Занимается ли ОАО «Гомельский химический завод» перевозкой грузов и пассажиров, арендой спецтехники, ремонтом грузовых и легковых автомобилей? Нет!
Эту работу выполняет унитарное предприятие, созданное на базе автотранспортного цеха завода в 2015 году. На вопросы о том, насколько успешно оно развивается, отвечает директор ТУП «Химтранс» Александр ЦВИКЕВИЧ.
— Александр Владимирович, что удалось организовать в условиях аутсорсинга?
— Мы постарались охватить все сферы транспортно-экспедиционных услуг для ОАО «Гомельский химический завод», ремонт и техническое обслуживание автомобилей, а также работы по благоустройству территории. Для расширения возможностей нашего предприятия приобретались новые виды оборудования и техники. Если на момент реорганизации для выполнения международных перевозок имелся лишь один автомобиль, то сегодня — пять. Это седельные тягачи с полуприцепами и бортовые автомобили с прицепами. В механизированной колонне вдвое выросло количество погрузчиков, увеличилось количество кранов. В связи с изменением технологических процессов погрузочно-разгрузочных работ в ОАО «Гомельский химический завод» мы стали широко применять телескопические погрузчики грузоподъемностью 3,5—4,5 тонны для перевозки биг-бегов на внутризаводской территории. Также увеличилось количество фронтальных погрузчиков АМКОДОР, используемых для технологических операций на заводе. Был приобретен крановый строительный подъемник, что позволяет оперативно выполнять работы и краном, и автовышкой.
В 2016 году на базе нашего предприятия открылась СТО. Сначала оборудовали два подъемника, потом расширили спектр обслуживания: ввели третий подъемник, открыли участок по ремонту топливной аппаратуры, шиномонтажный участок. Выручка за услуги СТО за пять лет увеличилась в 15 раз.
В условиях аутсорсинга персонал стал более компетентным, документооборот привели в соответствие со спецификой предприятия — раньше документация велась, как правило, на основе требований к нефтехимическим организациям. Важно и то, что количество уровней управления уменьшилось.
— Расширение возможностей предприятия потребовало соответствующей квалификации кадров. Как справились с этой задачей?
— Мы занялись обучением специалистов, в основном крановщиков, водителей погрузчиков, водителей-международников. Кстати, подготовка мастера СТО по ремонту топливной аппаратуры системы common rail проходила в России, непосредственно на предприятии — изготовителе соответствующего оборудования. Кроме того, каждый работник, принимаемый в ТУП «Химтранс», проходит двухступенчатое собеседование, по результатам которого комиссия решает вопрос о приеме соискателя или отказе. В любом случае претендент должен иметь несколько смежных специальностей либо быть первоклассным специалистом в своей сфере.
Большое внимание уделяется переподготовке кадров на требуемые или перспективные профессии. Поэтому сотрудники имеют квалификацию по двум-четырем смежным специальностям. Уникальность наших работников в их универсальности, что позволяет рационально использовать многопрофильную технику и доводить коэффициент нахождения водителей и машинистов в наряде до 94%.
У нас практически нет текучести кадров, так как зарплата в «Химтрансе» выше средней по городу, а средний возраст работников — около 43 лет. При выходе на аутсорсинг автомобильная и механизированная колонны, ремонтный участок и участок по благоустройству объединяли 129 работников, а сегодня за счет увеличения штатной численности производственного персонала в нашей организации трудятся 156 человек.
— За счет чего поддерживается конкурентоспособность предприятия в нынешнее время? В чем преимущество ТУП «Химтранс»?
— При планировании работы на рынке услуг по ремонту автомобилей упор был сделан на ремонт топливной аппаратуры системы common rail. После приобретения в 2018 году комплекта оборудования и инструментов можно с гордостью утверждать, что в Гомельской области «Химтранс» — один из лидеров в этой сфере.
Напомню, что во время пика пандемии коронавирусной инфекции наши водители и транспорт участвовали в доставке кислорода в три центральные районные больницы: Хойникскую, Лоевскую и Брагинскую. Около двух месяцев перевозки велись в круглосуточном режиме. В настоящее время «Химтранс» продолжает привозить в учреждения здравоохранения кислород, хотя и в меньших объемах.
Однако наш основной заказчик — учредитель, так как используемый на заводе технологический транспорт, в том числе БелАЗы, бульдозеры, погрузчики, дает более трех четвертей выручки. А вот по количественному соотношению свыше 70% составляют физические лица — клиенты СТО. За девять месяцев текущего года на станции выполнено почти 600 заказов. Остальные партнеры — строительные организации Гомеля и области (дорожно-строительная техника), специализированная организация по захоронению объектов на территории, пострадавшей от катастрофы на Чернобыльской АЭС (демонтажные работы при помощи экскаватора с гидромолотом), а также грузоотправители и грузополучатели.
«Химтранс» уникален тем, что использует автомобили БелАЗ для технологических перевозок при формировании отвалов фосфогипса, а также для транспортировки сырья. Дорожные условия на отвалах сильно зависят от погоды и сезонных колебаний температуры. Поскольку перевозки ведутся круглосуточно, управление ими требует практически ручного режима.
— Расскажите о планах.
— Мы видим хороший потенциал у электротранспорта. На нашем предприятии в течение двух лет используется электромобиль KIA e-SOUL, купленный на аукционе за рубежом в 2020 году. Опыт его эксплуатации показал положительные результаты, поэтому в планы на ближайшую перспективу входят закупка еще двух электромобилей для городских пассажирских перевозок и развитие соответствующей сервисной инфраструктуры. Мы намерены приобрести электрокары в Китае. Но одним из важных технических условий считаем возможность быстрой зарядки. У нас есть станция медленной зарядки производства ОАО «Витязь», однако ее мощности будет недостаточно. Придется решать и эту проблему. При эксплуатации уже трех «электричек» необходимо будет более углубленно подойти к вопросам их содержания. Если техобслуживанием электрокаров мы уже готовы заниматься самостоятельно, то в электрике предстоит многому научиться.
ФОТО предоставлены ТУП «Химтранс»