Поиск

Поток

Владимир Сизов: «Будущее нефтепереработки — нефтехимия»

01 Сентября 2023
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора

Белорусская нефтехимическая отрасль, почувствовав в 2022 году очередной «паскаль» санкционного давления и последствия разрыва логистических цепочек, сегодня эффективно не только перестраивает структуру своего экспорта, но и меняет ландшафт переработки сырья и транспортировки нефтепродуктов внутри страны. О том, как предприятия преодолевают трудности и выходят на рентабельную работу, какой эффект получают от модернизации и на что нацелены в технологическом развитии, рассказывает заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов.

ЛИДЕРЫ

— Владимир Васильевич, какие задачи стоят перед НПЗ в текущем году?

— Мы мыслим категориями «сквозной маржинальности», стремясь управлять эффективностью работы НПЗ на протяжении всех этапов производства и реализации продукции — непосредственно от заводов до сбытовых организаций и далее до потребителей. Сегодня главное, что благодаря централизованной государственной политике по управлению инвестиционным процессом на обоих заводах своевременно и качественно отработаны инвестиционные программы. Не могу сказать, что все проходило без проблем и так, как планировалось изначально. Тем не менее два крупнейших инвестиционных проекта (на Мозырском НПЗ — строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (H-Oil), на «Нафтане» — комплекса замедленного коксования) завершены, объекты введены в эксплуатацию и успешно работают.

Наши нефтеперерабатывающие заводы — лидеры по многим показателям. Три кита, на которых базируется их бизнес-политика, — широкий ассортимент, безупречное качество, конкурентные цены. Перечень видов товарной продукции насчитывает десятки наименований. В Мозыре, например, в свое время первыми в стране начали производство автобензина с октановым числом 98 (АИ-98-К5-Евро), а в 2019-м впервые выпустили топливо аналогичного стандарта с октановым числом 100 (АИ-100-К5-Евро). А Новополоцк — и вовсе родина первого белорусского бензина. Реализованные инвестпроекты — это новые возможности и перспективы.

Производство по переработке тяжелых нефтяных остатков ОАО «Мозырский НПЗ»

ИТОГИ МОДЕРНИЗАЦИИ

— Как вы отметили, масштабную модернизацию оба белорусских НПЗ полностью завершили совсем недавно. Как изменились их продуктовые линейки?

— При реализации этих проектов не ставилась цель получения новых продуктов. Главным было повысить эффективность переработки нефти. Поэтому ассортимент фактически не изменился. Хотя добавились продукты, которые представляют собой остатки процессов переработки углеводородного сырья. Но это, подчеркну, не целевые продукты. На «Нафтане» с запуском КЗК теперь производят нефтяной кокс и жидкую серу. На Мозырском НПЗ — остаточные продукты гидрокрекинга. Кстати, немногие нефтеперерабатывающие заводы в мире имеют в своем составе такие высокотехнологичные установки для переработки гудрона в кипящем слое катализатора, как это предприятие.

Установка замедленного коксования ОАО «Нафтан»

Однако новые технологические возможности — это и новые задачи.  Например, по продукту, который получают на Мозырском НПЗ, возникают вопросы у потребителей с точки зрения готовности его покупать в силу некоторого изменения его структурно-группового состава. Поэтому сегодня мы изучаем направления, в которых завод должен двигаться для решения этих вопросов. Речь идет о новом инвестиционном проекте.

— Можно подробнее?

— На Мозырском НПЗ планируется строительство установки деасфальтизации. Она нацелена на повышение степени конверсии процесса гидрокрекинга и позволяет получать остаток гидрокрекинга с теми параметрами, благодаря которым можно будет рассматривать варианты расширения рынков сбыта этой продукции. Такая технология в Беларуси еще  не применялась. На «Нафтане» работает установка с аналогичным названием, но она задействована в другой части технологической цепочки.

— «Нафтан» и Мозырский НПЗ — конкуренты?

— Нет. Скорее, партнеры, так как они активно взаимодействуют. А концерн «Белнефтехим», как отраслевой орган, координирует и регулирует процессы работы двух предприятий. Для нас важно, чтобы оба функционировали стабильно и имели возможность строить планы на достаточно длительный срок.

На «Нафтане», например, объемы переработки нефти по сравнению с Мозырским НПЗ сейчас ниже. В то же время новополоцкий нефтехимический комплекс раньше мозырского почувствовал эффект от реализованного инвестпроекта. 

Несмотря на то, что оба НПЗ завершили очередной этап модернизации, реконструкция и обновление их технологических объектов продолжаются, и каждый из заводов по-прежнему будет вносить весомый вклад в экономику как своего региона, так и страны в целом.

Насосная станция ЛПДС «Мозырь». ОАО «Гомельтранснефть Дружба»

ИНВЕСТИЦИИ

— Что предполагает уход от традиционной модели НПЗ, ориентированной на производство моторных топлив, в сторону нефтехимии?  

— Руководители, в том числе технические, которые всегда несколько скептически относились к развитию именно по нефтехимическому профилю на НПЗ, в силу происходящих событий и объективных причин сейчас по-другому начинают смотреть на этот вопрос. Мощности по переработке нефти сегодня позволяют полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка. Поэтому мы корректируем загрузку в целом по заводам таким образом, чтобы получить общий результат.

Дальнейшего роста наращиванием объемов переработки нефти не добиться. Новые ассортименты — тоже не выход, так как потребительский рынок уже сложился, и он использует автомобильные бензины определенных марок, дизельное топливо, реактивное, которые мы и так выпускаем. Поэтому чтобы жизнь как процесс непрерывного движения продолжалась, нашим нефтеперерабатывающим заводам необходимо было выработать стратегию перспективного развития. 

Сейчас на «Нафтане», который представляет собой конгломерацию двух заводов, упор будут делать на модернизацию нефтехимической части. В частности, предусмотрены реконструкция пиролизных мощностей, а также получение продуктов синтеза, которые ранее не выпускались, — поликарбонатов, АВС-пластика.

Мозырский НПЗ считает для себя перспективной возможность производства полипропилена. На первом этапе строится блок выделения пропилена как компонента, который в последующем будет использоваться для получения полипропилена. Параллельно реализуется проект, о котором мы уже говорили, по «доводке» нефтяной технологии — строительство установки деасфальтизации.

— Не обесценит ли это только что проведенную модернизацию обоих НПЗ?

— У всех на слуху только два инвестпроекта — КЗК и H-Oil, каждый из которых стоил больше миллиарда долларов. Получилось, что своей масштабностью они затмили весь инвестиционный процесс, который в организациях концерна идет непрерывно. В рамках программ модернизации белорусские нефтехимические предприятия ежегодно реализуют сотни небольших проектов, которые точно так же, как и масштабные, нацелены на повышение эффективности работы заводов. И в совокупности данные затраты сопоставимы с теми, которые мы инвестировали в КЗК и H-Oil.

Эти два проекта — уже история. Да, они нас многому научили. За время их реализации довелось решать множество вопросов не только на отраслевом и межотраслевом уровнях, но и на государственном. Мы все получили отличный опыт. Обесценить, переоценить, недооценить это просто невозможно.

Но сегодня мы уверенно движемся дальше, оптимизирем сложившуюся технологическую схему — дорабатываем ее, расширяем ассортимент.

На Речицком месторождении

МАГИСТРАЛЯМИ «ДРУЖБЫ» 

— Как сегодня работает ОАО «Гомельтранснефть Дружба»?

— Из-за внешних факторов предприятие оказалось в сложных условиях. Но, с другой стороны, это не обернулось тупиковой ситуацией, в том числе благодаря тем проектам, которые были реализованы ранее. Например, нефтепродуктопровод Новополоцк — Фаниполь позволяет оперативно и с наименьшими затратами обеспечивать Минский регион (самый крупный с точки зрения потребления нефтепродуктов) дизельным топливом и бензинами. Это не только снижает затраты на их транспортировку до склада хранения, но и значительно ускоряет время доставки.  

Да, транзитные перевозки по «трубе» упали, но тем не менее предприятие обеспечивает ритмичную поставку нефти на нефтеперерабатывающие заводы. А с точки зрения работы отрасли эта задача даже более важная, чем организация транзита.

— Каковы планы по эксплуатации магистрального нефтепровода?

— ОАО «Гомельтранснефть Дружба» отвечает за серьезнейшую часть инфраструктуры, которая связывает восточный и западный регионы страны. Руководство, работники нефтепровода четко понимают, насколько важна эта инфраструктура для Беларуси, и, несмотря на события «в моменте», продолжают нести круглосуточную вахту на протяжении всего магистрального нефтепровода.  

Кроме того, ОАО «Гомельтранснефть Дружба» реализует проекты, направленные на повышение устойчивости обеспечения нефтью нефтеперерабатывающих заводов, и занимается поэтапной модернизацией емкостей своих резервуарных парков. Это отвечает стратегии развития нефтехимического комплекса страны и направлено на создание условий для формирования запаса углеводородного сырья в Беларуси.

ГЛУБИННАЯ НЕФТЬ НА ВЫСОТЕ

— Одним из перспективных на нефтяной карте страны считается Светлогорский район. Какие работы там сейчас проводятся?

— В Беларуси единственная нефтегазоносная область — Припятская впадина в Гомельской области. Более 20 месторождений углеводородов, вы правы, сосредоточены в Светлогорском районе. Всего здесь пробурено 993 скважины. Планируется, что в 2023 году будет добыто более 401 тысячи тонн нефти.

Несмотря на многолетнюю историю разведки и разработки Осташковичского месторождения, расположенного большей частью именно в Светлогорском районе, работы, проведенные в последние годы, позволяют рассчитывать на высокие перспективы открытия новых залежей. Для уточнения геологического строения, межскважинного пространства и локализации остаточных запасов с конца 2022-го на этом месторождении ведутся сейсморазведочные работы 3D. На основе полученных данных будет создана модель пространственного распределения карбонатных и терригенных пород коллекторов, что существенно повысит обоснованность и эффективность эксплуатационного, а также разведочного бурения.

Всего в 2023 году в Светлогорском районе предстоит пробурить девять скважин с проходкой 15 тысяч метров горных пород.

— В планах РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» на 2023 год — в целом добыть 1 миллион 850 тысяч тонн нефти, а то и больше. Что позволяет на это рассчитывать? 

— Благодаря использованию инновационных технологий и новых подходов «Белоруснефть» ежегодно наращивает объемы нефтедобычи. Напомню, что 2022 год стал в этом плане рекордным — в Беларуси было добыто 1 миллион 812 тысяч тонн, что по сравнению с 2021-м почти на 75 тысяч тонн больше. Такого прироста не было 20 лет.

В 2023 году предприятие намерено побить и этот рекорд. О том, что рубеж 1 миллион 850 тысяч тонн будет преодолен, во-первых, свидетельствуют результаты работы в первом полугодии: за январь — июнь уже добыто 911,2 тысячи тонн нефти — это соответствует плановому заданию. Во-вторых, увеличение объема добычи возможно за счет бурения новых скважин, проведения работы с действующим фондом скважин по ремонту и оптимизации его эксплуатации. В-третьих, как уже было отмечено, «Белоруснефть» постоянно совершенствует технологии по увеличению отдачи пластов, активно развивает свою сырьевую базу, занимается поиском и открытием новых месторождений. 

АЗС № 62 РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт»

— Как бы вы расставили приоритеты в развитии сети АЗС?

— До определенного этапа рынок АЗС в нашей стране бурно развивался, потому что были «серые» зоны, где не хватало объектов придорожного сервиса, а протяженность участков, на которых отсутствовали автозаправки, достигала 70—100 км. Сейчас вся территория Беларуси покрыта сетью АЗС, что позволяет любому водителю, будь то авто- или электромобиля, чувствовать себя спокойно и уверенно. Сегодня мы достигли в стране высокого уровня насыщения объектами придорожного сервиса, и двигаться дальше по пути строительства новых нецелесообразно. «Белоруснефть» продолжит лишь реконструировать несовременные автозаправки, но в целом рынок АЗС уже сформирован.

В то же время предприятие в развитии сервиса не останавливается, делая акцент на сопутствующих товарах и дополнительных услугах. Схема выбора потребителями оптимальной автозаправочной станции усложнилась, значит, стала более сложной и стратегия конкурентной борьбы между сетями АЗС. Автозаправочные станции «Белоруснефти» оснащаются кафе с полным циклом приготовления еды, под маркой предприятия открываются магазины «у дома», создается собственная сеть мини-кофеен вне АЗС. «Белоруснефть» активно внедряет все новые и новые форматы работы с клиентами. 

Кроме того, предприятие, как национальный оператор по созданию и развитию сети электрозаправочных станций, успешно продвигает и это перспективное направление.

 ИМПОРТ — ЭКСПОРТ

— Предприятия концерна «Белнефтехим» полностью обеспечивают потребность внутреннего рынка в нефтепродуктах? Какие это продукты? Что закупается по импорту?

— Основная и наиболее влияющая на энергетическую безопасность страны часть нефтепродуктов — это автомобильные бензины и дизельное топливо, которые в общей структуре потребления составляют 70—80%. Предприятия концерна на 100% удовлетворяют этот спрос на внутреннем рынке. 

Что касается сырья для нефтехимических процессов, то многое мы тоже производим сами. Но есть определенные компоненты, которые на предприятиях нефтехимической отрасли не выпускаются либо вырабатываются не в полном объеме, например параксилол для ОАО «Могилевхимволокно» и ортоксилол для ОАО «Лакокраска» — небольшую часть этих ароматических углеводородов мы закупаем на внешних рынках.

Еще одна товарная позиция, которая активно потребляется в Беларуси, но в силу специфики технологии и структуры потребления не может производиться в стране в полном ассортименте и объеме, — это различные виды смазочных материалов. В то же время мы стремимся максимально, пусть и не на 100%, удовлетворять потребности внутреннего рынка в этой продукции, параллельно совершенствуя и развивая технологии ее производства.

— Лидеры в этом направлении — ОАО «Нафтан» и ОАО «Завод горного воска»?

— Да. «Нафтан» производит и базовые масляные компоненты, и сами товарные масла. Активно развивается производство масел, смазок, смазочно-охлаждающих жидкостей на Заводе горного воска. Это предприятие сейчас реализует несколько импортозамещающих проектов, в том числе по выпуску трансформаторных, турбинных и гидравлических масел для белорусского производителя. Сегодня некоторые виды базовых масляных компонентов для их изготовления закупаются за пределами Беларуси. Но мы прорабатываем вопросы возможности их выпуска на «Нафтане». Это тоже одно из перспективных направлений.

— На каких экспортных рынках акцентируют внимание наши предприятия? 

— В прошлом году, когда произошли кардинальные изменения в плане работы на внешних рынках, мы не допустили значительного падения экспорта. Более того, удалось удачно трансформировать цепочки поставок нашей продукции как на рынки традиционного присутствия, так и новым потребителям. Решены и вопросы логистики, возникшие после того, как мы оказались фактически отрезанными от портов Балтийского моря в странах Прибалтики. Сегодня мы не испытываем критичных опасений из-за нарушения привычных схем экспорта на рынки дальнего зарубежья. Весь ассортимент, который раньше поставлялся на европейский и ряд других регионов, мы перераспределили. В новых политических и экономических условиях приветствуется интенсификация сотрудничества со странами Азии и Африки.

Но основной стратегический партнер Республики Беларусь и, в частности, нефтехимической отрасли — Российская Федерация. Мы активно развиваем межрегиональное сотрудничество. Тесные, в том числе межотраслевые, связи налажены с Башкортостаном, Татарстаном, Самарской областью, другими регионами. В общей работе задействованы все предприятия концерна «Белнефтехим». Недавний Форум регионов Беларуси и России, который проходил в Уфе, подтвердил эффективность такого взаимодействия: заключены новые соглашения, подписаны десятки значимых контрактных документов.  

В то же время мы продолжаем искать новые маржинальные рынки сбыта нефтехимической продукции и налаживать контакты с потенциальными деловыми партнерами. Белорусская нефтехимическая отрасль открыта к сотрудничеству.

ПЕРСПЕКТИВЫ

— Каждое предприятие — как «город в городе» в своих регионах. И это, скорее, плюс для обеих сторон. Однако все еще можно слышать мнение о том, что нефтехимические предприятия загрязняют окружающую среду, — это минус. Насколько прозрачен экологический контроль, который ведется на заводах?

— У нас выстроена эффективная система экологического контроля предприятий, состоящая из нескольких уровней. Это и круглосуточный онлайн-мониторинг на технологических установках — источниках воздействия на атмосферу, и работа передвижных мобильных лабораторий, и надзор со стороны городских служб, отвечающих за экологическую безопасность. Прогресс — внедрение современных технологий и модернизация — позволяет предприятиям нефтехимического профиля снижать экологическую нагрузку на окружающую среду. Отношение к экологии может быть разным у обывателя, но в промышленном масштабе охрана окружающей среды носит системный характер. 

— Что пожелаете работникам нефтехимической отрасли в преддверии профессионального праздника?

— Самое главное — с уверенностью смотреть в завтрашний день. Наша ежедневная работа, работа каждого трудового коллектива и отдельно взятого его представителя нацелена именно на это. Здоровья всем и благополучия! 

ФОТО архив журнала «Вестник Белнефтехима»

«Белнефтехим» Владимир Сизов «Мозырский НПЗ» «Нафтан» «Гомельтранснефть Дружба» «Белоруснефть» «Могилевхимволокно» «Лакокраска» «Завод горного воска»
01 Сентября 2023
1324
Рейтинг: 4