Поиск

Поток

ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ

31 Июля 2019
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора

Установка замедленного коксования ОАО «Нафтан» считается самым высоким технологическим объектом в Беларуси — 113 м, а с учетом фундамента залегания — почти 140 м. Генеральный подрядчик строительства — ОАО «Нефтезаводмонтаж». О том, почему УЗК называют сокровищницей инженерных решений, что специалистам-высотникам давалось труднее всего и для какого спутникового телеканала готовился сюжет об уникальных строительно-монтажных работах, — в нашем интервью с генеральным директором ОАО «НЗМ» Александром ЯЛОВИКОМ.

 

Александр Яловик
Александр Яловик

 

— Александр Петрович, когда специалисты ОАО «Нефтезаводмонтаж» впервые ступили на площадку «Нафтана»?

— Наше предприятие — тогда Новополоцкое монтажное управление треста «Нефтезаводмонтаж» Министерства монтажных и специальных работ СССР — изначально создавалось для строительства комплекса промышленных предприятий нефтехимии, в первую очередь нефтеперерабатывающего завода в Новополоцке. Первая бригада высадилась на его стройплощадку в 1959 году. Впоследствии наша организация участвовала в строительстве не только «Нафтана», но химического комбината «Полимир», завода «Стекловолокно», нефтепровода «Дружба», Мозырского НПЗ и других промышленных предприятий.  

— Какие самые значимые объекты построил и реконструировал коллектив вашего предприятия за это время?

— Если говорить о «Нафтане», то за 60 лет сотрудничества мы были задействованы в возведении практически всех технологических установок, включая «полимировские». Поэтому можно сказать, что во всех значимых объектах нефтеперерабатывающего завода есть наш вклад. За последние 15 лет первым масштабным проектом стало строительство комплекса гидрокрекинга (2002 — 2004 гг.). Нам тогда впервые пришлось работать по международным стандартам ASME. При строительстве комплекса было введено 5 технологических установок. В 2012 году мы работали на вакуумном блоке установки «Висбрекинг». Его строительство позволило организовать углубленную переработку нефти на «Нафтане» путем переработки всего кубового остатка (сырья) из висбрекинга/термокрекинга с последующим получением вакуумных дистиллятов. Их используют в качестве сырья на установках термокрекинга и гидрокрекинга. Ввод этого объекта был включен в Реестр высокотехнологичных производств и предприятий Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь. Также участвовали в реконструкции установки «Таторей». В позапрошлом году мы ввели установку первичной переработки нефти АТ-8, в прошлом — «Гидроочистку №2».

Сегодня перед ОАО «НЗМ» как генеральным подрядчиком стоит главная задача — в этом году завершить комплекс строительно-монтажных работ на установке замедленного коксования (УЗК), чтобы не препятствовать началу пусконаладочных операций. Для этого и нам, и нашим субподрядчикам необходимо приложить максимум усилий. Основная сложность в том, что все работы идут параллельно: и проектирование, и поставка оборудования, и СМР. Работаем фактически с колес. Но задачу мы отлично понимаем и стремимся к ее безусловному выполнению.

— Когда вы стали генподрядчиком на этом объекте?

— В 2013 году.

— Какие уникальные виды работ довелось выполнять за это время на нафтановской стройплощадке?

— Головную установку комплекса замедленного коксования называют сокровищницей эксклюзивных инженерных решений. Многие монтажные операции не имеют аналогов в истории отечественного спецстроя.

Взять хотя бы монтаж коксовых барабанов. На одну только подготовку производства работ ушло 2 года. Наши специалисты рассматривали различные варианты монтажа, изучали, как в других странах мира применяют сверхмощную грузоподъемную технику, подыскивали потенциальных подрядчиков. После согласования проекта с «Нафтаном» мы объявили тендер, который выиграла нидерландская компания Mammoet.

Совместно мы привлекли для работ краны, которых в мире всего единицы. В марте 2017 года, когда на объекте начался монтаж крупногабаритного крупнотоннажного технологического оборудования, на площадке встретились настоящие исполины — Mammoet на гусеничном ходу грузоподъемностью 1600 т и автокран Liebherr LTM 1750 (собственность «Нафтана») на автомобильном шасси, способный поднять 750 т. Им предстояло смонтировать две коксовые камеры весом свыше 450 т каждая и диаметром более 8 м. Кранами-многотонниками мы устанавливали эти барабаны на 50-метровый постамент, чему предшествовал сбор крупных блоков и тяжеленных металлоконструкций на земле для самой коксовой этажерки. Ее высота превысила 100 метров. Но габаритность составных частей нас не пугала. Предстоял высотный монтаж — на отметках в несколько десятков метров нужно синхронно совмещать до 400-500 крепежных отверстий. Для завершающей операции — монтажа каркаса системы гидрорезки кокса — долго «ловили» нужные природные условия: для безопасного подъема конструкции на большую высоту требуется только безветренная погода. Справились!

Установка замедленного коксования
Ежедневно на стройплощадке УЗК трудятся около 650 человек

— Сколько специалистов сейчас трудится на площадке УЗК?

— Ежедневно — около 650 человек.  

— Каких специалистов вам не хватает или своими силами «закрываете» все виды работ?

— Проблемы со специалистами есть: квалифицированная рабочая сила в дефиците. Если бы работу по строительству УЗК можно было бы распределить и выполнять последовательно, то мы бы, наверное, обошлись тем трудовым ресурсом, которым сами располагаем. Но, как я говорил, все работы ведутся параллельно. Поэтому сегодня нам нужны высокопрофессиональные сварщики, монтажники, для выполнения общестроительных работ мы привлекаем на субподряд белорусские строительные организации.

— Где вы обучаете кадры для выполнения уникальных видов работ?

— Мы учимся всегда, несмотря на то, что кадры ОАО «Нефтезаводмонтаж» обладают высокой квалификацией. Я очень благодарен им за ту работу, которую они виртуозно выполняют. Тем не менее, мы стремимся идти в ногу со временем: ездим на курсы и семинары, учимся, посещаем выставки. Бесценный опыт нам дала совместная работа с компанией Mammoet. Многое мы постигаем на строительной площадке. Например, когда мы готовились к высокоточной сборке крупно-модульных блоков — коксовых барабанов, то предлагали многим белорусским организациям взяться за контроль этой сборки. Никто не согласился.  В итоге мы все делали сами. И, как показало время, — успешно.

— Поделитесь, пожалуйста, интересными фактами о строительстве УЗК.

— В 2013 году эта стройплощадка начиналась с огромного котлована, из которого мы вырыли 260 тыс. кубов грунта. Потом мы его уплотнили — завезли столько же песчано-гравийной смеси. На свайном поле глубиной заложения 18 м мы работали с буронабивными сваями диаметром от 300 мм до 1,2 м. Тогда же впервые применили ультразвуковой метод кросс-холд. В каждую буронабивную сваю — а их было больше тысячи — на всю длину вставлялась трубка диаметром 50 мм. В трубку устанавливали специальный прибор, который делал «УЗИ» на сплошность бетона, целостность арматуры и т.д. Ведь для обеспечения качества выполнения работ необходимо производить контроль на всех этапах — как в процессе устройства буронабивных свай, так и по его завершении.

Постамент для установки замедленного коксования — тоже отдельная тема. Для его устройства специалисты НИПТИС имени Атаева разработали самоуплотняющийся бетон, который отличает беспрецедентная густота армирования. Такой не применяется даже на Белорусской АЭС.

Если в целом перевести строительство УЗК в цифры, то можно сказать, что она занимает площадь около 60 тыс. м2, несет в себе 7 тыс. т металлоконструкций и 50 тыс. кубометров бетона.  

 

монтаж каркаса системы гидрорезки кокса

Для монтажа каркаса системы гидрорезки кокса "ловили" нужные природные условия: для безопасного подъема конструкции на большую высоту требуется безветренная погода

 

— Какой этап работы на объектах комплекса замедленного коксования вы бы назвали самым сложным?

— Однозначно сказать трудно, потому что этот инвестиционный проект «Нафтана» — самый масштабный за всю историю предприятия. Комплекс замедленного коксования объединяет цепочку из пяти установок, интегрированных в технологическую схему нефтеперерабатывающего завода. За время работы по их строительству не раз применялись уникальные инженерные решения, использовалось уникальное оборудование, была задействована лучшая техника. Этот проект важен не только для самого «Нафтана», но и для всей страны. На ОАО «НЗМ» лежит огромная ответственность, в то же время для нас это почетная миссия. Каждый год был по-своему сложным — и когда только начинали, и когда сдавали в эксплуатацию первый объект. Но труднее всего, пожалуй, сейчас, когда финиш уже виден. Работы впереди еще много, выполнять ее надо в сжатые сроки, привлекать дополнительные ресурсы, чтобы в 2020 году «Нафтан» смог выйти на проектную мощность. Но настрой у нас боевой. Мы говорим так: «Никто, кроме нас!».

— Это правда, что сюжет о работах по строительству УЗК отправлен на телеканал «Дискавери»?

— Компания Mammoet работает по всему миру. Она имеет договор с «Дискавери» о предоставлении информации и видеосъемок наиболее ярких и зрелищных работ. Такую съемку вели и во время монтажа коксовых барабанов. 

— Знаю, что ваш портфель заказов никогда не пустует. Но приоритет вы всегда будете отдавать «Нафтану»?

— Естественно. Это наш кормилец.

— Чем ОАО «НЗМ» планирует заняться по завершении глобальной модернизации «Нафтана»? Будете задействованы только на ремонтах?

— Я уже задавал этот вопрос «Нафтану». Наш уважаемый заказчик обнадежил, что без работы мы не останемся. Рассчитываем на то, что, выполнив свою задачу в рамках нынешней программы инвестиционного развития ОАО «Нафтана», в будущем будем так же успешно выполнять и другие. Мы мобильные, готовы к любым трудностям. Если «Нафтан» будет заинтересован в наших услугах, мы всегда рады прийти к нему на помощь.

 

 ФОТО предоставлены ОАО «Нефтезаводмонтаж»

 

Нафтан УЗК Нефтезаводмонтаж Александр Яловик
31 Июля 2019
4551
Рейтинг: 4