Поиск

Поток

Социально ответственный подход

08 Августа 2022
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

 

Актуальные социально-экономические темы наш корреспондент обсуждает с председателем Минской областной организации Белхимпрофсоюза, кандидатом экономических наук доцентом кафедры экономики и логистики Белорусского национального технического университета, членом экспертной комиссии Государственного комитета по науке и технологиям Дмитрием ШВАЙБОЙ.

— При изменении экономической ситуации вопросы информирования работников о происходящих процессах выходят на первый план. Надо отметить, что на протяжении долгого периода предприятия, менеджмент и в целом нефтехимическая отрасль демонстрируют социально ответственный подход.

В связи с санкциями любые финансовые сложности у субъектов хозяйствования отражаются на возможностях выплат как зарплатных, так и по коллективному договору, а также на рынке труда. Все три аспекта находятся в центре внимания профсоюзов. Самое главное сегодня — понять, что является предельным порогом чувствительности для выполнения коллективного договора. Это и есть социально-экономическая безопасность. Профсоюзы как ответственная сторона переговоров понимают, что чрезмерная социальная нагрузка на предприятия опасна. Мы не хотим, чтобы ситуация изменилась настолько, что откроются ворота для снижения социальных гарантий для работников нефтехимической отрасли, где всегда есть запрос на кадры высокой квалификации.

Минская областная организация Белхимпрофсоюза, как и другие профсоюзные структуры, постоянно мониторит ситуацию в коллективах. Сегодня мы фиксируем, что руководство предприятий идет по пути сохранения кадрового потенциала и не проводит глобальную оптимизацию численности персонала. Все делается для того, чтобы оставалась возможность в случае необходимости быстро нарастить производственные мощности и не создавать социальную напряженность. Напомню, квалифицированного специалиста для нефтехимической отрасли нужно растить как минимум 6—7 лет.

— Какова ваша позиция, в том числе как экономиста, в отношении того, что в Беларуси пособие по безработице носит символический характер? Его увеличение, возможно, позволило бы не рассматривать сокращение на работе как катастрофу.

— Размер пособия — это не вопрос взаимодействия профсоюза и нанимателя, а функция государства. При этом мы понимаем, почему в Беларуси оно низкое. Это делается для того, чтобы мотивировать работника к трудоустройству. И долгое время размер пособия этой цели отвечал. Мы видели на отечественном рынке труда процессы в том числе социального иждивенчества. Сегодня, на мой взгляд, не возникает опасения, что необходимо перестраивать структуру социальной поддержки населения, сложившуюся в том числе с пособиями. Союзы нанимателей нам говорят, что квалифицированных трудовых ресурсов не хватает. С этим уже столкнулись предприятия системы промышленности, у которых открылись ниши на рынках России, они не могут полноценно обеспечить себя трудовыми ресурсами в необходимом объеме. И в данном случае речь не о нефтехимическом комплексе. Более того, союзы нанимателей обратились к нам с предложением согласовать увеличение нормы рабочего времени в течение года.

По информации, поступающей к нам, сегодня нет и не может быть коллапса рынка труда. На площадках социального диалога — в национальном, отраслевом и областном советах по трудовым и социальным вопросам — активно обсуждается ситуация и виден обратный процесс. Современная тенденция — это запрос на трудовые ресурсы, который в нашей стране в целом сохраняется и подогревается многими процессами, в частности старением населения, снижением престижности рабочих профессий и т.п.

— Что можете сказать о тенденциях на предприятиях нефтехимического комплекса? Что показывает мониторинг?

— Для трудового человека сегодня важно видеть среднесрочную перспективу применения своих профессиональных навыков. И в этом вопросе предприятия нефтехимического комплекса выступают своего рода островками стабильности. По сути, трудящиеся сейчас разделены на два блока — те, кто имеет стабильный заработок и так называемый социальный пакет, и те, у кого ничего этого нет, — самозанятые.

Здесь нужно отметить, что когда мы посещаем трудовые коллективы, проводим встречи, как говорится, у станка, то выясняется такая тенденция: работники предприятий не сомневаются, что социальные гарантии будут всегда. Но это далеко не так. И в защите прав работников сейчас как никогда возрастает роль профсоюзов. А ведь еще недавно у некоторых создавалось впечатление, что будущее прекрасно, поэтому зачем нам профсоюзы? Но вдруг оказалось, что актуальность структур, которые отстаивают социальные гарантии, их перспективу, выходит в авангард. Это, на мой взгляд, новая волна запроса на профсоюзное движение.

— К благам относятся и социальные объекты, которые находятся на балансе промышленных организаций. С точки зрения трудящихся, это неотъемлемая часть возможностей, которые дает работа на предприятии. С точки зрения сухой экономической целесообразности, это обременение. Пандемия сильно ударила по сфере услуг, ситуацию усугубили экономические санкции. Как найти баланс интересов?

— В 2016 году я защитил диссертацию «Социальная сфера промышленных предприятий и ее эффективность». Для меня этот вопрос более чем важен. Во-первых, мы говорим о престижности труда, благах, о приходе квалифицированных специалистов. На нефтехимических предприятиях работает «трудовая аристократия» по образовательному уровню, профессиональным навыкам, долгосрочности видения процесса. Что является привлекательным для такого работника? Зарплата — однозначно. Но престижность труда измеряется еще и социальными возможностями заводов, в том числе наличием здравниц, общепита, спортивных объектов и т.п. Кстати, это и путь к снижению профессиональной заболеваемости на предприятиях в будущем.

На мой взгляд, государство могло бы стимулировать содержание этих структур через перераспределение налоговой нагрузки, ведь в случае невозможности финансировать социальную сферу самими предприятиями в конечном счете придется в этом участвовать государственному бюджету. То есть нахождение ее на балансе предприятий более эффективно. Но кроме таких очевидных вещей существует и множество косвенных.

Наш профсоюз совершенно четко обозначил свою позицию. Мы стоим за сохранение социальных объектов на предприятиях и их финансирование, в том числе через коллективные договоры. Кроме того, такие объекты помогают ментально закрепить человека в регионе. Ведь предприятия нефтехимпрома расположены в основном не в столице. Безусловно, нынешнее время выдвигает требования быть более эффективными, экономически быстрыми. Но эффективными не значит упрощенными. Социальную сферу сегодня нужно рассматривать как цех номер один. Особенно помня, что, когда в Советском Союзе развивалась большая химия, создавались целые города исключительно под предприятия, и социальная инфраструктура в этих городах во многом завязана на промышленную.

— Экономические кризисы, прошедшие за последние десятилетия, привели к тому, что у большинства нынешних и будущих пенсионеров нет стабильных накоплений. Как экономист какой вы видите перспективу пенсионного обеспечения работников нефтехимического комплекса?

— Был сделан серьезнейший шаг по формированию профессионального пенсионного страхования (ППС) — это часть пенсии для работников с вредными условиями труда. Мы были в авангарде как профессиональный союз, который ратовал за корректировку законодательства в сторону защиты интересов работника. Белхимпрофсоюз под руководством Светланы Клочок добился и двукратного повышения отчислений в рамках ППС, и возможности получения накоплений сегодня в случае проявления на практике инфляционных ожиданий. Эта система реально работает.

Сегодня новый импульс получило дополнительное пенсионное страхование. Схема создана, и мы активно взаимодействуем с компанией, которой поручено этим заниматься. Исходя из опыта других стран, где уже сформирована такая система, мы видим, что накопления, перечисляемые нанимателем для работника, составляют, как правило, половину общей суммы накоплений. Но нюанс в том, что эффективно действовать дополнительное пенсионное страхование может там, где есть стабильно работающие предприятия.

Нефтехимический комплекс и организации, в него входящие, представляют собой конгломерат, который мог бы обеспечить эффективное внедрение такой системы аналогично тому, как было с профессиональным пенсионным страхованием. Ведь анализ реализации ППС проходил именно на наших предприятиях. Доводы Белхимпрофсоюза увеличить эти накопления оказались убедительными. Более того, хотя система дополнительного пенсионного страхования еще не стартовала, но я уже вижу, где можно было бы ее усовершенствовать в интересах работника. Например, сегодня она представляет такую схему: до 10% — это отчисления работника и до 3% — нанимателя, которые ему компенсируются из средств, перечисляемых в фонд соцзащиты. На мой взгляд, было бы справедливо уравнять шкалы. Тогда у трудящихся была бы дополнительная мотивация на перечисление 10% своих доходов.

Убежден, сила профессиональных союзов — в выражении интересов работников. При этом сегодня профсоюз также должен выполнять функцию обеспечения баланса интересов.

ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая; предоставлено Минской областной организацией Белхимпрофсоюза

Дмитрий Швайба Белхимпрофсоюз Колдоговор
08 Августа 2022
2125
Рейтинг: 4