Поиск

Поток

СКОЛЬКО НЕФТИ В НЕДРАХ БЕЛАРУСИ?

04 Февраля 2020
Игорь Рубан

Игорь Рубан

Закончится ли век белорусской нефтедобычи, как предсказывают специалисты?

Закончится ли век белорусской нефтедобычи, как предсказывают специалисты?

За 55 лет в Беларуси на поверхность поднято более 136 млн т. В «Белоруснефти» уверяют, что при нынешних темпах разведки и добычи еще на 30 лет разведанных запасов нефти нам хватит. Многие ученые все активнее говорят о восполняемости нефтяных запасов, основываясь на неорганических представлениях о генезисе «черного золота». Некоторые эксперты считают, что в наших недрах нефти намного больше, но искать ее нужно новыми способами. Так ли это? Для участия в виртуальной дискуссии «Углеводородные перспективы недр Беларуси» редакция пригласила экспертов.

Есть ли перспективы в наращивании разведанных запасов нефти и газа в Беларуси в целях увеличения их добычи?

Батрбек Кусов, кандидат геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАЕН, ведущий геолог ПАО «Чеченнефтехимпром».

Батрбек Кусов, кандидат геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАЕН, ведущий геолог ПАО «Чеченнефтехимпром».

 

— До настоящего времени Припятский прогиб остается единственной геологической структурой в Республике Беларусь, где ведутся работы по поиску, разведке и добыче нефти и газа. Работы в его пределах могут поддержать текущий уровень добычи углеводородов (УВ) или же увеличить на некоторое время, но открытий принципиального, прорывного характера ожидать не приходится. Кристаллический фундамент Припятского прогиба может содержать залежи нефти и газа. Но в обозримом будущем вряд ли удастся провести целенаправленные и эффективные поисковые работы по их обнаружению по следующим причинам. Во-первых, большая глубина залегания фундамента, перекрытого мощной с чрезвычайно высокой литологической и структурной неоднородностью толщей осадочных пород. Это существенно снижает возможности различных геофизических методов поиска коллекторов в фундаменте. Во-вторых, механизм формирования резервуара (пустотного пространства) в кристаллическом фундаменте принципиально отличается от такового в породах осадочного чехла. Поэтому традиционные методы прогноза и поиска коллекторов в осадочных бассейнах к кристаллическому фундаменту неприменимы.

 

Валерий Карпов,  кандидат геолого-минералогических наук, заслуженный геолог Российской Федерации, член редакционного совета журнала «Недропользование ХХI век»

Валерий Карпов,  кандидат геолого-минералогических наук, заслуженный геолог Российской Федерации, член редакционного совета журнала «Недропользование ХХI век»

 

Безусловно, есть.

Достаточно сказать, что пока лишь на 1/3 территории Припятского прогиба идет добыча углеводородов, а остальная часть ждет своего времени. Почему это ожидание затянулось? Не повезло прогибу со временем: развал СССР, союзных и республиканских служб геологии затормозил процесс развития не только здесь.

Припятский прогиб уникален прежде всего тем, что здесь, как нигде, изучены залежи нефти, связанные с разломами, что здесь раньше всех стали готовить под глубокое бурение приразломные структуры, что белорусские геологи ближе всех подошли к пониманию истинной роли разломов в нефтегазонакоплении.

Очевидно, что разломы (тектонические нарушения) в той или иной степени прямо либо косвенно определяют условия формирования скоплений УВ.

Большинство положительных структур, контролирующих залежи УВ, являются структурами древнего заложения и длительного унаследованного развития: в Припятском прогибе это практически все месторождения Северной структурной зоны. Но, к сожалению, такие объекты здесь (как и в других старых нефтегазоносных провинциях) уже исчерпаны.

Припятский прогиб уникален прежде всего тем, что здесь, как нигде, изучены залежи нефти, связанные с разломами, что здесь раньше всех стали готовить под глубокое бурение приразломные структуры, что белорусские геологи ближе всех подошли к пониманию истинной роли разломов в нефтегазонакоплении

Природные резервуары УВ претерпели глубокие преобразования во время рифтогенеза на этапах растяжения и сжатия, происходивших вплоть до среднего триаса, что создало основу для развития неструктурных (неантиклинальных) ловушек различного генезиса и морфологии.

Антиклинальная (структурная) парадигма, достигнув определенного уровня успешности геологоразведочных работ (ГРР) и обеспечив сегодняшний минерально-сырьевой потенциал по УВ, должна уступить место тектонической парадигме, предусматривающей новое пока не признанное направление ГРР — поиск тектонозависимых скоплений УВ (в т.ч. в пределах отрицательных структур), которые могут создавать достаточно крупные месторождения.

Следует признать, что достигнутая за многие годы успешность ГРР на УВ уже не может быть увеличена только путем совершенствования методики, внедрения различных инноваций, если продолжать разбуривать положительные структуры и не перейти к картированию непосредственно скоплений УВ независимо от структурной характеристики и к использованию различных технологий «прямых» методов.

В качестве в первую очередь подлежащих тщательной ревизии следует рассматривать объекты, связанные с парагенетической ассоциацией (сонахождением) положительной и отрицательной структур, разделенных активным разломом. При этом отрицательная структура является частью древнего поднятия, расформированной на поздних этапах тектонического развития, имеет свойства «агрессора» по отношению к положительной структуре, нередко лишенной УВ. Это направление может быть наиболее эффективным, т.к. предусматривает поиск объектов на малых глубинах. И такие объекты прежде всего следует искать в регионах, испытавших тектоническую перестройку нефтегазоперспективных горизонтов на постседиментационных этапах.

Проще говоря, структурный этап освоения Припятского прогиба исчерпал себя, а неструктурный (неантиклинальный), по большому счету, еще не начинался. А он обещает быть весьма продуктивным.

Кроме того, есть еще Оршанская и Брестская впадины, но о них разговор должен быть отдельным.

Ярослав Грибик, заведующий лабораторией геотектоники и геофизики Института природопользования НАН Беларуси, кандидат геолого-минералогических наук, в 1999—2014 годы — главный геолог РУП «Белгеология».

Ярослав Грибик, заведующий лабораторией геотектоники и геофизики Института природопользования НАН Беларуси, кандидат геолого-минералогических наук, в 1999—2014 годы — главный геолог РУП «Белгеология».

цитата

— Беларусь за почти 55-летний период добычи нефти в основном и единственном Припятском нефтеносном бассейне прошла следующие этапы: начальный (1964—1975 годы), где максимальная добыча составляла 7,96 млн т, разведочный (1975—1995 годы) — падение добычи до 2 млн т, этап стабилизации (1990—2019 годы), в период которого уровень добычи поддерживался на уровне 1,65 млн т. В последние годы намечается тенденция к медленному росту уровня добычи примерно на 10—20 тыс. т ежегодно. Это положительный фактор, который мы приветствуем.

Также положительная тенденция последних лет — повышение уровня прироста промышленных запасов, компенсирующих добычу нефти. Таким образом, идет процесс восстановления ресурсного потенциала за счет прироста запасов. Однако следует признать, что этот прирост наблюдается в основном на объектах ранее выявленных и разрабатываемых месторождений. Открываемые новые месторождения по запасам небольшие. Поэтому в первую очередь стоит вопрос не о значительном повышении добычи нефти, а о поддержании на достигнутом уровне с намечаемой тенденцией его роста по 10 — 20 тыс. т ежегодно. И самое главное — это увеличение объема поисковых работ, которые позволят расширить разведанный ресурсный потенциал. А он явится основой роста добычи нефти.

 

Валерий Бескопыльный, ученый и производственник в области поисков, разведки и разработки залежей нефти и газа

Валерий Бескопыльный, ученый и производственник в области поисков, разведки и разработки залежей нефти и газа

— Сформулирую вопрос в несколько перефразированном виде: какие существуют направления увеличения ресурсной базы добычи углеводородов в Беларуси, способные обеспечить приросты запасов нефти и газа при оптимальных затратах материальных и финансовых средств?

Отвечая на этот вопрос, перечислим главные направления деятельности, обеспечивающие увеличение ресурсной базы нефтедобычи.

  1. Организация комплекса работ, обеспечивающих повышение доли извлекаемой нефти из уже разрабатываемых месторождений. Геологи называют такие работы доразведкой месторождений. Из действующих месторождений в соответствии с научными проектами разработки планируется добывать в среднем только около 30% тех объемов нефти, которые имеются в каждой залежи. Нефть в недрах бывает самого различного качества, например легкая под большим давлением или вязкая, не имеющая внутренней энергии. Во втором случае нефть относится к категории трудноизвлекаемых. Имеются и другие виды трудноизвлекаемых запасов, значительно усложняющие извлечение УВ из недр. В первые периоды эксплуатации месторождений добыча осуществляется общепринятыми методами, без сложнейших проблем. К настоящему времени в разрабатываемых залежах значительно сократился объем текущих остаточных запасов нефти, что сопровождается увеличением в них доли трудноизвлекаемых. Все это ведет к сокращению объемов добычи УВ, а также к усложнению и удорожанию эксплуатации месторождений. Казалось бы, не может быть речи об увеличении запасов на таких месторождениях…

Тем не менее геологи со временем все более детально познают особенности каждой залежи. При бурении, разработке залежей и добыче УВ с каждым годом внедряются все более совершенные техника, оборудование и технологии. Этот прогресс способствует уточнению (нередко в сторону увеличения) учтенных извлекаемых запасов нефти на разрабатываемых залежах. Кроме того, появляется возможность подсчета и вовлечения в плановую разработку тех неучтенных запасов углеводородов, которые приурочены к низкопроницаемым коллекторам и плотным резервуарам (полуколлекторам), расположенным вокруг или между традиционными коллекторами разрабатываемых месторождений.

Следуя терминологии американских геологов, полуколлекторы можно именовать также сланцевыми (глинистыми) резервуарами (shale reservoirs) и плотными резервуарами (tight reservoirs). Низкопроницаемые коллекторы и полуколлекторы содержат неучтенную нефть, которая постепенно (по мере выработки нефти из традиционной залежи) поступает из этих пород в породы-коллекторы. Такое поступление нефти увеличивает запасы традиционной залежи за счет нетрадиционных источников УВ. Следует отметить, что пока нет возможности точно количественно оценивать объемы перетоков углеводородов из разнообразных низкопроницаемых коллекторов и плотных резервуаров в истощаемые традиционные коллекторы. Нет также возможности прогнозировать величины дебитов нефти из этих пород. Основная причина такой неопределенности заключается, наверное, в том, что в Беларуси свойства низкопроницаемых коллекторов, плотных и глинистых резервуаров в лабораторных условиях изучаются не так активно, как они того заслуживают. Положительным обстоятельством является то, что компьютерное моделирование и результаты бурения специальных скважин «указывают на наличие дополнительного, ранее не учтенного резерва добычи нефти на «зрелом» (давно разрабатываемом) Речицком месторождении, которое эксплуатируется уже более 50 лет».

цитата

Таким образом, даже на разрабатываемых месторождениях существует резерв прироста запасов нефти и, следовательно, возможность дополнительной добычи нефти и газа. Эти соображения не являются новостью для производственников. На Речицком месторождении нефти проводится специальное бурение на низкопроницаемые коллекторы. Автор данных строк надеется, что в результате бурения этих скважин многое прояснится также относительно перспектив нефтегазоносности плотных резервуаров (карбонатных полуколлекторов).

 

  1. Осуществление ввода в разработку всех открытых залежей. К сожалению, не все открытые месторождения и даже отдельные залежи на разрабатываемых месторождениях сегодня находятся в эксплуатации, т.е. в процессе извлечения нефти. По каждому такому случаю имеются какие-то объяснения. Часто обоснованием являются экономические расчеты, основанные порой на определенных некорректных предпосылках. Результатом данных экономических прогнозов оказывается прекращение эксплуатации скважин и т.д. Мировой опыт добычи УВ показывает, что при наличии доброй воли даже отдаленные крошечные залежи нефти можно разрабатывать с прибылью.
  2. Выявление новых залежей или обнаружение неизученных участков открытых залежей в пределах известных месторождений. Разведочные работы на открытых месторождениях являются значительным резервом прироста запасов углеводородов. В старых нефтегазоносных регионах мира высокоточные сейсморазведочные работы, разведочное бурение вблизи известных залежей приводят к приросту запасов нефти и газа. Не исключением является Припятский нефтегазоносный бассейн. Хотя все окрестности крупных месторождений Беларуси уже более-менее детально разведаны, остаются еще недостаточно детально разведанными пространства между средними и мелкими подсолевыми залежами, а также пласты, в которых нефть может залегать в плотных или глинистых нефтенасыщенных резервуарах (полуколлекторах). В ряде межсолевых залежей остаются малоизученными возможные запасы УВ в плотных или глинистых нефтенасыщенных резервуарах, примыкающих к разрабатываемым коллекторам. Конечно, основной резерв прироста запасов нефти за счет разведки связывается с открытием новых залежей.
  3. Поиски новых месторождений. Открытие новых месторождений является главным источником роста добычи УВ или, по крайней мере, ее стабилизации. Среди неоткрытых скоплений нефти прогнозируются традиционные и нетрадиционные месторождения.

Карта запасов нефти Беларуси

Закономерным для любого нефтегазоносного региона мира является то обстоятельство, что в первую очередь геологи открывают наиболее крупные традиционные месторождения с максимальными запасами нефти и растворенного газа, поскольку они более рельефно отображаются на картах, составленных по материалам сейсморазведочных исследований недр. Приблизительно за 60 лет проведения активных поисков месторождений углеводородов в Беларуси открыто около 80 месторождений традиционного типа, т.е. приуроченных к коллекторам-породам, в порах которых содержится и довольно активно перемещаются нефть и газ, образно говоря, как через губку. Согласно научному прогнозу в межсолевых и подсолевых девонских отложениях Припятского нефтегазоносного бассейна еще можно выявить не менее 50 традиционных месторождений. Естественно, каждое из неоткрытых месторождений характеризуется относительно небольшими запасами нефти. Прогнозируемые месторождения расположены чаще всего на больших глубинах, и их трудно обнаружить имеющимися методами поиска УВ. Удельные затраты на открытие таких месторождений и добычу из них нефти значительно превышают финансовые вложения, потраченные в среднем на добычу одной тонны нефти из крупных месторождений. Поэтому при планировании освоения ресурсов нефти из этих месторождений часто решающее слово принадлежит экономистам, что совсем не нравится геологам. Тем не менее поисковые работы в целях открытия традиционных подсолевых и межсолевых месторождений следует продолжать — это и реализуется в относительно небольших объемах в Беларуси.

Значительно более крупные неразведанные ресурсы УВ прогнозируются в нетрадиционных месторождениях Припятского прогиба. Специалисты предполагают наличие нескольких видов таких месторождений. Главным стратиграфическим подразделением осадочного разреза Припятского прогиба, перспективным для поисков нетрадиционных скоплений УВ в глинистых и плотных резервуарах, является фаменская межсолевая толща. В этих природных резервуарах прогнозируются неразведанные ресурсы нефти суммарным объемом, по разным оценкам, от 280 до 1 800 млн т. В подсолевых полуколлекторах также прогнозируются нефти. Однако для эффективного освоения этих ресурсов углеводородов белорусским специалистам предстоит еще много работы по лабораторному и дистанционному изучению недр, уточнению наиболее перспективных участков, обновлению техники и технологий.

 

Петр Повжик, кандидат технических наук, доцент, заместитель генерального директора по геологии РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»

Петр Повжик, кандидат технических наук, доцент, заместитель генерального директора по геологии РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»

цитата

— В настоящее время одна из главных задач, стоящих перед геологической службой РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», — восполнение ресурсной базы за счет компенсации добытого объема углеводородов приростом запасов. Для этих целей предприятие за последнее время существенно нарастило объемы геологоразведочных работ, как камеральных, научно-исследовательских, так и полевых сейсморазведочных, для выявления и оценки перспективных объектов на углеводороды, а также поисково-разведочного бурения в целях выявления и оценки залежей углеводородов. Например, плановые объемы полевых сейсморазведочных 3D-работ в 2019 году являются максимальными в белорусском регионе полевой съемки по данной методике.

Это серьезная задача, требующая существенных затрат и на проведение геологоразведочных работ, и на перевооружение, дооснащение подразделений геологоразведочного блока предприятия. И без внедрения в производство новых технологий, включая новые методические подходы к выполнению работ, без нового оборудования и программного обеспечения, без обучения и повышения квалификации специалистов реализовать намеченные планы будет весьма проблематично.

При этом говорить о расширении ресурсной базы углеводородов в Республике Беларусь, ее наращивании, учитывая степень геологической изученности Припятского нефтегазоносного бассейна, к сожалению, не приходится. Повторюсь, основная задача проведения геологоразведочных работ на УВ на современном этапе — восполнение, а не наращивание ресурсной базы и стабилизация добычи нефти на территории Беларуси.

Например, предприятию удалось стабилизировать в 2014—2016 годах добычу нефти в Республике Беларусь на уровне 1,645 млн т/год, а начиная с 2017 года стало возможным наращивать добычу нефти до 1,650 млн т/год в 2017 году, до 1,670 млн т/год в 2018 году, а также планировать на 2019 год годовую добычу нефти в объеме 1,690 млн т.

Важно отметить, что уже в прошлом году впервые за два десятилетия компенсация годовой добычи приростом запасов промышленных категорий составила 100%.

Компенсация добычи нефти приростом запасов за счет проведения геологоразведочных работ, доразведки и повышения нефтеотдачи действующих месторождений при этом увеличилась с 50% в 2014—2015 годах до 65% в 2016 году, 85% в 2017 году и 100% в 2018 году. В 2019 году мы также на 100% компенсировали добычу нефти приростом запасов.

(Продолжение следует)

ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая, Игорь Рубан, предоставлены участниками круглого стола

 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

 

Нефть Углеводородные перспективы Недра Беларуси Недропользование Запасы нефти
04 Февраля 2020
13821
Рейтинг: 4