Поиск

Поток

ЗВЕНО ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ

05 Декабря 2017

ОАО «Гомельтранснефть Дружба» — нефтетранспортное предприятие, которое обслуживает участок системы магистральных трубопроводов «Дружба», проходящий по югу Беларуси.
Эта часть нефтепровода и сегодня остается важным транзитным коридором для экспорта российской нефти в страны Европы. На вопросы о взаимодействии с коллегами по обе стороны границы и приоритетных направлениях развития компании в современных условиях отвечает генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Олег ПОЧИНОК.
— Олег Михайлович, восемь месяцев назад Вы возглавили ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Сфера для Вас новая. Какие впечатления от работы на нефтетранспортном предприятии?
Генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Олег ПОЧИНОК— ОАО «Гомельтранснефть Дружба» — это интересное и уникальное предприятие, а дружбинцы — коллектив с большим опытом и богатыми традициями. За время работы я убедился, что здесь трудятся люди, которые владеют не только отменными техническими навыками, но и высокой психологической устойчивостью. Каждая специальность достигает своего апогея в плане ответственности. Речь идет о линейных трубопроводчиках и сварщиках, которые обеспечивают физическую целостность нефтепровода, и о других специалистах — связистах, киповцах, метрологах, химиках. Совместными усилиями они делают работу трубопровода надежной и безаварийной.
— Какова на сегодня ситуация с транспортировкой нефти? Есть ли вопросы, требующие взаимных уступок при сотрудничестве с российскими коллегами?
— Мы осуществляем транспортировку на нефтеперерабатывающие заводы Польши и Германии. На это западное направление приходится основная доля транспорта нефти — примерно 35 млн т в год. Есть также южное направление — это заводы Венгрии, Чехии, Словакии, потребляющие около 14 млн т нефти ежегодно. Мы поставляем нефть и на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Если говорить о планируемых объемах транспортировки нефти по нефтепроводу ОАО «Гомельтранснефть Дружба» на следующий год, то они сохранятся на уровне текущего года и составят более 60 млн т по всем направлениям. Именно такой объем углеводородного сырья европейский заказчик учитывает в своем технологическом процессе. ПАО «Транснефть», в свою очередь, регулирует объемы поставок по различным направлениям исходя из требований потребителя относительно параметров нефти. Российский сорт Urals — смесь из малосернистой легкой западносибирской нефти и тяжелой высокосернистой нефти уральских месторождений. Поэтому компания формирует поставки с учетом того, какое количество нефти необходимого качества добывается в стране. Если говорить о вопросе регулирования тарифов на транспортировку нефти, то в течение последних лет действуют достаточно прозрачные соглашения, подразумевающие планомерный рост тарифов в рамках инфляционных процессов. Одновременно существует возможность изменения тарифов при возникновении объективных обстоятельств, например, значительный рост затрат на обеспечение транспортировки. Соглашение показало себя работоспособным, оно предусматривает понятный и прогнозируемый алгоритм пересмотра тарифов.
— ОАО «Гомельтранснефть Дружба» связывает поставщиков и потребителей. И те, и другие отмечают надежность белорусской части трубопровода, высокий уровень взаимодействия и отсутствие нерешенных вопросов. Как это удается?
— Действительно, ОАО «Гомельтранснефть Дружба» исправно выполняет все обязательства по транспортировке российской нефти в западные страны. Мы — звено единой системы, поэтому понимаем, что высокий уровень взаимодействия с коллегами необходим для надежной работы нефтепровода в целом. Любые решения в вопросах транспортировки принимаются при согласовании по всей системе. Взаимодействие происходит в том числе и через представительства компаний. Наши основные задачи — обеспечение надежной и непрерывной перекачки нефти, а также постоянный контроль и мониторинг количества и качества сырья, которое транспортируется через территорию Беларуси. При этом нерешенных вопросов нет и быть не может, иначе нефтепровод остановится.
— Инновации также повышают эффективность работы нефтепроводной системы. Что планируете внедрить в ближайшее время?
— Мы постоянно ищем новые технологические решения в области транспортировки нефти. Сейчас, например, в связи со стабилизацией объемов перекачки в направлении ОАО «Мозырский НПЗ», а также в Венгрию и Словакию становится возможным применение частотно регулируемых приводов. Это позволит значительно сократить затраты на процессы пуска и остановки оборудования. В направлении Польши и Германии возможна оптимизация транспортировки за счет применения противотурбулентных присадок. При движении нефти в трубе возникает эффект вращения и дополнительное трение, а это влечет потери электроэнергии. Введение в поток нефти присадок, представляющих собой смесь полимеров, позволяет за счет изменения режимов перекачки снизить потребление электрической энергии и сократить затраты на транспортировку. В ближайшее время планируем провести испытания на действующем трубопроводе в западном направлении. По опыту других нефтетранспортных предприятий видно, что применение присадок способно увеличить производительность участка до 35—40%.
— Расскажите о сотрудничестве с коллегами в рамках Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН). Что это дает компании, есть ли результаты?
— Сегодня наряду с другими участниками МАТН мы работаем в области энергетического бенчмаркинга. Он представляет собой разработку методики оценки энергоэффективности нефтетранспортных предприятий. Показатели энергозатрат на перекачку нефти — важный аспект в деятельности трубопроводных компаний. Исторически сложилось, что каждое предприятие сохраняло закрытость в предоставлении данных обследований трубопровода, а сегодня все члены ассоциации открыли доступ к этой информации. Генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Олег Починок, президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев, вице-президент ПАО «Транснефть» Михаил МаргеловВ рамках ассоциации центром проведения международных исследований по энергоэффективности признано ООО «НИИ Транснефть». Соответствующий мониторинг мы планируем проводить каждые шесть месяцев, начиная с января 2018 года, что позволит не просто отслеживать данные компаний-партнеров, но и сравнивать их со своими показателями. Согласитесь, это будет мотивировать к поиску путей повышения эффективности транспортировки углеводородного сырья. Благодаря взаимодействию в рамках МАТН мы обмениваемся информацией о научных и инновационных подходах в сфере управления технологическим процессом. Так, после посещения объектов наших партнеров мы применили у себя новые технические решения: от современных подходов к строительству резервуаров до использования ультразвуковых расходомеров учета сырья. Все это содействует сокращению расходов предприятия и, значит, оптимизирует работу нефтетранспортной инфраструктуры в целом.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития нефтетрубопроводного комплекса? Какие направления деятельности могут стать вспомогательными для ОАО «Гомельтранснефть Дружба»?
— В качестве новых направлений деятельности для повышения эффективности производства и получения экономической выгоды следует рассмотреть строительство магистрального нефтепродуктопровода. Нам думается, что целесообразно сделать ставку на трубопроводный транспорт как альтернативный железнодорожному. Уровень электрификации железных дорог в Беларуси небольшой — около 25%. В стране завершена электрификация двух главных железнодорожных коридоров, но в этом плане незадействованным остается западное направление — от Мозырского НПЗ до границы с Польшей. Это направление может стать частью современной транспортной логистики благодаря строительству нефтепродуктопровода. Мы можем предложить экологически чистый и безопасный транспортный коридор. В отличие от железной дороги он целиком электрифицирован и не требует для своей работы других источников энергии, кроме электрической. Ставка на трубопроводный транспорт — это стратегически правильный путь и с экономической, и с политической точки зрения. Ведь это в том числе и обеспечение энергетической безопасности государства. Нет необходимости сжигать мазут, произведенный из импортного сырья. Нужно пользоваться своей электроэнергией, тем более с учетом работы, которую проводит наше государство по развитию атомной энергетики. Если говорить в цифрах, то наличие магистрального нефтепродуктопровода позволит нам при объеме транспортировки примерно 1 млн т нефтепродуктов дополнительно получить доход около 11 млн долларов. При этом, что немаловажно, мы будем наращивать валовой объем в системе концерна «Белнефтехим» и содействовать укреплению экономики страны в целом. У нас есть все необходимые ресурсы для успешной работы в данном направлении. Главный из них — коллектив предприятия, готовый реализовывать задачи любой сложности для обеспечения работоспособности и дальнейшего развития белорусского участка нефтепровода. Татьяна ЛОЗКО, фото автора, Дарьи ХАЧИРАШВИЛИ и Юрия СКРЕБНЕВА  

 

05 Декабря 2017
1704
Рейтинг: 4