Поиск

Поток

ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР

23 Марта 2020
Светлана Сабило

Светлана Сабило

Обозреватель

Качественную продукцию выпускают крупные предприятия нефтехимического комплекса страны и перешедшие на аутсорсинг бывшие структурные подразделения отраслевых лидеров. За четыре года самостоятельной деятельности УП «АзотХимФортис» смогло наладить выпуск продукции под собственным брендом, внедрить систему менеджмента качества и получить сертификат соответствия СТБ ISO 9001-2015, а также сертификаты соответствия ЕС и ЕАС на средства индивидуальной защиты от падения с высоты. В начале этого года охлаждающая низкозамерзающая жидкость — антифриз «Fortis Antifreeze G12 минус 35» класс «Премиум» — признана лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» 2019 года.

 директор УП «АзотХимФортис» Андрей КЛИМОВЕЦ

О производстве антифриза и особенностях его использования рассказывает директор УП «АзотХимФортис» Андрей КЛИМОВЕЦ.

 

ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР

— Мы гордимся победой в этом престижном конкурсе, который проводит Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь. Наш антифриз удостоен лауреатского звания в номинации «Промышленные товары для населения и изделия народных промыслов». Оценивались все аспекты нашей деятельности, влияющие на качество продукции, — производственно-технологические, товарно-финансовые, нормативно-метрологические, информационно-рекламные, а также энергосбережение и безопасность.

 

— Сколько лет на рынке ваша продукция, получившая признание на конкурсе Госстандарта?

— Дело в том, что ОАО «Гродно Азот» не выпускало линейку антифризов класса G12, предназначенных для современных автомобилей, — карбоксилатный антифриз. Мы его разработали сами четыре года назад в ходе реализации нашего амбициозного проекта. Основное сырье для антифриза — моноэтиленгликоль, вода и плюс импортные карбоксилатные присадки, которые защищают элементы двигателя от коррозии, накипи, перегрева, кавитации и т.д.

— Бытует мнение, что антифриз может сделать чуть ли не каждый второй, главное — иметь необходимые ингредиенты…

— Смешать компоненты может каждый второй. А вот получить качественную продукцию? Это долгий путь… Чтобы получить новый антифриз G12, мы разработали собственную рецептуру — подобрали соотношение компонентов и провели ряд испытаний, в том числе длительные на коррозионное воздействие на металлы. И у нас получилось! Наш антифриз успешно прошел все испытания на соответствие требованиям, предъявляемым к охлаждающим низкозамерзающим жидкостям. А в 2018 году состоялись лабораторные исследования и стендовые испытания нашего антифриза в российском ПАО «Автодизель». В результате в мае 2018 года «Fortis antifreeze G12 минус 40» получил допуск на использование в системе охлаждения двигателей Ярославского моторного завода.

Так что победа в конкурсе Госстандарта была ожидаемой. Мы уверены в качестве выпускаемого продукта. Оно полностью соответствует требованиям технической нормативной документации и информации, указанной для потребителя на этикетке. Стоит отдать должное потребителям: они высоко оценили качество нашего антифриза. Дело в том, что при подведении окончательных итогов республиканская конкурсная комиссия учитывала отзывы потребителей, поступившие в отношении организаций, а также качества их продукции и услуг.

Сегодня наше предприятие выпускает новую линейку антифризов G12++ и G13. Это еще один этап в развитии производства и довольно серьезный шаг в конкурентную среду на рынке Беларуси. Кстати, мы провели масштабный рестайлинг продукта — поменяли упаковку, сделав ее более удобной. Изменили дизайн этикетки и материал, из которого она изготавливалась, что позволило повысить лояльность потребителей к нашему продукту.

— На внутреннем рынке вашему антифризу приходится конкурировать в том числе с более дешевой и менее качественной продукцией?

цитата

— Сейчас наблюдается такая тенденция: покупатели стараются приобрести самый дешевый товар и не интересуются составом антифриза. А ведь дешевую продукцию обычно делают с минимальным количеством этиленгликоля. Большую часть дешевого антифриза составляют вода с красителем и незначительное количество присадок. Основа обычного антифриза — этиленгликоль и вода. Водный раствор антифриза агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (стали, чугуну, алюминию, меди, латуни, припою), поэтому в него добавляют комплекс присадок — противокоррозионные (ингибиторы), антивспенивающие и стабилизирующие.

Получается сомнительная экономия, ведь использование некачественного антифриза может привести к немалым расходам на ремонт автомобиля. Сэкономил рубль — потерял десять. Мы же качество гарантируем. Оно у нашей охлаждающей жидкости всегда стабильно — собственная лаборатория постоянно контролирует параметры готовой продукции. Кроме того, в состав нашего продукта входят высококачественные импортные присадки, которые мы покупаем у бельгийской компании.

— Расскажите о классификации антифризов. Какое значение имеет цвет охлаждающей низкозамерзающей жидкости? Можно ли смешивать антифризы одного цвета?

Антифризы классифицируют с помощью буквы G и различают по составу антикоррозионных присадок. По физико-механическим показателям охлаждающие низкозамерзающие жидкости отличаются плотностью, температурой кипения и температурой начала кристаллизации. Они бывают минеральные (силикатные), их еще называют традиционными (класс G11). К этому классу также относятся гибридные (класс G11), карбоксилатные (класс G12), лобридные (класс G12++) и экологически чистые (класс G13). В основе антифриза класса G13 — пропиленгликоль, вода и лобридный ингибитор коррозии. Кроме того, сегодня к этому классу относят и составы антифриза из этиленгликоля, дистиллированного глицерина (высокой степени очистки) и лобридного ингибитора коррозии.

Все знают, что антифриз применяют согласно паспорту эксплуатации автомобиля. Однако многие не понимают, что смешивать антифризы различных типов и даже одного типа разных марок нельзя, поскольку взаимодействие содержащихся в них присадок может привести к снижению характеристик охлаждающей жидкости (нарушению функциональности присадки) и уменьшению срока службы антифриза.

Если смешать G11 и G12, то произойдет химическая реакция с выпадением осадка, хлопьев. Система охлаждения засорится, и антифриз потеряет антикоррозионные свойства. В результате хлопья и осадок закупорят систему охлаждения. Смешивать допускается лишь одинаковые по составу и классу антифризы. Причем принадлежность охлаждающих жидкостей к одному классу не гарантирует идентичность состава у разных производителей. Одинаковые по цвету, но разные по классификациям жидкости будут различаться набором присадок.

При покупке антифриза нужно быть внимательными и ориентироваться прежде всего на проверенного изготовителя и класс антифриза.

Таблица «Как правильно выбрать антифриз»

 

Класс G11

Класс G12

Класс G12/G12+

Класс G12++

Антифризы G13

Силикатные

(традиционные)

Гибридные

Карбоксилатные

Лобридные

Этиленгликоль + 20% глицерина (дистиллированного)

пропиленгликоль+ лобридный ингибитор

Технология:

IAT (Inorganic Acid Technology)

Технология:

H-ОАТ 

 (или H-ОАТ-Si)

Технология:

ОАТ

Технология:   

 ОАТ-Si

Технология:

ОАТ-Si

(лобридный ингибитор)

Технология:

ОАТ-Si или

ОАТ-Mo

Присадки- соли неорганических кислот (нитраты, амины, нитриты, бораты, фосфаты, силикаты).

Присадки- соли карбоновых кислот и неорганических кислот (обычно силикаты, нитриты или фосфаты).

Присадки- соли карбоновых органических кислот (карбоксилаты). Не содержат нитратов, фосфатов, аминов, боратов и силикатов.

Присадки содержат -  карбоновые кислоты (соли) с добавлением небольшого количества силикатов (не более 10%)

Присадки - соли карбоновых кислот с добавлением небольшого количества силикатов (не более 10%)

Присадки - соли карбоновых кислот с добавлением небольшого количества силикатов (или молибдатов)

«ТОСОЛ-А40МН», «ANTIFREEZE АМ35»,

«ANTIFREEZE АМ35», ОЖ-40

ANTIFREEZE G11

ANTIFREEZE G12 «Премиум» ANTIFREEZE G12 «Эконом»

«Tedex Antifreeze 35(37) OT LL», ANTIFREEZE G12/G12+  

ANTIFREEZE G12++

ANTIFREEZE G13

-

Срок службы

2 года

 

Срок службы

3-4 года

Срок службы

4-5 лет

Высокий коэффициент теплопередачи

Срок службы

5 лет

Высокий коэффициент теплопередачи

Срок службы 

более 5 лет

дополнительная защита от коррозии алюминиевых сплавов

Срок службы

более 5 лет

дополнительная защита от коррозии алюминиевых сплавов

Срок службы

более 5 лет

 

Цвет жидкости зеленый или синий

Цвет жидкости зеленый или синий

Цвет жидкости розовый или красный

Цвет жидкости розовый или красный

Цвет жидкости ярко-красный или сиреневый цвет.

Цвет жидкости - обычно сиреневый, жёлтый или оранжевый цвет.

Допускается смешивать антифризы одного класса G11 (одного состава)

Допускается смешивать классы G12, G12/G12+, G12/G12+, G13

Принцип действия заключается в образовании тонкой защитной пленки по всей площади двигателя, что приводит к высокому расходу компонентов и снижению срока службы антифриза.

Низкий коэффициент теплопередачи

Неорганические вещества образуют тонкую защитную пленку, карбоксилаты -купируют точку коррозии.

 

Присадка адсорбируется только в очагах коррозии. Минимальный расход активных компонентов. Высокий коэффициент теплопередачи

Силикаты образуют сверхтонкую защитную пленку на металле, а карбоксилты расходуются только в местах коррозии.

Преимущества: применение во всех двигателях автомобилей, продление срока службы элементов системы охлаждения.

Экологически чистые антифризы, ничем не отличающиеся от антифризов класса G12++. Силикаты образуют сверхтонкую защитную пленку на металле, а карбоксилты расходуются только в местах коррозии.

Преимущества: экологически чистые (замена этиленгликоля на глицерин высокой степени чистоты), применение во всех двигателях автомобилей, продление срока службы элементов системы охлаждения.

 

ФОТО УП «АзотХимФортис»

 

 

АзотХимФортис Андрей КЛИМОВЕЦ СТБ ISO 9001-2015 Fortis Antifreeze G12 G13
23 Марта 2020
887
Рейтинг: 4