Об опыте использования BIM-проектирования сказано много. Эта технология в полной мере находит применение при проектировании и строительстве объектов «Белоруснефти».
Если коротко, то изначально все данные, заложенные в информационную модель объекта, связаны между собой и взаимозависимы.
Несмотря на сложности внедрения, в компании были готовы идти по новому пути. BIM-проектирование позволяет рассчитать и определить параметры процессов строительства еще до начала строительных работ на объекте. Управление данными моделями позволяет сократить сроки реализации проекта, упростить эксплуатацию возведенного объекта и продлить срок его службы.
Все данные BIM-модели являются информационной базой данных, что позволяет в любой момент получать актуальную проектную документацию и визуализацию, проводить анализ.
С другой стороны, благодаря BIM-модели выявлено и в кратчайшие сроки устранено около 300 коллизий в проектировании. А если бы это было выявлено на стройке, то повлекло бы внесение изменений в проект, торможение процесса строительства, изменения спецификации.
СПРАВКА
Информационное моделирование (BIM) — процесс коллективного создания и использования информации об объекте, формирующий основу для всех решений на протяжении жизненного цикла объекта. В основе BIM лежит трехмерная информационная модель, на базе которой организована работа заказчика, генерального проектировщика, генерального подрядчика, эксплуатирующей организации.
Технологии BIM базируются на виртуальной трехмерной модели, обладающей реальными физическими свойствами. Но это не все ресурсы технологии информационного моделирования. К ней присоединяются добавочные измерения: время, планы, стоимость.
Эти данные представляет «облако точек», которое формируется путем бесконтактного сканирования 3D-поверхностей с использованием специальных лазерных сканеров.
Такая технология дает возможность изобразить окружающее пространство в виде множества точек, каждая из которых расположена на трех осях координат X, Y, Z.
Основными областями применения 3D-сканирования называют:
При этом установлено, что по сравнению с традиционными геодезическими методами — оптическим и спутниковым — 3D-лазерное сканирование характеризуется высокой детальностью, скоростью и точностью измерений.
Строительная отрасль становится все более компьютеризированной, информационные модели в ней — все более привычными. Однако если BIM-технология при проектировании уже активно реализуется, то в строительстве и эксплуатации она делает первые шаги. В «Нефтехимпроекте» уверены, что именно лазерное сканирование, позволяющее получать фактические геометрические параметры объекта, будет играть ключевую роль.
Важнейшим условием слияния и верификации проекта и фактического объекта является использование единой системы координат.
В результате получается карта отклонений от проектных решений, что позволяет вовремя устранить несоответствия и внести корректировки, а также провести контроль строительства и монтажа.
Также одним из значимых элементов качества строительства и затрат на него является определение объемов сыпучих строительных материалов, земли, фактического объема уложенного бетона, толщины перекрытий, колонн, стен и перегородок и т.п., а при помощи лазерного сканирования сделать это можно с погрешностью не более 1%, т.е. его результаты позволяют уточнять фактические затраты.
Одной из областей применения 3D-сканирования могут стать промышленные измерения резервуарного парка. Лазерная технология позволяет провести оценку деформаций резервуаров, анализ дефектов поверхности резервуара, отклонения резервуара от вертикали, определить объем и провести калибровку. Полученные данные станут основой для дальнейшего мониторинга и слежения за деформацией производственных объектов (резервуаров).
Директор предприятия «Белоруснефть-Нефтехимпроект» Андрей Протько в качестве преимуществ использования BIM и цифрового двойника выделяет удаленное рассмотрение создаваемой BIM-модели, внесение предложений и замечаний в процессе ее разработки, а также отслеживание фактически выполненных объемов работ и затраченных материалов. Немаловажны также повышение эффективности взаимодействия всех участников процесса и поддержание актуального состояния модели с постоянным ее наполнением необходимыми атрибутами.
— Уже скоро многие объекты обретут цифровое обличие, в дальнейшем этот процесс станет обязательным и необходимым для разработки качественной проектной документации, — заверяет руководитель «Нефтехимпроекта». — В системе предприятий концерна «Белнефтехим» кроме «Белоруснефти» планируем развивать сотрудничество c «Нафтаном», «Гомельтранснефть Дружба», Мозырским нефтеперерабатывающим заводом.
Заказчик пока не видит в краткосрочной перспективе экономической выгоды. Мы пытаемся показать преимущества даже на первых шагах применения технологии без вложения больших ресурсов — при 3D-сканировании и создании «облака точек». Затем уже имеет смысл говорить о переходе к информационной модели и полноценному цифровому двойнику. Тогда можно будет моделировать технологические процессы как на установках, так и на предприятии в целом, проводить псевдоучения. Сейчас мы предлагаем услугу по сканированию в рамках разработки обычных проектов.
— Пытаемся сформировать спрос, — подчеркивает Андрей Протько. — Пока приходится с сожалением констатировать, что у нас нет портфеля заказов на BIM-проекты. Благодаря учредителю мы отработали все BIM-этапы на объектах «Белоруснефти». Необходимым навыком обладают более трети нашего коллектива. А ведь по задачам, поставленным Министерством архитектуры и строительства, на BIM-технологии проектная отрасль обязана перейти в ближайшие пять лет.
— Все говорят о цифровизации, о том, что нужно внедрять передовые технологии в строительную отрасль, но никто не говорит, как это сделать, — подытоживает директор «Нефтехимпроекта». — Если бы все было так просто и не требовало никаких усилий, то, наверное, все проектные институты это сделали бы. Встав на столь непростой путь, мы понимаем, что предстоит тяжелая работа, бесконечное планирование и полная самоотдача всех участников процесса. Но мы уверены в успехе.
ФОТО ГП «Белоруснефть-Нефтехимпроект», Екатерина Блашко