Поиск

Поток

Владимир СИЗОВ: Белорусское низкотемпературное топливо соответствует требованиям как белорусских стандартов, так и европейских

18 Октября 2019

О качестве зимнего топлива, особенностях его производства, хранения, эксплуатации, о белорусских автомобильных маслах,  различии автомобильного топлива из Мозыря и Новополоцка, рискованности использования керосина в качестве добавки к ДТ рассказал во время совместной с МВД on-line конференции заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов.

Организатором мероприятие выступило информационное  агентство БЕЛТА. 

Полный текст конференции доступен по ссылке.

 

 

 

Андрей, Гродно

Когда НПЗ начинают выпускать зимнее дизтопливо и когда его рекомендуется применять?

 

На территории Беларуси в соответствии с подпунктом 4.9 пункта 4 СТБ 1658-2015 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Топливо дизельное. Технические условия" (СТБ 1658) с 1 ноября по 31 марта рекомендуется применять зимнее дизельное топливо.

Для бесперебойного обеспечения потребителей Беларуси дизельным топливом в осенне-зимний период 2019-2020 годов нефтеперерабатывающие заводы ОАО "Нафтан" и ОАО "Мозырский НПЗ" с 15 октября перешли на производство и реализацию на внутреннем рынке республики зимнего дизельного топлива марки ДТ-З-К5, сорт F с предельной температурой фильтруемости не выше минус 20 градусов.

На АЗС "Белоруснефти" с 1 ноября будет реализовываться только зимнее дизельное топливо ДТ-З-К5.

Готовы НПЗ и к производству дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными характеристиками ДТ-З-К5, класс 2 с предельной температурой фильтруемости не выше минус 32 градуса и температурой помутнения не выше минус 22 градуса (так называемая "Арктика").

Для обеспечения потребителей республики дизельным топливом в периоды резкого понижения температуры воздуха на складах хранения нефтепродуктов организаций по нефтепродуктообеспечению до 1 декабря 2019 года будет создан необходимый запас дизельного топлива марки ДТ-З-К5, класс 2.

 

 


Николай Кожух, г. Любань

Может ли зимой на АЗС продаваться летнее ДТ?

 

В соответствии с планом работы по обеспечению нефтепродуктами внутреннего рынка у нас происходит стандартная процедура перевода белорусского рынка на использование зимнего топлива: концерн "Белнефтехим" выпускает распоряжение нефтеперерабатывающим заводам, которым обязывает их перейти на производство и отгрузку на внутренний рынок только зимнего дизельного топлива с 15 октября очередного сезона.

С учетом времени в пути, пока оно доходит до нефтебаз, развозится на автозаправочные станции, наше требование к АЗС: с 1 ноября должно реализовываться только зимнее топливо.

Отмечу, мы говорим сейчас о системе автозаправочных станций концерна "Белнефтехим". Такие же рекомендации мы выдаем и независимым сетям АЗС.

Что же касается государственной системы нефтепродуктообеспечения, которая сейчас находится в оперативном управлении у "Белоруснефти", то мы гарантируем - с 1 ноября здесь будет реализовываться только дизтопливо сорта F с предельной температурой фильтруемости минус 20 градусов.

 

 


Ольга Пинченко, Минск

Можно ли пользоваться летним дизельным топливом при температуре минус 2?

 

Так называемое летнее дизтопливо - это топливо сорта С, которое выпускается в летний и межсезонный период. Предельная температура фильтруемости этого топлива составляет минус 5 градусов. Поэтому при минус 2 его фильтруемость в соответствии с паспортом качества должна обеспечивать нормальную работу топливной системы.

 

 


 Николай Федорович Малащенко, Гомель

Почему летнее и зимнее дизельное топливо на заправках стоит одинаково, а арктическое - дороже?

 

Так сложилось, что удорожание зимнего топлива (оно дороже в производстве) мы перекладываем на собственную систему. Это происходит фактически за счет доходности системы нефтепродуктообеспечения. То есть само топливо при отгрузке с заводов в адрес потребителей, которые занимаются оптовой и розничной реализацией, дороже, но при реализации через АЗС у нас не происходит изменение цены, привязанное к сезонности.

Что касается дизельного топлива класса 2 "Арктика", то это топливо с другими характеристиками с точки зрения низкотемпературных свойств. Предельная температура фильтруемости у него составляет минус 32 градуса (у стандартного зимнего минус 20), температура помутнения у него также более низкая - минус 22 градуса. К тому же в производстве используются другие компоненты, плюс увеличенное содержание присадок для того, чтобы достичь нужных параметров. Это значительно влияет на себестоимость. И здесь уже мы делаем различие по цене между топливом обычным зимним и топливом с улучшенными низкотемпературными характеристиками.

 

 


Татьяна Мазурова, г. Несвиж

На АЗС в продаже есть множество различных добавок, которые обещают улучшение работы двигателя зимой. Насколько им можно доверять? И если можно, то каким?

 

Мы не являемся производителем этих добавок. В рецептурах приготовления дизельного топлива на нефтеперерабатывающих заводах уже используются свои пакеты присадок. Это и смазывающие присадки, и депрессорно-диспергирующие, которые позволяют улучшать низкотемпературные характеристики. Важно, что тот пакет присадок, который мы у себя используем, проходит тщательный контроль с точки зрения недопущения нерасчетного взаимодействия как с компонентами топлива, так и пакетов присадок различного назначения между собой. Если же вы покупаете добавки самостоятельно, то надо понимать, что все риски по поводу взаимодействия присадок, которые уже добавлены в дизтопливо и которые вновь добавляются, вы берете на себя.

Еще раз подчеркну: топливо, которое выпускают нефтеперерабатывающие заводы, полностью удовлетворяет требования с точки зрения низкотемпературных характеристик. Если идет серьезное понижение температуры, то мы рекомендуем использовать топливо класса 2, то есть "Арктика". Чтобы у потребителя всегда была возможность заправиться этим топливом, к 1 декабря на нефтебазах и автозаправочных станциях создаются необходимые запасы, чтобы в случае резкого понижения температуры мы смогли удовлетворить ажиотажный спрос.

 


Иван, Любань

Производится ли в Беларуси арктическое дизельное топливо?

 

Да, низкотемпературное топливо у нас в стране производится. Мозырский НПЗ выпускает дизельное топливо ДТ-З-К5, класс 2 (Арктика) с предельной температурой фильтруемости минус 32 градуса. Напомню, у обычного зимнего топлива предельная температура фильтруемости минус 20. Кроме того, у дизтоплива 2 класса дополнительно нормируется температура помутнения - она составляет для данного вида топлива минус 22 градуса.

Если говорить о технологии производства, то при выпуске данного продукта используются немного другие компоненты и специальный пакет присадок, чтобы достичь показателя предельной температуры фильтруемости и предельной температуры помутнения и при этом не допустить снижения смазывающих свойств топлива.

Подчеркну, белорусское низкотемпературное топливо соответствует требованиям как белорусских стандартов, так и европейских.

 


Евгений, Смолевичи

Что происходит с нераспроданным в сезон летним дизельным топливом?

 

Остатки хранятся на нефтебазах. Они реализуются в следующий весенне-летний период с учетом того, что гарантийный срок дизельного топлива согласно СТБ 1658-2015 составляет 1 год.

 


Елена, г. Минск

В продаже есть автомобильные масла производства ОАО "Нафтан". Насколько их качество соответствует современным требованиям?

 

Владимир СИЗОВ: Белорусское низкотемпературное топливо соответствует требованиям как белорусских стандартов, так и европейских

ОАО "Нафтан" выпускает моторные масла в соответствии с требованиями американской классификации SAE и API, а также европейского стандарта качества ACEA. Весь ассортимент смазочных материалов выпускается в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 030/2012 "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям".

 


БЕЛТА

Какое топливо лучше по качеству: нафтановское или мозырское?

 

Технология по приготовлению дизтоплива на заводах немного отличается. Например, на Мозырском НПЗ есть установки депарафинизации, которые не так давно введены в эксплуатацию. Но в целом основная задача, которая ставится каждым НПЗ, - это получить топливо, которое соответствует требованиям к качеству, установленным стандартом. И здесь не так важна конкретная процедура приготовления, используемый фракционный состав вовлекаемых компонентов. Важно то, что на каждом нефтеперерабатывающем заводе выпускают топливо, качество которого соответствует стандарту. Поэтому могу сказать, что для потребителя - автомобилиста качество топлива на двух заводах идентично.

 


Андрей, г. Могилев

Могут ли белорусские НПЗ производить моторное топливо стандарта Евро-6?

 

Стандарт Евро-6 - это комплекс требований к экологичности автомобильного транспорта, и он касается в целом устройства двигателя, режимов его работы. Если до принятия норм Евро-5 постепенно происходило ужесточение требований непосредственно к показателям качества топлива, то норматив Евро-6 касается требований к производителям двигателей. Никаких новых и более жестких требований к дизельному топливу и автомобильному бензину в нормативе Евро-6 не содержится. Тем не менее, технологический задел, который есть сейчас на нефтеперерабатывающих заводах, позволит в будущем выдерживать более жесткие параметры по содержанию серы, ароматичеких углеводородов, полициклической ароматики в дизельном топливе.

 


Марина, г. Минск

Пользуется ли спросом бензин АИ-100, производство которого начато на Мозырском НПЗ?

 

На внутренний рынок Беларуси за 9 месяцев 2019 года поставлено около 150 т автомобильного бензина АИ-100. Это не такая большая цифра, наверное, потребители еще "распробуют" этот продукт. Кроме того, мы понимаем, что ниша его использования не так широка, оно востребовано для использования в автомобилях, которые предназначены для экстремальных режимов эксплуатации с точки зрения нагрузки на двигатель (это спортивный режим, быстрая езда). Поэтому бензин АИ-100 не является продуктом широкого спроса.

В целом на белорусском рынке моторного топлива наблюдается картина более сознательного поведения потребителей, переход на более высокооктановые бензины. Иногда потребители не следуют требованиям производителя автомобиля и руководствуются какими-то соображениями экономии, заправляют в свой автомобиль топливо с более низким октановым числом, чем это предполагают требования производителя к транспортному средству.

Даже при использовании топлива с более низким, чем нужно, октановым числом автомобиль эксплуатируется, но он выдает не те динамические характеристики, которые должен, подвергается большему износу сам двигатель. И это не совсем правильно с точки зрения эксплуатации автомобиля. Он не выходит из строя в момент, когда в него заливают топливо, не соответствующее требованиям, но ресурс двигателя от этого снижается.

В последнее время мы видим, что увеличилась доля реализации высокооктановых бензинов. Это, считаю, отражает текущую ситуацию на рынке и то, что примерно с начала 2000-х годов производители переключились на выпуск автомобилей, которым требуется топливо с октановым числом не менее 95. Так, по 10-15% в год наблюдается рост потребления 95-го бензина за счет снижения потребления 92-го. Уже около 4 лет выпускается Мозырским НПЗ бензин с октановым числом 98, и каждый год мы прирастаем в объемах его реализации на 20-30%.

 


БЕЛТА

Есть ли какие-то данные по экспорту?

 

География экспорта по высокооктановым бензинам довольно широкая. Мы стабильно поставляем этот продукт на украинский рынок. Периодически возникают запросы по поставке его на более отдаленные рынки. Что касается бензина АИ-100, то на экспорт за 9 месяцев отгружено более 3 тыс.т.

 


Инна, г. Сморгонь

Известно ли концерну, что, несмотря на заверения о качестве белорусского дизтоплива, имеются факты застывания ДТ в топливной системе автомобилей? Сколько подобных жалоб поступило в концерн и как реагировали на них?

 

Конечно, такие обращения поступают каждый год. Однако могу отметить, что их количество снижается. В зимний период - 2018/2019 было всего 3 обращения, в предыдущий сезон - до 10. По каждому из них мы проводим разбирательство, топливо анализируется в аккредитованных лабораториях, и у нас не было подтвержденных фактов отклонения качества топлива от установленных требований.

 


Татьяна, г. Борисов

Можно ли при плюсовой температуре ездить на дизтопливе марки Арктика? Как это скажется на двигателе?

 

Ограничений по использованию данного вида топлива нет, но с учетом его более высокой стоимости целесообразнее использовать топливо, соответствующее сезону.

 


Светлана, г. Молодечно

Можно ли в дизтопливо, находящееся в баке автомобиля, добавлять керосин для улучшения работы двигателя при морозе?

 

Дизтопливо производства белорусских НПЗ содержит все необходимые компоненты и не требует никаких дополнительных добавок.

Добавление керосина может непредсказуемо повлиять на параметры работы двигателя автомобиля. Добавление керосина уменьшает цетановое число, которое характеризует способность дизельного топлива к самовоспламенению от сжатия. В этой связи возможно ухудшение пусковых свойств, увеличение дымности выхлопа, возрастание нагарообразования, выход из строя катализаторов выхлопных газов и системы клапанов двигателя.

Еще одним негативным фактором добавления керосина к дизельному топливу можно считать пониженную энергоемкость керосина по отношению к дизельному топливу. По этой причине возрастает потребление моторного топлива в целом.

Поэтому я бы не рекомендовал использовать данный метод автомобилистам, а пользоваться адаптированным к зимнему сезону доступным топливом.

 


Ольга Никитина, г. Минск

В этом году много говорили о ситуации с поступлением некачественной нефти. Могут ли наши автомобилисты быть уверены, что ситуация никак не повлияла на качество топлива?

 

Ситуация с поступлением некачественной нефти уже благополучно разрешена с точки зрения вытеснения тех остатков сырья, которое было поставлено с отклонением от характеристик. Заводы уже давно работают на нефти, полностью соответствующей стандарту по своим качествам.

Более того, в тот период, когда Мозырский нефтеперерабатывающий завод столкнулся с необходимостью перерабатывать эту нефть (апрель-май текущего года), параметры качества топлива контролировались не менее, а даже и более жестко, чем в обычный период эксплуатации нефтеперерабатывающих заводов. И выпуск топлива, которое могло иметь какие-то отклонения, в принципе был исключен заводами.

Подтверждаю, что никаких беспокойств, связанных с поступлением некачественного сырья и отражением его в качестве топлива, быть не должно.

ФОТО представлено пресс-службой концерна "Белнефтехим"

 


 

Самое интересное в белорусской нефтехимии всегда на нашем Telegram-канале. Присоединяйтесь!

 

 

 

Белнефтехим Владимир Сизов Зимнее топливо БЕЛТА
18 Октября 2019
788
Рейтинг: 4