 2020-й — расширение сотрудничества с этой страной и наращивание объемов поставок. Кроме того, в Китае у новополоцкого предприятия много сырьевых поставщиков.
Инструментом повышения конкурентоспособности Андрей Звонцов называет заводскую исследовательскую лабораторию. Ее специалисты занимаются разработкой композиций пакетов присадок, совершенствуют уже апробированные рецептуры, контролируют качество исходного сырья. Ежегодно на рынок поступают новинки под брендом «ЛЛК-НАФТАН».
Так, недавно получены положительные заключения от АВТОВАЗа на масла ЛУКОЙЛ ЛЮКС с пакетом присадок РА-4525 производства СООО «ЛЛК-НАФТАН». По отзывам заказчика, этот пакет сделан с большим запасом по эксплуатационным свойствам.
Сейчас в работе — рецептуры пакетов присадок для получения моторных масел категорий АСЕА А3/В4, А5/В5, а также API (American Petroleum Institute) SM и SN, в которых нуждается рынок. Потребность возникла в связи с ужесточением экологических требований к маслам по выбросам, совместимости с биотопливами, присадками.
— У нас есть пакет ЛУКОЙЛ ЛЮКС уровня SL, — говорит генеральный директор, — но мы замахиваемся на более высокие стандарты — SM и SN. Это задел на перспективу: сегодня мы прогнозируем, что будет востребовано через пять и десять лет.
На предприятии уже разработана лабораторная технология и произведена опытно-промышленная партия новых дитиофосфорных присадок для моторных масел Н-104 и Н-105. Эти присадки входят в рецептуру пакетов уровня SM, SN.
Рассказывая о достижениях и планах СООО «ЛЛК-НАФТАН», Андрей Звонцов подчеркивает, что своими успехами предприятие обязано коллективу. Это — почти 350 профессионалов, благодаря которым удается не только держать высокую планку качества и ассортимента продукции, но и поднимать ее. В преддверии профессионального праздника руководитель желает работникам «ЛЛК-НАФТАН», а также деловым партнерам и, конечно, учредителям — ОАО «Нафтан» и ООО «ЛЛК-Интернешнл» — дальнейшего процветания и благодарит за взаимопонимание и доверие.
ФОТО Ольга Королькова и предоставлено СООО «ЛЛК-НАФТАН»