Примерно 30 млн т транспортированной нефти, прирост экспорта услуг, модернизация линейной и станционной частей нефтепровода —то лишь выборочные факты по итогам работы ОАО «Гомельтранснефть Дружба» за шесть месяцев текущего года, свидетельствующие о стабильной и динамичной работе акционерного общества. Однако экономическая эффективность не единственный фактор успешной деятельности: предприятие нацелено на повышение качества управленческих решений, организацию работы всех структурных подразделений в соответствии с передовыми техническими стандартами. О перспективах развития рассказывает генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Олег ПОЧИНОК.
— Олег Михайлович, как предприятие сработало в первом полугодии 2017-го?
— За этот период через магистральные трубопроводы ОАО «Гомельтранснефть Дружба» прокачано почти 30 млн т нефти, ежедневно предприятие обеспечивает бесперебойную и надежную транспортировку углеводородного сырья потребителям в объеме около 170 тыс. т. Мы выполнили не только договорные обязательства по транспортировке нефти, но и все ключевые показатели, доведенные предприятию. Экспорт услуг за шесть месяцев составил 116,7% к соответствующему периоду 2016 года. При плановой рентабельности продаж проводится работа по снижению уровня затрат. Реализуются все запланированные энергосберегающие мероприятия программы. Целевой показат ель по энергосбережению — минус 2,5%, задание по экономии топливно-энергетических ресурсов — 565 т у.т. Это сухие цифры статистики, но за ними кроется ежедневный кропотливый труд работников предприятия.
— Для успешной деятельности важна своевременная модернизация имеющихся мощностей. Что удалось реализовать за последнее время?
— В числе наиболее значимых инвестиционных проектов — модернизация резервуарного парка линейной производственно-диспетчерской станции «Мозырь». В 2016 году введены в эксплуатацию два резервуара по 50 тыс. м
3, а в текущем — подготовлен проект строительства еще одного, на 20 тыс. м
3. Объект предназначен для приема белорусской нефти, которая приходит небольшими объемами. Емкость будет оснащена не требующей обслуживания алюминиевой крышей и понтоном из такого же материала, что снижает процент потерь легких фракций нефти от испарения и сокращает количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В текущем году приступим к реконструкции четырех железобетонных резервуаров объемом по 10 тыс. м
3.
Также на ЛПДС «Мозырь» в прошлом году реконструирована насосная станция № 5, осуществляющая перекачку белорусской и российской нефти на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Она оснащена современным энергоэффективным оборудованием.
Идет работа по замене протяженных участков линейной части нефтепровода, имеющих дефекты и подлежащих ремонту по данным внутритрубной диагностики. В 2016-м заменили 20 км линейной части магистрального нефтепровода Мозырь — Брест, в нынешнем — завершена реконструкция отрезка диаметром 1 020 мм на участке Унеча — Мозырь протяженностью 22 км.
Большое внимание уделяем реконструкции подводных переходов. Это наиболее опасные участки магистральных нефтепроводов. Их разрушение может привести к загрязнению водной среды и нежелательным экологическим последствиям. В текущем году закончена реконструкция подводных переходов магистрального нефтепровода Мозырь — Брест через реку Стыр, далее приступаем к переходам через Припять на участке Унеча — Мозырь и Речица — Мозырь.
— Говоря о деятельности любого нефтетранспортного предприятия, невозможно обойти вопрос экологической политики…
— Могу заверить, что при проектировании и строительстве объектов ОАО «Гомельтранснефть Дружба» используются лучшие из имеющихся экологически безопасных технологий. При этом обеспечивается экономное расходование сырья, материалов и энергоносителей. Своевременное устранение дефектов, выявляемых при полномасштабной внутритрубной диагностике магистральных нефтепроводов, позволяет снизить риск возникновения аварий.
Мы строго соблюдаем рекомендации по защите водных и хозяйственных объектов от возможных аварийных выбросов на наиболее опасных участках трассы, расположенных в бассейнах рек. Все подводные переходы оборудованы двумя стационарными рубежами локализации и ликвидации аварийных разливов нефти.
Аварийно-восстановительные службы филиалов укомплектованы современными техническими средствами, регулярно проводятся учения при взаимодействии с региональными подразделениями МЧС по локализации возможной аварии на трассе.
— В развитии технологического потенциала предприятия важную роль играет сотрудничество с партнерами по Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН). Как продвигается работа в этом направлении?
— В мае в столице Беларуси прошло VII заседание правления МАТН с участием представителей нефтетранспортных компаний из девяти стран. Принимающей стороной выступило ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Проведение встречи в Минске говорит о важности белорусского нефтетранспортного коридора для европейских транспортировщиков и потребителей углеводородного сырья.
Сотрудничество с партнерами по МАТН полезно для обмена актуальной информацией в сфере транспортировки нефти по обширному кругу вопросов — как юридических, финансовых, так и технических. Например, в июле по приглашению ПАО «Транснефть» мы посетили объекты АО «Транснефть — Верхняя Волга» и ознакомились с практическим опытом, современными подходами в области технологии транспортировки нефти и нефтепродуктов, а также в сфере обеспечения безопасности ведения работ.
Так, работники станций оснащены персональными переносными газоанализаторами, имеющими встроенную память измерений; у сотрудников электротехнических служб имеются индикаторы напряжения. На объектах используются три вида систем обнаружения утечек, которые вызывают интерес как в области контроля целостности трубопровода, так и в сфере энергосбережения. Станции оборудованы охранными системами, включая видеонаблюдение, при этом все камеры имеют общий доступ к видеоконтенту. Данный подход эффективен с точки зрения контроля производства работ и охраны труда. Мы рассматриваем вопрос внедрения подобных технологических решений и на нашем предприятии.
В ближайших планах в рамках сотрудничества с партнерами по МАТН — участие в Международном конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии — 2017», который пройдет в России, в Омске. Помимо работников нефтетранспортной отрасли из Беларуси, России, Украины и Казахстана в мероприятии будут участвовать команды из Чехии, Словакии, Венгрии и Китая. А в сентябре в столице Казахстана Астане планируется очередное заседание правления Международной ассоциации транспортировщиков нефти.
— Сегодня ОАО «Гомельтранснефть Дружба» готовится ко Дню нефтяника. Что пожелаете коллегам по случаю грядущего праздника?
— В преддверии Дня работников нефтяной, газовой и топливной промышленности желаю коллегам быть профессионалами высочайшего уровня в своем деле и с энтузиазмом подходить к решению поставленных задач. Пусть жизнь каждого будет наполнена оптимизмом и верой в свои силы, а благополучие сопутствует текущим делам и новым начинаниям!
Татьяна ЛОЗКО, фото автора