Поиск

Поток

ВОШЛИ В РЕЗОНАНС!

04 Апреля 2020
Александр Шичков

Александр Шичков

Главный редактор
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

«Белоруснефть» провела презентацию первой в стране сети электрозаправочных станций (ЭЗС) Malanka.

ВОШЛИ В РЕЗОНАНС!
ВОШЛИ В РЕЗОНАНС!
ВОШЛИ В РЕЗОНАНС!
ВОШЛИ В РЕЗОНАНС!

Оптимистичное начало

Особенность рынка электромобилей нашей страны состоит в том, что его развитие началось с зарядной инфраструктуры.

К 2022 году планируется запустить около 640 ЭЗС. Причем в дальнейшем в Беларуси будут устанавливать только «быстрые» станции, на которых запас хода на 35 км можно пополнить всего за семь минут. В ближайшем будущем появятся и супербыстрые, «молниеносные» станции, способные зарядить автомобиль на 345 км пробега за 10—12 минут.

Мы в резонансе с мировым трендом. В Беларуси первая ЭЗС появилась в 2014 году, к 2017-му — еще 16, а к началу 2019-го была создана сеть из 251 ЭЗС. Этого количества достаточно для обслуживания около 9 тыс. электромобилей в сутки. Однако сегодня в среднем на одну заправку в нашей стране приходится лишь 1,4 электрического авто. У наших соседей в Украине этот показатель ровно на порядок выше — 14, а в Норвегии и того больше — 20.

 

ВОШЛИ В РЕЗОНАНС!
ВОШЛИ В РЕЗОНАНС!
ВОШЛИ В РЕЗОНАНС!

Привлекательность растет

Для стимулирования использования электромобилей и расширения сети ЭЗС в Беларуси приняты дополнительные законодательные меры. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 92 от 12 марта 2020 года «О стимулировании использования электромобилей» производители этого вида транспорта и электрозарядных станций, а также эксплуатирующие их организации получили право применять повышенный инвестиционный вычет. Освобождены от НДС зарядные станции в случае их использования в Беларуси. Производственному объединению «Белоруснефть» без проведения аукциона предоставляются в аренду земельные участки для строительства и обслуживания электрозарядных комплексов. При этом затраты на строительство зарядных станций могут безвозмездно передаваться на баланс юридического лица, на учете которого находятся эти объекты, и включаться заказчиком (застройщиком) в состав внереализационных расходов. При получении согласия землепользователя земельные участки для установки зарядных станций будут предоставляться без их изъятия из земель общего пользования.

Физическим лицам не придется уплачивать НДС при ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования. При этом они смогут вернуть уплаченную при приобретении электромобиля сумму НДС в пределах 500 базовых величин. Владельцы электромобилей освобождены от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Кроме того, владельцы электротранспорта освобождаются до 1 января 2026 года от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных автомобильных парковках.

Кроме того, Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) поддержала инициативу об установлении нулевой ставки таможенной пошлины на электроавтомобили.

Актуальность мер очевидна. Сегодня многие эксперты прогнозируют геометрический рост мирового рынка электромобилей, а правительства ряда стран начали подготовку к отказу от продаж новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Норвегия планирует реализовать эти планы к 2025 году, к 2030-му к ней присоединятся шесть стран, а к 2040-му — еще пять.

 

Malanka и ее особенности

Заместитель генерального директора по строительству, общим вопросам и идеологической работе РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Андрей Котик уточнил:

цитата

— Подходы к развитию инфраструктуры у нас последовательные и выверенные. Мы развивали ее в трех направлениях. Одно связано с установкой в публичных местах медленных зарядных станций. Второе — с созданием базы для каршеринга электромобилей. Третье — это размещение комплексов на базе быстрых и медленных зарядных станций в спальных районах. При дальнейшем развитии эта технология будет масштабироваться. Что касается базовой сети, то в ее основе используются быстрые зарядные станции городского и трассового типа. Первые размещаются у торговых центров, в транспортных узлах, а трассовые — на АЗС. В 2019 году мы устанавливали зарядные станции мощностью 120 кВт. В этом — намерены оборудовать станции мощностью 150 кВт. Сегодня на таких ЭЗС можно заряжать электромобили премиального сегмента.

А будущее, разумеется, за супербыстрыми зарядными комплексами. При подтверждении оптимистичного прогноза развития событий с 2022 года в нашей стране начнется установка зарядных станций мощностью от 350 кВт. Но для этого потребуется около 150 млн евро. Возможность инвестиций в таком объеме сегодня обсуждается с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком.

Зарубежный опыт

Начальник сектора по развитию бизнеса организации CENEX Кейс Бадден уже десять лет ездит на электромобилях и всячески поддерживает развитие этого вида транспорта. После посещения таких предприятий, как МТЗ, БЕЛАЗ, БЕЛДЖИ, МЗКТ, Кейс Бадден сказал, что у Беларуси хорошие перспективы для производства электромобилей. По его словам, наша страна — лидер в производстве и использовании электробусов, а через два месяца испытания белорусского электротранспорта представители организации проведут в Великобритании и Беларуси.

По данным зарубежного эксперта, через десять лет 20% мирового автомобильного рынка составят электромобили, что потребует большого количества станций для их подзарядки. И это неудивительно. Даже беглое сравнение с автомобилем с ДВС легко убеждает в преимуществах электромобиля: цепочка от источника энергии до конкретного вида топлива короче и проще, КПД электродвигателя составляет 90%, а у ДВС — чуть больше 40%, в электродвигателе всего 19 запчастей, в ДВС — почти 1 200. Еще четыре года назад профессия автослесаря попала в категорию, которой в будущем грозит исчезновение. Немецкие аналитики обеспокоены, что в ближайшие десять лет в связи с бурным ростом популярности и простотой производства электромобилей может произойти сокращение около 0,5 млн рабочих мест.

В ходе визита на меня большое впечатление произвели высокий уровень инженерно-конструкторских работ, хорошие экономические возможности по созданию пунктов подзарядки в Беларуси, — отметил Кейс Бадден. — Ваш подход, основанный на создании в первую очередь инфраструктуры и затем сервисного обслуживания, на мой взгляд, правильный. Тактика такого рода создаст хорошую основу для того, чтобы убедить как представителей бизнеса, так и частных лиц в целесо-образности покупки или аренды именно электромобилей.

Кейс Бадден уточнил, что эксплуатация электрических автомобилей обходится дешевле, чем традиционных с двигателем внутреннего сгорания:

цитата

— Капитальные затраты довольно высокие, но эксплуатация дает преимущества. На своем электромобиле я проезжаю примерно 30 тыс. км в год. Но если подсчитать все расходы, то ежемесячно я экономлю примерно 200 евро по сравнению с эксплуатацией обычного авто.

Руководитель отдела продаж официального дилера Jaguar Land Rover в Беларуси «Атлант-М Британия» Григорий Губанович подчеркнул, что последние несколько лет мировые автогиганты сконцентрировались на развитии технологий и производства электромобилей. Общий мировой объем инвестиций в отрасль уже превысил 500 млрд долларов.

Сколько в Беларуси электромобилей? Примерно 350, в Украине — 30 тысяч, в Норвегии уже около 300 тысяч электромобилей, или 10% от общего количества авто в стране, и эта цифра здесь стремительно растет. По оптимистичным прогнозам ожидается, что к 2025 году в нашей стране численность электромобилей достигнет 100 тысяч.

 

Перспективы

Как сообщил Андрей Котик, летом запланирован запуск полноценного программного продукта (мобильного приложения-путеводителя) в помощь водителям электрокаров. Параллельно развивается техсопровождение зарядных станций. В этом году будет обеспечено полноценное сервисное обслуживание ЭЗС.

Окупаемость заправок для электромобилей в данном случае будет определяться несколькими критериями, в частности стоимостью. Традиционно на такие технологии предлагаются долгие финансовые продукты. Предполагается, что срок окупаемости составит примерно 5—6 лет.

Представитель «Белоруснефти» точнил, что в 2014 году стоимость зарядной станции составляла около 60—70 тыс. евро. Такими ЭЗС обеспечили дорожное сообщение в направлении Минск — Вильнюс. Дальше ситуация изменилась, и оборудование для ЭЗС подешевело до 17—20 тыс. долларов. При этом общий объем инвестиций для запуска электрозаправочной станции определяется не столько стоимостью оборудования, сколько локацией подключения. Дело в том, что чаще всего электросети в местах подключения ЭЗС требуют модернизации. К сожалению, это проблема не только магистралей и Минска. Поэтому в результате запуск зарядной станции в одном случае может обойтись чуть больше стоимости оборудования, а в другом — кратно превосходить его.

Специально сервис вокруг зарядных станций не создается. ЭЗС устанавливают в тех местах, где потенциальные пользователи проводят свободное время, то есть у торговых центров, на вокзалах, в аэропортах. В перспективе супербыстрые зарядные комплексы сократят время ожидания, и заправочный бизнес электромобилей станет таким же, как и бизнес на АЗС. Уже сегодня созданы ЭЗС, на которых 4 минуты зарядки обеспечивают 200 км пути, что сравнимо с процессом заправки углеводородным топливом.

цитата

— Мир изменился. Убежден, у электромобилей большой потенциал, — отметил Андрей Котик. — Наша компания с новым брендом Malanka заявляет о готовности бороться за прогрессивного, экологически ориентированного клиента.

 

 ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая

 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

Malanka Cеть электрозаправочных станций Белоруснефть ЭЗС Электромобили
04 Апреля 2020
3340
Рейтинг: 4