— В рамках установленной стратегии по модернизации автозаправочных станций в течение последних двух лет основные усилия мы направляем на реконструкцию устаревших объектов, построенных 10—15 лет назад, — подчеркивает директор РУП «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт» Вадим Худык.— Если ранее основная задача автозаправок состояла только в организации отпуска нефтепродуктов, то сейчас время диктует совершенно другие приоритеты — развитие общественного питания и сопутствующей торговли. Утверждены объекты, графики. В прошлом году мы модернизировали шесть автозаправочных станций, а в этом уже пять. На очереди еще четыре объекта, которые предстоит завершить до конца текущего года.
Полная реконструкция автозаправочной станции — это, по сути, строительство нового объекта на прежнем месте. На отведенной территории производится демонтаж старого и возводится абсолютно новый комплекс АЗС. Он соответствует всем тенденциям, трендам, брендбуку и стандартам, сформированным в «Белоруснефти». Это относится и ко всем направлениям, которые сейчас развиваются в сети, — общественное питание, сопутствующая торговля, совершенствование отпуска нефтепродуктов. Обязательным становится обеспечение промышленной, пожарной, экологической безопасности, предоставление услуг рекламы. А как сервис — более быстрая заправка нефтепродуктами, зал самообслуживания и общественного питания, чего ранее на объекте не было.
— АЗС № 2 — первая наша автозаправочная станция в Гродно, на которой проведена полная реконструкция, — подчеркивает Вадим Худык. — Автозаправка, расположенная на улице Мясницкой, 4, была построена еще в 1973 году. За этот почти полувековой период она неоднократно реконструировалась, а последнее обновление было в 2009 году.
Реализуемая на АЗС продукция, как известно, в большинстве своем идентична по всей системе ритейла «Белоруснефти». Однако, по утверждению руководителя, есть небольшой процент от доли торговой площади, где реализуется согласованный ассортимент, который наиболее востребован именно в месте размещения объекта. В частности, на этой автозаправке реализуются товары ежедневного спроса: молочные продукты, бакалея, а также расширенный ассортимент алкогольной продукции.
— Мы сразу отметили рост прибыли за счет реализации продукции, — замечает директор предприятия. — Положительную роль в этом сыграла локация АЗС, плюс формат работы торгового объекта 24\7, который подтверждает статус «магазина у дома». Это преимущество мы планируем использовать на других своих объектах в городе и развивать его.
У РУП «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт» накоплен опыт работы со службами доставки продукции.
— Анализируя экономические показатели, мы используем различные формы работы по доставке (привлечение компаний по доставке либо использование собственных ресурсов), — рассказывает Вадим Худык. — На основе сравнительного анализа рассчитываем выработать наиболее оптимальный вариант. В целом направление, конечно, перспективное, его необходимо развивать, особенно с учетом растущих потребностей в услуге со стороны рынка. К тому же у нас есть столовая, где готовятся полноценные обеды на вынос. Пока мы экспериментируем. Сейчас ведется поиск экономической формулы. К примеру, если привлекать к сотрудничеству стороннюю организацию, то она забирает 65—70% стоимости продукции. Наша же задача увеличить собственную маржинальность, снизив логистические затраты.
На предприятии разработан годовой план, который связан с маркетинговой стратегией, ассортиментом общественного питания, сопутствующей торговлей, рекламой. В течение года с учетом сезонности и событий в «Гроднооблнефтепродукте» параллельно с ассортиментом меняется и рекламная поддержка.
— Сейчас мы готовимся к переходу на реализацию напитков и продукции, которые характерны для холодного времени года, — поясняет руководитель. — Одновременно изменяется и ассортимент на прилавках наших магазинов. Еще не заходя в помещение, клиенты видят на кристаллайтах ассортимент, актуальный для кафе на АЗС.
По мнению Вадима Худыка, изменения в маркетинговой политике и рекламные усилия значительно влияют на финансовые показатели.
— Мы должны быть представлены на рынке не хуже конкурентов, — продолжает он. — И здесь превалирует не наше мнение, а мнение потребителя, который сравнивает все, начиная от цены и заканчивая удобством размещения. При проведении маркетинговых мероприятий следует учитывать, какова будет отдача от каждого вложенного рубля. Ни один элемент маркетинговой политики не должен быть затратным. Если мы устанавливаем ТРК с табло, где демонстрируется информация о текущих акциях компании, то важно, чтобы на них была и коммерческая реклама.
На предприятии реализуется программа развития, в соответствии с которой мультимедийные стелы размещаются на территории автозаправок. При реконструкции АЗС устанавливаются новые ТРК от ОАО «Топаз-Сервис», оснащенные мультимедийной системой и звуковым сопровождением, а также возможностью выдачи до 80 л топлива в минуту. Ставятся современные кофе-машины Franke А600 с возможностью приготовления кофе на свежем молоке и холодного кофе. В торговом зале устанавливаются экраны для трансляции видеорекламы и меню. На АЗС № 2 их одиннадцать. Причем реклама должна занимать не менее 50% эфирного времени.
— Задача маркетинговой службы — максимально монетизировать все имеющиеся информационные площадки в пользу объекта размещения, — подчеркивает Вадим Худык. — Потенциальным рекламодателям предлагается на выбор пакет услуг по размещению соответствующей информации.
Впервые в системе «Белоруснефти» на АЗС № 2 установлена газораздаточная колонка (ГРК) фирмы FAS (Германия) с возможностью заправки бытовых газовых баллонов объемом 12 и 27 л. Данная ГРК оснащена оборудованием для учета массы, объема и плотности отпускаемого топлива. Решение по установке продиктовано устойчивым спросом клиентов на данный вид сервиса. В РУП «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт» планируют до конца текущего года установить еще одну такую ГРК в Гродно, а в будущем развивать это направление в рамках увеличения продаж сжиженного газа населению.
После реконструкции одной из старейших заправок в Гродно объемы продаж нефтепродуктов на ней увеличились на 10% и составляют в среднем 10 тыс. л в сутки. Реализация товаров в магазине составила более 1 400 рублей в сутки, т.е. выручка выросла почти в два раза. Объемы продажи продукции общественного питания увеличились значительно, а продажи кофе — в три раза.
Справка
На АЗС № 2 РУП «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт» имеются терраса на 12 посадочных мест с автоматической маркизой, торговый зал площадью 100 м2 с кофе-зоной, отделенной барной стойкой, а также два столика и четыре мягких дивана.
На крыше здания установлены гелиоколлекторы, с помощью которых с использованием солнечной энергии нагревается вода, поступающая на АЗС.
Резервуарный парк остался прежним: резервуар АИ-95 — 10 000 л, резервуар АИ-92 — 25 000 л и два резервуара ДТ — по 25 000 л каждый.
На автозаправочных станциях «Белоруснефть» к бренду «Цікаva» все уже привыкли, а вот увидеть знакомую надпись в жилом массиве мало кто ожидал. В Гродно на улице Врублевского, 84 появился новый торговый объект — магазин «Цiкаvы». И все здесь в фирменном стиле «Белоруснефти» — и логотип, и оформление, и принципы работы, и кофе-зона, и программа лояльности.
— Мы сделали очередной шаг по диверсификации деятельности в ритейле «Белоруснефти». Насколько новое направление будет развиваться в системе — зависит от успешности данного пилотного проекта, — заявил на открытии торгового объекта Вадим Худык. — Мы перешли от привычного формата «магазин при заправочной станции» к формату «магазин у дома», с 7.00 до 23.00, без обеда и выходных.
В ассортименте — товары общего потребления и продукты питания. Магазин «Цiкаvы» — это 100 квадратных метров торговой площади, где для посетителей представлено все самое необходимое. И что особенно приятно: создано шесть новых рабочих мест — столько человек будет работать на нашем новом торговом объекте.
Вадим Худык подчеркнул, что проведение подобных экспериментов поддерживается заместителем генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Сергеем Каморниковым. Понимание со стороны центрального аппарата дает возможность предприятию двигаться вперед и достигать запланированных результатов. При этом важным фактором является сплоченность и желание всего коллектива «Гроднооблнефтепродукта» добиваться поставленных целей.
— Рассчитываем, что данное направление бизнеса станет выгодным и будет успешно развиваться, — подчеркнул Вадим Худык. — В последующем планируем открывать такие магазины в других районах Гродно.
Примечательно, что ассортимент магазина постоянно корректируется в соответствии с пожеланиями клиентов. Именно повышенный спрос посетителей с первых дней работы на продукцию СУП «АзотСервис» способствовал расширению предложений от этого производителя — в продаже чебуреки, пельмени, голубцы, колбаски.
Полна надежд и Оксана Кучеренко, заведующая магазином «Цiкаvы»:
— Ожидаем устойчивый спрос как на замороженную, так и на свежую продукцию. Ведь у нас представлены бакалейная, молочная, мясная группы, напитки, овощи и фрукты. Работаем со всеми ведущими поставщиками по указанным направлениям. Есть уже спрос на корм для животных. Рядом расположен детский сад, школа, соответственно, учитываем пожелания и запросы родителей и детей. Рассчитываем на постоянных посетителей из близлежащих домов, а это от 600 до 1 000 человек.
ФОТО Игорь Рубан, РУП «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт»