Глобальные тренды на рынках энергоресурсов, нефтегазопереработки обсудили в Минске в конце сентября многочисленные участники Международной конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница». Отраслевой форум, который организовали ПО «Белоруснефть» и ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК) при поддержке белорусских НПЗ, привлек к участию представителей 150 компаний более чем из 20 стран. Гостей приветствовала исполняющая обязанности заместителя председателя концерна «Белнефтехим» Наталья Лейченко.
Очаги роста
Старший редактор Platts Ник Коулмэн в своей аналитической информации не назвал конкретных цифр по поводу того, что будет с ценами на нефть, но детально обрисовал ситуацию на нефтяном рынке. Как говорится, этот рынок слышал много обещаний, но на данном этапе они ни к чему не привели. С точки зрения основ рынка мир явно находится в фазе замедленного роста. Это означает, что все-таки существуют так называемые очаги роста: увеличение спроса на реактивное топливо в Китае, на бензин — в США, на газ и топливо — в Центральной Америке и Афганистане. Например, Китай (бывший лидер мирового спроса на нефть) сегодня выглядит анемично. Международное аналитическое агентство ожидает, что спрос со стороны Китая вырастет примерно на 100 тыс. баррелей в сутки в текущем квартале. Это очень низкий показатель. Однако спрос на топливо для реактивных двигателей поднимается в КНР в среднем на 5% в год, и здесь можно найти возможности для продажи.Причинно-следственная связь
Добыча нефти в странах, не входящих в ОПЕК, начиная с четвертого квартала прошлого года упала почти на 2 млн баррелей в сутки. Почему же Саудовская Аравия не хочет уменьшать добычу? Для саудитов важно поддерживать уровень цен и не давать им повышаться. Дело в том, что если цена на нефть пойдет в рост, то появится возможность для эффективной добычи сланцевой нефти в США. Хотя многие американские компании, занимающиеся сланцевой нефтью, до сих пор прибыльны. Например, существуют буровые, для которых окупаемость достигается при 25 долларах за баррель. Сланцевая нефть оказалась устойчивой. В этом ей помогает высокоэффективная инфраструктура транспортировки. Старший редактор Platts Ник Коулмэн отметил, что сильно возросла конкуренция на традиционном для России европейском рынке, а также в Азии. Нефть марки Urals борется за рынок, с ценами и ослабляется даже больше, чем нефть марки Brent.Возвращение иранской нефти
Европейские страны, такие, например, как Польша, остаются главными потребителями российской нефти Urals. Но они пытаются диверсифицировать рынок. Так, Саудовская Аравия начала спотовые поставки нефти в Польшу, Чехию и другие страны Центральной Европы. В то же время Иран пытается вернуть рынки сбыта, потерянные из-за международных санкций, и освоить новые. Уже появилась информация, что польская группа Lotos сделала пробную закупку иранской нефти и теперь рассматривает долгосрочный контракт. Кстати, по словам директора консалтинговой группы А-95 (Киев) Сергея Куюна, участвовавшего в конференции, в начале сентября в Украину пришел первый танкер с иранским газоконденсатом. Сегодня ведутся активные переговоры с иранской стороной о поставке нефти в Европу по трубопроводу Одесса—Броды. В рамках этого проекта украинский эксперт предполагает возможным рассмотреть и белорусское направление. Еще один новичок в поставках нефти в Европу, причем весьма неожиданный, — это США. В начале года Соединенные Штаты сняли ограничения на экспорт сырой нефти из своей страны, и она пошла в Европу. В мае около 190 тыс. баррелей в сутки сырой нефти экспортировалось из США в Европу. Это не просто вопрос конкурирующих поставщиков, но и совершенствование способности средиземноморских переработчиков переключаться на разные сорта нефти.Что происходит на европейском рынке нефтепродуктов?
Для понимания нынешней ситуации необходимо вернуться на год назад. Вице-президент по нефти и нефтепродуктам в России, странах СНГ и Балтии международного ценового агентства Argus Media Виктор Парно напомнил, что в конце 2014-го — начале 2015 года цены на нефть и нефтепродукты резко снизились. Подешевевший бензин стали покупать в значительно больших объемах, чем прежде. В итоге все это привело к росту спроса и цен на этот продукт относительно нефти и остальной корзины нефтепродуктов. Поэтому в 2015 году после долгих лет довольно низкой маржи переработки производителям нефтепродуктов стало легче. В апреле 2016-го произошел всплеск активности на рынке бензина, но затем быстро начался спад, в итоге маржа производства бензина снизилась (рис. 1). Как видно из графика, в последние пять лет маржа находилась примерно на уровне 15 долларов за баррель, но в 2016-м она упала ниже 10 долларов и почти все время не превышала этот уровень. В долгосрочной перспективе для европейских переработчиков это уже тревожный знак. Почему снижается маржа производства дизтоплива? В связи со значительным увеличением предложения продукта. В первую очередь — с введением новых мощностей переработки в странах Персидского залива. Новые НПЗ построены в Саудовской Аравии: завод Янбу (Yanbu) мощностью 400 тыс. баррелей в сутки и завод Джубайль (Jubail) мощностью 400 тыс. баррелей в сутки. Еще одной причиной увеличения предложения продукта стала модернизация НПЗ Эр-Рувайс (Ruwais) мощностью 400 тыс. баррелей в сутки в Абу-Даби. Экспорт саудовского газойля в первой половине 2016 года вырос двукратно — до 580 тыс. баррелей в сутки по сравнению с 280 тыс. баррелей в сутки в 2015-м. В Саудовской Аравии, ОАЭ, Катаре и Омане были сокращены топливные субсидии, что привело к снижению местного спроса на дизтопливо в этих странах. В ближайшие месяцы ожидается, что локальный спрос на этих рынках будет снижаться в связи с сокращением потребления электроэнергии для кондиционирования воздуха с окончанием летнего сезона. Следовательно, экспорт дизтоплива и газойля в направлении Европы может расти и дальше. По сути, график рентабельности поставок дизтоплива в направлении Европы (рис. 2) — это сравнение цен в двух регионах с учетом стоимости транспортировки из Персидского залива в Северо-Западную Европу. Еще в июле эта маржа была отрицательной и составляла минус 20 долларов за 1 т. Но сегодня такие поставки рентабельны, и маржа составляет примерно 6 долларов за 1 т.Как меняется конъюнктура рынка нафты в Европе?
Ситуация с падением спроса на бензин не отразилась в полной мере на нафте. По мнению Виктора Парно, эта позиция еще довольно сильна. Рост спроса и цен на нафту тоже произошел в 2015 году. Особенно это коснулось тяжелых сортов, которые используются на установках риформинга для производства бензина. Но с изменением цен на бензин ожидается и снижение цены на нафту. Как отметил эксперт, спрос на более легкие сорта нафты, используемые в качестве сырья для нефтехимии, увеличивался незначительно. Это было связано с вялой конъюнктурой рынков в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также из-за наличия большого количества сжиженного газа, который дешевле и является альтернативным сырьем для нефтехимии. Еще одна тенденция — нафта с более высоким октановым числом стала продаваться с премией к остальным сортам. Виктор Парно сообщил, что к 2020 году ожидается структурный профицит нафты в объеме примерно 25 млн т, а также сжиженного углеводородного газа.Керосин, мазут и вакуумный газойль
В большинстве стран мира (за исключением России) наблюдается устойчивое повышение спроса на авиатопливо. Среди европейских стран наибольший спрос отмечен в Турции. Относительно высокий спрос на бензин и керосин оказывает влияние на производство, то есть переработчики стараются увеличить производство бензина за счет сокращения выпуска средних дистиллятов, наращивая при этом производство керосина в ущерб выпуску дизтоплива. В некоторых странах (например, в Турции) наблюдается увеличение объемов производства дизтоплива, вызванное высоким внутренним спросом. Как отметил эксперт, в Северо-Западной Европе потребление мазута сокращается на фоне ужесточения экологических требований к топливам. Сегодня рынок мазута сбалансирован, в дальнейшем ожидается сокращение предложения продукта. Сингапур остается основным рынком сбыта мазута. Спрос на вакуумный газойль будет зависеть от спроса на бензин и дизельное топливо.Модернизация российских НПЗ: пауза?
Программа модернизации российских НПЗ, несмотря на задержки в ее реализации, окажет существенное влияние на экспорт мазута и светлых нефтепродуктов через балтийские порты. В 2011 году было подписано соглашение между российским правительством и крупнейшими нефтяными компаниями о модернизации или строительстве 135 установок на НПЗ до 2020 года. По данным Argus, работы проводились на 115 таких установках. Из них 49 уже введены в эксплуатацию, 66 находятся в процессе модернизации, работы еще на 22 установках отложены на период после 2020 года. Задержки в реализации программы были вызваны снижением цен на нефть и санкциями. Модернизация НПЗ окажет значительное влияние на экспорт через порты Балтики. В результате модернизации НПЗ производство мазута существенно уменьшится. Выпуск бензина вырастет в результате строительства новых установок на НПЗ в северо-западной и центральной частях России. Ожидается увеличение экспорта газойля через порты Балтийского моря. Сокращение экспорта мазута из стран СНГ будет компенсироваться увеличением поставок из Северной Америки. Снижение избытка производства мазута в России повлияет на все направления экспорта, наиболее значительно — на балтийское.Качество российской нефти
Разумеется, сегодня актуальны изменения качества поставляемой российской нефти. По мнению генерального директора ООО «НААНС-МЕДИА» Тамары Сафоновой, постепенное ухудшение качества является злободневной проблемой, которая требует решений. Традиционно сложилось, что есть НПЗ, работающие на малосернистой нефти, а есть заводы, использующие высокосернистую нефть марки Urals. Конечно, желательно локализовать низкосернистые потоки. В прошлом году активно велась дискуссия о том, как решить эту проблему. Одним из вариантов решения ПАО «Транснефть» предлагала выделение высокосернистого потока через Усть-Лугу. Но никто не может гарантировать, что от улучшения показателей на доли процента по содержанию серы и на минимальное количество по плотности улучшится цена на других направлениях экспорта. Поэтому одним из решений на фоне ситуации, когда в стране построено всего лишь восемь новых заводов, могло быть строительство НПЗ, который бы работал на высокосернистой нефти и перерабатывал ее. Это обеспечило бы экспорт продуктов вторичной переработки и помогло разгрузить систему от сложившихся негативных трендов по качеству сырья.Белорусские заводы: модернизация продолжается
Заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ» Владимир Сизов отметил, что завод заинтересован в наращивании глубины переработки, увеличении отбора светлых нефтепродуктов, повышении гибкости технологических схем за счет модернизации действующих и строительства новых технологических объектов. В течение первого полугодия 2016 года в ОАО «Мозырский НПЗ» введены в эксплуатацию установка адсорбционной очистки бутанов, установка утилизации сероводородосодержащего газа и производства серы, комбинированная установка производства высокооктановых компонентов бензина. Сегодня мощности Мозырского НПЗ позволяют перерабатывать примерно 12,4 млн т сырья в год. В 2015-м была достигнута мощность 12,3 млн т. В 2016 году произошло значительное увеличение доли переработки собственного ресурса, поскольку эффективность давальческой переработки серьезно снизилась (рис. 6). По сравнению с 2015 годом структура поставок НПЗ заметно не изменилась. На внутреннем рынке ОАО «Мозырский НПЗ» слаженно работает с ПО «Белоруснефть». В последнее время — по расширению доли реализации бензина АИ-95-К5. За два года удалось увеличить долю его потребления на внутреннем рынке с 20% до 36%. По сравнению с 2015 годом значительно снизилась поставка нефтепродуктов ОАО «Мозырский НПЗ» в порты. — Совместно с ЗАО «Белорусская нефтяная компания» мы отработали вопросы реализации продукции на наиболее эффективном украинском рынке, что позволило в 2016 году не реализовать ни одной тонны дизтоплива через порты. Весь поток мозырского дизтоплива уходит в Украину и в направлении Польши. Наша стратегия реализации заключается в том, что в первую очередь мы направляем продукты на премиальные рынки —внутренний и украинский. Экспортно ориентированное предприятие ОАО «Нафтан» производит более 70 видов наименований продукции, свыше 60% из них поставляетболее чем в 40 стран мира. 85% экспорта ОАО «Нафтан» реализует через ЗАО «БНК». Помимо повышения качества продукции и снижения затрат на производство в планах ОАО «Нафтан» — увеличить объем (до 12 млн т в год) и глубину переработки нефти (до 90%), наладить производство новых продуктов (нефтяного кокса и элементарной серы), достигнуть уровня самых современных высокоэффективных производств. Что касается Белорусского газоперерабатывающего завода, то в конце 2015 года он начал поставлять новую продукцию — раздельные углеводородные фракции: пропан, бутан, изобутан, пентан, изопентан. В первом полугодии ситуация с загрузкой завода была лучше, чем сегодня. Удалось даже переработать максимальное количество объемов ФШЛУ и сырья, получаемого из попутного нефтяного газа. Но со второй половины года ощущается дефицит сырья — в связи с тем, что из-за внешних факторов остался лишь один поставщик. Заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Сергей Каморников сообщил, что завод заинтересован как в закупке сырья, так и в реализации готовой продукции. Продолжается также поиск партнеров по загрузке перевалочных газонаполнительных станций. На стадии окончания находится инвестиционный проект ОАО «Завод горного воска» по выпуску масел, смазок, смазочно-охлаждающих жидкостей и высокоочищенного парафина. Сегодня идут пусконаладочные работы по производству очищенных парафина и воска (рис. 8, 9).Белорусский экспорт — активный экспорт
По итогам шести месяцев ЗАО «Белорусская нефтяная компания» поставила за рубеж около 8,6 млн т нефтепродуктов, что на 1 млн т больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако в нынешнем году несколько иначе распределяются экспортные потоки. Украина для Беларуси остается не только традиционным, но и одним из премиальных рынков. Поставки белорусских нефтепродуктов приросли в эту страну весьма ощу тимо. Сегодня доля БНК в украинском импорте нефтепродуктов занимает 68%. По мнению заместителя генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Сергея Гриба, в этом заслуга ООО «БНК-Украина» и нефтеперерабатывающих заводов, которые за счет выпуска качественных продуктов смогли привлечь довольно большое количество клиентов. Кроме этого, важно, что выстроенные графики отгрузки позволяют им получать товар в срок. — Мы смотрим в будущее. Ведь не за горами увеличение глубины переработки на Мозырском НПЗ и «Нафтане», рост выпуска светлых нефтепродуктов — в частности, дизельного топлива. Необходимо найти оптимальные рынки сбыта для этих продуктов, — подчеркнул Сергей Гриб. — Поскольку за один день рынок не освоишь, одна из наших задач — наращивать поставки в направлении Польши, стран Восточной Европы. Поставки туда небольшие, но за последнее время они выросли вдвое. Считаю, что это один из наших перспективных рынков. Другое стратегически важное направление белорусских экспортных поставок нефтепродуктов — рынки стран Балтии. В этом регионе тоже планируется нарастить объемы. Сегодня доля БНК в импорте дизтоплива на рынке Литвы и Латвии составляет примерно 33%. На этих рынках у белорусов довольно прочные позиции по реактивному топливу. Дочернее ООО Transbaltic Oil вышло на поставки авиатоплива «в крыло», то есть заправляет авиаперевозчиков. Естественно, это дает белорусам дополнительную прибыль. В ближайшее время БНК проведет конкурс по реализации на долгосрочной основе дизельного топлива производства ОАО «Нафтан» в направлении стран Балтии. Перед Transbaltic Oil также стоит задача развивать под брендом БНК сеть АЗС, поэтому сегодня актуальны различные варианты сотрудничества в этом направлении. Как отметил Сергей Гриб, рынок Российской Федерации довольно емкий с точки зрения поставок. Они осуществляются в те регионы, которые географически близки к Беларуси. В течение первой половины 2016 года ООО «Европейская трейдинговая компания» реализовывало нефтепродукты мелким оптом с 11 нефтебаз на территории Московской, Ленинградской, Смоленской, Воронежской и Рязанской областей, а также через ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» и ЗАО «СПбМТСБ». Доля белорусского продукта на рынках Чехии, Румынии, Словакии, Венгрии выросла с 4% в первом полугодии 2015 года до 7% в первом полугодии 2016-го. БНК довольно активно входит и в этот регион. В кулуарах конференции приходилось слышать о том, что белорусам просто сопутствует везение на зарубежных рынках, особенно украинском. Но, как подчеркнул в своем выступлении генеральный директор ООО «БНК-Украина» Виталий Калугин, любое везение — это плод большой кропотливой работы. О ней и рассказали участники форума. Светлана САБИЛО