( Начало. Окончание в №1, 2016 )
Эту и другие темы, связанные с современной ситуацией в области проектных работ, обсудили на научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы проектирования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств», который организовало и провело ОАО «ГИАП».
Проектировщики, заказчики, ученые, представители государственных органов рассмотрели возникающие при проектировании проблемы и попытались найти пути их решения.
К проектированию нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств всегда предъявлялись повышенные требования. Эта работа требует досконального знания не только всех нюансов проектирования, учитывающих специфику нефтехимической отрасли, но и законодательства, большой организационной, причем совместной с заказчиком работы, в том числе на предпроектной стадии, а также современного технического оснащения — соответствующего оборудования и программ.
Но здесь, как и в любой работе, возникают трудности и нестандартные ситуации, которые необходимо оперативно решать, а порой и вносить корректировки в производственные планы и программы в ходе самого проектирования. К сожалению, о многих из них заказчики, имеющие малый опыт строительства, не всегда знают, хотя такая информация была бы полезна для общего дела. Чтобы восполнить этот пробел, и был организован семинар, в рамках которого рассмотрен широкий круг тем, а их обсуждение было глубоким и разносторонним.
Главный инженер о главном
Продуманным и информационно насыщенным был доклад первого выступающего — главного инженера ОАО «ГИАП» Максима Хмылова. Он ярко и убедительно поведал о проблемах, с которыми сталкивается в своей работе не только коллектив объединения, но и многие проектные организации.
Проблема кадров
Некоторые опытные проектировщики ушли с объединения по возрасту, другие — перешли на производства или в организации с иностранным капиталом, где им предложили более высокую оплату труда. В результате на протяжении многих лет наблюдается дефицит главных инженеров проектов, специалистов-технологов, инженеров-механиков.
— Правда, в последнее время приток молодых инженеров в проектные институты увеличился, но опытными специалистами они станут лишь через 5—10 лет при условии эффективного обучения у опытных проектировщиков, — посетовал главный инженер.
Проблемы с выбор ом технических решений
По словам главного инженера ОАО «ГИАП», важность этапа, на котором принимается решение и разрабатывается проектно-сметная документация (ПСД), не всегда правильно оценивают и заказчики проектов, и сами проектные организации. Базовые проекты, от которых зависит технический уровень закладываемых в проектную документацию решений, за редким исключением закупаются у зарубежных компаний без привлечения экспертов со стороны проектировщиков и разработчиков технологических процессов.

Поэтому технические решения многих базовых проектов не всегда отличаются новизной, рациональностью и качеством. Нередко иностранные фирмы не учитывают в полной мере требований нормативной документации Республики Беларусь.
Экономическая проблема
Основной, а иногда единственный критерий выбора проектной организации заказчиком — стоимость ПСД. Известно, что цена качественной ПСД составляет, как правило, 5—10% стоимости строительства объекта в зависимости от его сложности. При этом заказчики стараются снизить договорную цену до недопустимо низкого уровня, а некоторые проектные организации, не обеспеченные объемами, соглашаются выполнить работу по бросовой цене, лишь бы удержать специалистов, и тем самым подрывают рынок проектных работ. В результате заказчик получает ПСД низкого качества, задерживаются строительство и пуск объекта; он несет финансовые потери, соизмеримые со стоимостью ПСД или больше.
Для создания качественного проекта, по мнению главного инженера, необходимы мощные компьютеры, соответствующее программное обеспечение и обученные специалисты. Это, конечно, удорожает стоимость проектных работ, но в то же время обеспечивает их высокое качество.
— В интересах отрасли конкурсные процедуры по выбору проектной организации следует организовывать не по стоимостной оценке, как это делается при закупке материалов и изделий. На мой взгляд, проектные организации следует отбирать с учетом их опыта и рейтинга в отрасли (отзывов по предыдущим проектам), — внес свои предложения для обсуждения Максим Геннадьевич. — А стоимость разработки проектно-сметной документации нужно определять до проведения конкурсной процедуры на предынвестиционной стадии.
Отсутствие системного подхода к организации процессов проектирования, реконструкции и строительства
— Заказом оборудования, как правило, занимается завод, — пояснил докладчик. — При этом заказ производится по тендерам параллельно с процессом проектирования, длительно и не всегда квалифицированно. В результате нарушается график проектирования в связи с задержкой выбора или заменой ранее выбранного оборудования. Все это увеличивает трудовые затраты проектной организации, сроки проектирования и снижает качество ПСД.
Проблемы договорных отношений
При заключении контракта с зарубежной проектной фирмой обычно назначается высокая цена, при этом сроки проектирования довольно большие. А при заключении договора с белорусской проектной организацией заказчики пытаются максимально снизить стоимость ПСД и сократить сроки проектирования, не учитывая множества нюансов.
— Процесс проектирования нередко задерживают необходимые согласования промежуточных решений, получение технических условий на подключение к действующим инженерным сетям. Не увязана и технологическая цепочка «ПСД — заказ оборудования — строительство и монтаж — ввод в эксплуатацию», — пояснил докладчик. — Нередко заказчик дополнительно требует выполнения чрезмерно детализированных чертежей, замены материалов в процессе строительства. Все это значительно увеличивает объем проектных работ без существенного влияния на работу строительно-монтажных организаций.
Трудности в организации проектирования при изменении объема ПСД на стадии архитектурного проекта
В настоящее время доля архитектурного проекта составляет 60% всех затрат на проектирование. И наполняемость проекта должна соответствовать этим затратам. Однако в период разработки архитектурного проекта у разработчика отсутствует информация об оборудовании, что не позволяет сделать глубоких проработок в части строительных, компоновочных решений. В итоге проект приходится дорабатывать после поступления оборудования.
— Поэтому мы предлагаем ввести дополнительный этап проектирования — основные технические решения (ОТР), которые должны соответствовать объему архитектурного проекта в пределах 30% работ. В ОТР должны быть исходные данные для заказа оборудования (опросные листы). В этом случае архитектурный проект становится частью строительного проекта, — считает Максим Хмылов.
Качество проектов
— Качество ПСД включает понятия «качество проектной документации» и «качество применяемых проектных решений», — пояснил Максим Геннадьевич. — Качество проектной документации при сокращении трудозатрат на проектные операции обеспечивается внедрением IT-технологий.
Но если в ОАО «ГИАП» в течение ряда лет активно применяется и совершенствуется САПР, то в других проектных организациях, по словам главного инженера, наблюдается дисбаланс в пользу освоения IT-технологий при недостаточном внимании к разработке и внедрению современных оригинальных инженерных решений в области технологии, конструкций аппаратов, строительных конструкций. В результате дефекты проектных решений выявляются при пуско-наладочных работах и в процессе эксплуатации объектов.
Кроме того, сейчас мало кто занимается сравнительным анализом уровня и оригинальности технических решений в части монтажного проектирования, строительных конструкций, конструкций технологических аппаратов.
— За это заказчики теперь не платят, и вряд ли кто-то за последние 10 лет припомнит, чтобы какой-либо тендерный комитет учитывал эти возможности при выборе проектировщика, — посетовал Максим Геннадьевич. — А практика показывает, что цена вопроса при эксплуатации объекта — значительная прибыль от экономии электроэнергии, топлива и т.д.
Также докладчик отметил, что абсолютное большинство проектных организаций не владеет опытом проектирования трубопроводов, эксплуатируемых при высоких давлениях и температурах, трубопроводов с двухфазными потоками, например трансфертных трубопроводов — из печи в ректификационную колонну, трубопроводов и оборудования с динамическими нагрузками — вибрационными и сейсмическими.
Почти все эти проблемы в той или иной степени решены или решаются в ГИАП. Но чтобы качество проекта стало объективной категорией и в минимальной степени зависело от вышеперечисленных факторов, по мнению Максима Хмылова, необходимо сосредоточиться на следующих основных направлениях:
- установить систему определения обоснованной стоимости и сроков выполнения проектных работ, приближенную к европейскому опыту;
- усовершенствовать систему подготовкии переподготовки кадров проектировщиков по соответствующим специализациям;
- разработать и внедрить эффективную и справедливую систему взаимодействия «заказчик — проектный институт — монтажная организация»;
- разработать систему оценки качества проектов не только на соответствие нормативным документам по промышленной безопасности, но и по технико-экономическим показателям.
(Продолжение следует)
Наталья ЛАЗАРЕВА,
фото автора