ОАО «Гомельтранснефть Дружба» — нефтетранспортное предприятие, которое обслуживает участок системы магистральных трубопроводов «Дружба», проходящий по югу Беларуси.
Эта часть нефтепровода и сегодня остается важным транзитным коридором для экспорта российской нефти в страны Европы. На вопросы о взаимодействии с коллегами по обе стороны границы и приоритетных направлениях развития компании в современных условиях отвечает генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Олег ПОЧИНОК.
— Олег Михайлович, восемь месяцев назад Вы возглавили ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Сфера для Вас новая. Какие впечатления от работы на нефтетранспортном предприятии?
— ОАО «Гомельтранснефть Дружба» — это интересное и уникальное предприятие, а дружбинцы — коллектив с большим опытом и богатыми традициями. За время работы я убедился, что здесь трудятся люди, которые владеют не только отменными техническими навыками, но и высокой психологической устойчивостью. Каждая специальность достигает своего апогея в плане ответственности. Речь идет о линейных трубопроводчиках и сварщиках, которые обеспечивают физическую целостность нефтепровода, и о других специалистах — связистах, киповцах, метрологах, химиках. Совместными усилиями они делают работу трубопровода надежной и безаварийной.
— Какова на сегодня ситуация с транспортировкой нефти? Есть ли вопросы, требующие взаимных уступок при сотрудничестве с российскими коллегами?
— Мы осуществляем транспортировку на нефтеперерабатывающие заводы Польши и Германии. На это западное направление приходится основная доля транспорта нефти — примерно 35 млн т в год. Есть также южное направление — это заводы Венгрии, Чехии, Словакии, потребляющие около 14 млн т нефти ежегодно. Мы поставляем нефть и на Мозырский нефтеперерабатывающий завод.
Если говорить о планируемых объемах транспортировки нефти по нефтепроводу ОАО «Гомельтранснефть Дружба» на следующий год, то они сохранятся на уровне текущего года и составят более 60 млн т по всем направлениям. Именно такой объем углеводородного сырья европейский заказчик учитывает в своем технологическом процессе. ПАО «Транснефть», в свою очередь, регулирует объемы поставок по различным направлениям исходя из требований потребителя относительно параметров нефти. Российский сорт Urals — смесь из малосернистой легкой западносибирской нефти и тяжелой высокосернистой нефти уральских месторождений. Поэтому компания формирует поставки с учетом того, какое количество нефти необходимого качества добывается в стране.
Если говорить о вопросе регулирования тарифов на транспортировку нефти, то в течение последних лет действуют достаточно прозрачные соглашения, подразумевающие планомерный рост тарифов в рамках инфляционных процессов. Одновременно существует возможность изменения тарифов при возникновении объективных обстоятельств, например, значительный рост затрат на обеспечение транспортировки. Соглашение показало себя работоспособным, оно предусматривает понятный и прогнозируемый алгоритм пересмотра тарифов.
— ОАО «Гомельтранснефть Дружба» связывает поставщиков и потребителей. И те, и другие отмечают надежность белорусской части трубопровода, высокий уровень взаимодействия и отсутствие нерешенных вопросов. Как это удается?
— Действительно, ОАО «Гомельтранснефть Дружба» исправно выполняет все обязательства по транспортировке российской нефти в западные страны. Мы — звено единой системы, поэтому понимаем, что высокий уровень взаимодействия с коллегами необходим для надежной работы нефтепровода в целом. Любые решения в вопросах транспортировки принимаются при согласовании по всей системе. Взаимодействие происходит в том числе и через представительства компаний.
Наши основные задачи — обеспечение надежной и непрерывной перекачки нефти, а также постоянный контроль и мониторинг количества и качества сырья, которое транспортируется через территорию Беларуси. При этом нерешенных вопросов нет и быть не может, иначе нефтепровод остановится.
— Инновации также повышают эффективность работы нефтепроводной системы. Что планируете внедрить в ближайшее время?
— Мы постоянно ищем новые технологические решения в области транспортировки нефти. Сейчас, например, в связи со стабилизацией объемов перекачки в направлении ОАО «Мозырский НПЗ», а также в Венгрию и Словакию становится возможным применение частотно регулируемых приводов. Это позволит значительно сократить затраты на процессы пуска и остановки оборудования.
В направлении Польши и Германии возможна оптимизация транспортировки за счет применения противотурбулентных присадок. При движении нефти в трубе возникает эффект вращения и дополнительное трение, а это влечет потери электроэнергии. Введение в поток нефти присадок, представляющих собой смесь полимеров, позволяет за счет изменения режимов перекачки снизить потребление электрической энергии и сократить затраты на транспортировку. В ближайшее время планируем провести испытания на действующем трубопроводе в западном направлении. По опыту других нефтетранспортных предприятий видно, что применение присадок способно увеличить производительность участка до 35—40%.
— Расскажите о сотрудничестве с коллегами в рамках Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН). Что это дает компании, есть ли результаты?
— Сегодня наряду с другими участниками МАТН мы работаем в области энергетического бенчмаркинга. Он представляет собой разработку методики оценки энергоэффективности нефтетранспортных предприятий. Показатели энергозатрат на перекачку нефти — важный аспект в деятельности трубопроводных компаний. Исторически сложилось, что каждое предприятие сохраняло закрытость в предоставлении данных обследований трубопровода, а сегодня все члены ассоциации открыли доступ к этой информации.
В рамках ассоциации центром проведения международных исследований по энергоэффективности признано ООО «НИИ Транснефть». Соответствующий мониторинг мы планируем проводить каждые шесть месяцев, начиная с января 2018 года, что позволит не просто отслеживать данные компаний-партнеров, но и сравнивать их со своими показателями. Согласитесь, это будет мотивировать к поиску путей повышения эффективности транспортировки углеводородного сырья.
Благодаря взаимодействию в рамках МАТН мы обмениваемся информацией о научных и инновационных подходах в сфере управления технологическим процессом. Так, после посещения объектов наших партнеров мы применили у себя новые технические решения: от современных подходов к строительству резервуаров до использования ультразвуковых расходомеров учета сырья. Все это содействует сокращению расходов предприятия и, значит, оптимизирует работу нефтетранспортной инфраструктуры в целом.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития нефтетрубопроводного комплекса? Какие направления деятельности могут стать вспомогательными для ОАО «Гомельтранснефть Дружба»?
— В качестве новых направлений деятельности для повышения эффективности производства и получения экономической выгоды следует рассмотреть строительство магистрального нефтепродуктопровода. Нам думается, что целесообразно сделать ставку на трубопроводный транспорт как альтернативный железнодорожному. Уровень электрификации железных дорог в Беларуси небольшой — около 25%. В стране завершена электрификация двух главных железнодорожных коридоров, но в этом плане незадействованным остается западное направление — от Мозырского НПЗ до границы с Польшей. Это направление может стать частью современной транспортной логистики благодаря строительству нефтепродуктопровода.
Мы можем предложить экологически чистый и безопасный транспортный коридор. В отличие от железной дороги он целиком электрифицирован и не требует для своей работы других источников энергии, кроме электрической. Ставка на трубопроводный транспорт — это стратегически правильный путь и с экономической, и с политической точки зрения. Ведь это в том числе и обеспечение энергетической безопасности государства. Нет необходимости сжигать мазут, произведенный из импортного сырья. Нужно пользоваться своей электроэнергией, тем более с учетом работы, которую проводит наше государство по развитию атомной энергетики.
Если говорить в цифрах, то наличие магистрального нефтепродуктопровода позволит нам при объеме транспортировки примерно 1 млн т нефтепродуктов дополнительно получить доход около 11 млн долларов. При этом, что немаловажно, мы будем наращивать валовой объем в системе концерна «Белнефтехим» и содействовать укреплению экономики страны в целом.
У нас есть все необходимые ресурсы для успешной работы в данном направлении. Главный из них — коллектив предприятия, готовый реализовывать задачи любой сложности для обеспечения работоспособности и дальнейшего развития белорусского участка нефтепровода.
Татьяна ЛОЗКО, фото автора, Дарьи ХАЧИРАШВИЛИ и Юрия СКРЕБНЕВА