Нынешней зимой в Беларуси наблюдались сильные морозы, однако понижение температуры воздуха до минус 20 ºС не стало причиной транспортного коллапса. Даже капризные дизельные двигатели легко заводятся и не глохнут в пути, потому что работают на качественном топливе.
Согласно ежегодному анкетированию потребителей оценка удовлетворенности качеством выпускаемых в ОАО «Мозырский НПЗ» нефтепродуктов, включая дизельное топливо для холодного и арктического климата, неизменно высокая. Это подтверждают и данные объемов поставки дизельного топлива за пределы страны. В частности, его потребление на одном из самых емких рынков в соседней Украине неизменно растет. Аналогичная тенденция наблюдается на рынках Литвы и Молдовы. К числу активных потребителей дизельного топлива класса 2 на протяжении нескольких последних лет относится и Латвия.
Еще динамичнее меняется отношение потребителей к дизельному топливу класса 4. В Украине популярность этого продукта в 2020 году по сравнению с предыдущим выросла более чем в два раза.
Таким образом, на экспортном направлении объемы поставок зимнего дизельного топлива из года в год увеличиваются. По оценкам экспертов, высокий спрос на этот продукт сохранится. Более того, потребителей за пределами Беларуси все больше интересует именно дизельное топливо для эксплуатации в условиях холодного и арктического климата.
Вот как специалисты предприятия объясняют получение «арктической» специфики:
— В технологии производства дизельного топлива для эксплуатации в условиях холодного и арктического климата (класс 2 и класс 4) на Мозырском НПЗ применяется специальный технологический процесс — каталитическая депарафинизация. Он направлен на снижение доли нормальных длинноцепочечных парафиновых углеводородов из гидроочищенного дизельного топлива с применением катализаторов производства ведущих компаний Франции, Швейцарии, Нидерландов и других стран. Каталитическая депарафинизация способствует улучшению показателей текучести дизельного топлива при низких температурах, которые зависят от концентрации нормальных парафинов в дизельном топливе. В результате качество дизтоплива, производимого в ОАО «Мозырский НПЗ», соответствует требованиям как национальных, так и европейских стандартов.
К особенностям процесса депарафинизации относится и требование обеспечить такие показатели, как низкая предельная температура фильтруемости (ДТ-З-К5 класса 2 — не выше минус 32 °C) и температура помутнения продукта (ДТ-З-К5 класса 2 — не выше минус 22°C), высокая стабильность продукта, а также высокие пусковые свойства (цетановое число и цетановый индекс).
Вот почему использование дизельного топлива ДТ-З-К5 класса 2 и класса 4 для холодного и арктического климата ОАО «Мозырский НПЗ» — это гарантия нормальной эксплуатации двигателя в период сильных морозов.
ФОТО Игорь Малащенко, архив