Поиск

Поток

КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ОТХОДАХ

31 Октября 2016

  Одной из особенностей установки каталитического крекинга в ОАО «Мозырский НПЗ» является то, что в реакторную систему ежесуточно дозагружается свежий алюмосиликатный катализатор. В зависимости от загрузки объекта — около 10 т. Одновременно с этим несколько раз в месяц из сис­темы выгружается отработанный катализатор, который на протяжении 12 лет вывозился не на утилизацию или вторичное использование, а на оборудованную в цехе № 10 специальную площадку — очистные сооружения. И там  его скопилось более 30 тыс. т. В свое время генеральный директор ОАО «Мозырский НПЗ» поставил перед службой главного инженера задачу по освобождению территории завода от отработанного катализатора. Специалистами проведена большая работа, в результате которой был найден потенциальный потребитель этих отходов производства — ОАО «Кричевцементношифер». Организация заинтересовалась предложением завода. Удивительного в этом ничего нет. Такова общемировая практика, согласно которой предприятия строительной отрасли являются активными потребителями отработанного алюмосиликатного катализатора, который в силу своих свойст в является хорошей добавкой к строительным смесям, так как улучшает их плас­тичность. Большой объем работы в этом направлении проделан службой охраны окружающей среды, участком отгрузки НХП, отделом по работе с железной дорогой цеха № 16, цехами № 10 и 14. В результате уже минувшим летом в адрес ОАО «Кричевцементношифер» с участка отгрузки нефтехимичес­кого производства по железной дороге была произведена отправка первой партии отработанного катализатора. Для этого специалистами НХП осуществлен комплекс мероприятий, в ходе которых силами РМП и ремонтной группы НХП на участке отгрузки битума смонтирован специальный узел погрузки катализатора. До недавнего времени с завода преимущественно вывозили катализатор, выгружаемый из системы установки каталитического крекинга, для чего использовали специальные автомобили-цистерны, имеющиеся в транспортном цехе № 14. Из них катализатор напрямую перегружали в вагон-хоппер, а не отвозили на специальную площадку с очистными сооружениями. Таким образом, в данный момент с завода уже вывезено около 400 т отработанного катализатора. Однако специалисты предприятия признают, что пока рано говорить о том, что вывоз катализатора поставлен на поток. Отработка всех нюансов этого процесса продолжается. Так, недавно осуществ­лена отгрузка крупной партии отработанного катализатора, который хранится в цехе № 10. А это довольно трудоемкая операция. Поскольку алюмосиликатный катализатор представляет собой белую пыль, то в цехе № 10 он хранится, если так можно выразиться, в подмоченном виде. Поэтому какое-то время здесь велась работа по приданию ему товарного вида и подготовке к перевозке в полувагонах. С этой целью были приобретены специальные полипропиленовые вагонные вкладыши. По данным профильных служб, в перспективе в адрес ОАО «Кричевцементношифер» планируется ежемесячно отгружать до 1 000 т отработанного катализатора. Тем не менее определенный результат виден уже сейчас — активное накопление катализатора на специальной площадке в цехе № 10 прекратилось. Вывоз катализатора с территории завода — на самом деле не рядовое производственное событие. Это позволяет ОАО «Мозырский НПЗ» решить ряд непростых экологических вопросов, связанных с хранением и утилизацией данного вида отходов, оптимизацией природоохранных выплат, а заодно и получить экономическую выгоду, превратив отработанный катализатор в сырье для производства строительных материалов. Алексей ШУМИЛОВ, фото Игоря Малащенко

 

31 Октября 2016
950
Рейтинг: 4