Поиск

Поток

НЕПРОСТАЯ МАГИЯ ЭКСПОРТА

20 Июля 2017

Тема номера: Внешнеэкономическая деятельность и тенденции рынка
Экспортная деятельность — это всегда один из самых многотрудных процессов в жизни любого предприятия. Успех на внешних рынках зависит от такого количества факторов, что со стороны его иначе как магией и не объяснишь. И тем не менее день за днем сотни специалистов наполняют прогнозные цифры реальным содержанием. Знания, навыки, профессионализм — и никакого мошенничества. Нынешний год для отрасли в этом смысле показательный. Следите за руками: несмотря на снижение объемов нефтепереработки, концерну «Белнефтехим» за пять месяцев 2017-го удалось не только выполнить, но даже и превысить основные внешнеторговые прогнозы. Каким образом? Об этом нашему журналу рассказал начальник главного управления внешнеэкономических связей концерна «Белнефтехим» Сергей ОСТАПЕЦ. — Сергей Владимирович, в условиях крайне нестабильного рынка, острых сырьевых вопросов и всевозрастающей конкуренции предприятия концерна выполняют все ключевые показатели по внешней торговле. Хотелось бы подробнее остановиться на цифрах и, главное, методиках получения такого результата.
Экспорт товаров в январе — мае 2017 года, %
— Конечно, магия не имеет никакого отношения к нашим внешнеторговым достижениям, а вот стратегическое планирование и грамотная ситуативная экспортная тактика действительно позволили получить цифры, которыми можно гордиться. Это серьезная работа, за которой стоят сотни профессионалов. Не скрою, начало года было не самым простым. Ограничение российской стороной объемов поставки нефти для переработки очень негативно сказалось на результатах внешней торговли в январе — апреле 2017 года. Однако даже в условиях сокращенных поставок по итогам пяти месяцев текущего года концерном «Белнефтехим» экспортировано товаров на сумму 3,046 млрд долларов, что составило 108,2% к соответствующему периоду 2016-го и практически на 7% превысило задание на полугодие. И пусть экспорт нефтепродуктов в натуральном выражении сократился в 1,5 раза. Но благодаря своевременной переориентации на премиальные направления, активизации нефтехимических поставок (662,4 млн. долларов за пять месяцев текущего года) и комплексу мер по повышению эффективности продаж мы уже с февраля смогли наращивать положительную динамику экспорта товаров отрасли.
Динамика экспорта товаров отрасли в феврале — мае 2017 года, %
Кроме того, свою роль сыграл и рост нефтяных котировок (и, как следствие, цен на продукты нефтепереработки, химическую и нефтехимическую продукцию). При средней за пять месяцев котировке барреля Urals в 51,3 доллара экспорт нефти в количественном выражении в отчетном периоде увеличен на 2,5 тыс. т, что позволило заработать дополнительные 75,3 млн долларов. — Смещение акцентов в сторону нефтехимии характерно для международного рынка. Еще один тренд — активизация экспорта услуг. Как обстоит дело с этим показателем? — Если поставки нефтехимической продукции на внешние рынки составили 106,6% по отношению к прошлому году, то в экспорте услуг к июню мы подросли еще более серьезно. За пять месяцев текущего года этот показатель достиг 119,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Тут нужно сказать спасибо РУП «ПО «Белоруснефть», более чем в два раза (на 5,6 млн долларов) нарастившему присутствие своих услуг на внешних рынках, а также стабилизации курса российского рубля — валюты, в которой утверждены тарифы на транспортировку нефти.
Экспорт услуг в январе — мае 2017 года, %
— Насколько изменилась экспортная география концерна «Белнефтехим» за прошедшее полугодие? — Как уже говорилось, мы продолжаем переориентировать поставки на рынки с более высокой маржинальностью. Тем не менее процесс масштабной диверсификации также приносит свои плоды. В текущем году концерн «Белнефтехим» выполняет доведенный показатель по экспорту в новые страны. Так, за январь — май текущего года предприятиями концерна значительно увеличен экспорт в 28 стран, среди которых Болгария, Иран, Камбоджа, Нигерия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирлан-дии, Тайвань, Франция, Эфиопия. Всего же продукция концерна сейчас поставляется в 86 стран мира. — Как проявляют себя в непростых условиях субъекты ОТПС? На каких рынках сегодня наиболее активно развивается сотрудничество с дипкорпусом? — Работа товаропроводящей сети нашего нефтехимического комплекса — это еще одно отличное доказательство того, что одноканальная схема реализации продукции не просто жизнеспособна, но наиболее эффективна в текущей ситуации. Еще бы, девять из десяти субъектов ОТПС за пять месяцев 2017 года сработали с прибылью, несмотря на синусоидальный спрос и колебания на внешних рынках. Причем план по реализации продукции выполнен как в натуральном, так и в стоимостном выражении, что дорогого стоит в современных условиях. Более того, за шесть месяцев компаниям удалось практически на 20% сократить просроченную дебиторскую задолженность. Немаловажную роль в работе субъектов ОТПС играют и наши диппредставительства. Благодаря им проводятся переговоры в регионах, организуются встречи с перспективными клиентами, мониторятся рынки, разрабатываются новые стратегические направления внешнеторговой деятельности. Наиболее плодотворно с нашими посольствами сотрудничают компании в России, Украине, Турции, Китае и странах Балтии. — Изменился ли технологический инструментарий экспортных продаж? Какие методики сегодня показывают наибольшую эффективность? — Мы всегда стараемся идти в технологическом авангарде, выс  тупая за прозрачность, доступность и удобство наших поставок. В настоящее время предприятиями концерна широко используется такой инструмент осуществления экспортных продаж, как Единая торговая площадка УП «БНТД». Более того, в 2017-м двумя субъектами отраслевой товаропроводящей сети концерна (ООО с ИИ «БНХ Украина» и ООО «БНХ — Ойл Польска») также введены в действие аналогичные механизмы реализации продукции посредством проведения электронных торгов. Если же говорить о масштабах вовлечения, то применимы они сегодня далеко не на всех рынках сбыта, хотя использование технологических инструментов при проведении экспортных продаж показывает свою эффективность. Существует множество объективных факторов, непосредственно влияющих на возможность использования подобных механизмов. Кроме того, необходимо учитывать широкий ассортимент выпускаемой предприятиями концерна продукции, которая имеет свою специфику и технические особенности, подразумевающие отдельные подходы к продаже. Тем не менее результаты текущего года говорят сами за себя: мы на правильном пути и будем наращивать эффективность продаж как в технологическом, так и в количественном плане. Александр ДУДИК, фото Дарьи ХАЧИРАШВИЛИ и Вячеслава СУХОДОЛЬСКОГО  

 

20 Июля 2017
1561
Рейтинг: 4