— На мой взгляд, удалось сделать то, ради чего создавался совет, — приблизить науку к реальному производству.
В заседаниях НТС вместе с нами, работниками ОАО «Белшина», участвуют представители НАН Беларуси, в частности:
Представители концерна «Белнефтехим» — наши постоянные участники.
— Назовите, пожалуйста, наиболее актуальные темы, над которыми работают ученые в рамках НТС.
— Темы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ специфические.
Направлены они на то, чтобы:
Например, Институт механики металлополимерных систем имени В.А. Белого НАН Беларуси для ОАО «Белшина» в 2017 году занимался вопросами армирования дезориентированными короткими волокнами рабочего слоя протектора, анализом температурных зависимостей воздухопроницаемости для серийных гермослоев разных толщины и составов, а также резин гермослоев, модифицированных добавками органоглин.
Использование углеводородных наполнителей позволит увеличить ходимость шин, повысить износостойкость в процессе эксплуатации.
В частности, использование углеводородных наполнителей позволит увеличить ходимость шин, повысить износостойкость в процессе эксплуатации. Эти работы сегодня важны. Мы продолжаем изготавливать сверхкрупногабаритные шины диагональной конструкции. Учитывая, что весь конструктивный, рецептурный потенциал уже максимально используется, мы рассчитываем на эффект от применения нанотехнологий для увеличения ходимости шин.
Много вопросов, актуальных для «Белшины», решаются совместно с Белорусским государственным технологическим университетом. Сотрудничество направлено не только на подготовку специалистов, но и создание производственной отраслевой лаборатории на базе лаборатории БГТУ. Необходимо дооснастить ее недостающим оборудованием. Мы рассчитываем, что это позволит сделать шаг вперед и в рецептурах, и в проведении лабораторных исследований.
Мы можем разработать шину для легкового или грузового автомобиля под любой размер и технические характеристики. Но для этого необходимо знать, какая функциональность у автомобиля, в каких условиях он будет работать, при каких режимах.
Еще один пример работы в рамках НТС — Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси создает для нас программу, предусматривающую все риски на стадии разработки шин. Она необходима для того, чтобы при производстве опытного образца вероятность заложенных требований приближалась как можно ближе к 100%. В 2017 году мы привлекли к участию в заседаниях не только ученых нашей страны, но и специалистов из России — Казанского национального исследовательского технологического университета, который готовит специалистов в т.ч. и для шинной промышленности.
Мы посещали этот университет с ректором БГТУ Игорем Войтовым. Между учебными заведениями заключено соглашение о взаимном сотрудничестве. Надеюсь, после участия представителей Казанского университета в заседании нашего НТС будет еще более тесным. На приглашение к участию в заседании НТС откликнулись и ученые Юго-Западного государственного университета из Курска. С ними достигнута предварительная договоренность об исследовании на молекулярном уровне резин шин.
— В 2018 году НТС продолжит свою работу?
— Обязательно продолжит. И если в этом году мы собирались для обсуждения насущных вопросов раз в квартал, то в 2018-м, возможно, будем встречаться чаще. Мы постараемся привлечь как можно больше специалистов научной сферы. Важно, чтобы наука и производство шли вместе, а не каждый своим путем. Разрыв мешает взаимодействию. Мне хотелось бы поблагодарить специалистов концерна «Белнефтехим» за должное внимание к вопросам, обсуждаемым на заседаниях НТС. Концерн — это наша головная управляющая компания, которая оказывает финансовую, интеллектуальную и административную помощь.
— Сегодня популярна тема производства электромобилей. ОАО «Белшина» могло бы выпускать для них свою продукцию?
— Мы можем разработать шину для легкового или грузового автомобиля под любой размер и технические характеристики. Но для этого необходимо знать, какая функциональность у автомобиля, в каких условиях он будет работать, при каких режимах. Разработка и постановка шины — трудоемкий и сложный процесс, потому что связан с физико-химическими процессами, которые происходят одновременно.
Пока мы имеем только информацию, что электромобиль проходил испытание на нашем полигоне. Мы, в свою очередь, постараемся выйти с инициативой о разработке шины, но все будет зависеть от того, какие технические характеристики необходимы.
— Как вы считаете, хороший был год для ОАО «Белшина»?
— Он был сложный, но позитивный. Отзывы предприятий, в т.ч. ПАО «АвтоВАЗ», ПАО «КАМАЗ», о продукции «Белшины» положительные. Они признают, что наше качество — на уровне прежних поставщиков. Сейчас ОАО «Белшина» постепенно занимает ведущие позиции при поставках своей продукции на эти предприятия.
— Шина года, наверное, СКГШ(сверхкрупногабаритная шина)?
— Действительно, специалистами ОАО «Белшина» проведена большая и сложная работа по изготовлению СКГШ с посадочным диаметром 57 и 63 дюйма. Если производителей легковых шин много и конкуренция среди них жесткая, то сложнейший процесс выпуска СКГШ, освоенный нами, — единственный на постсоветском пространстве.
То, что специалистами нашего предприятия все-таки произведены образцы СКГШ 57 и 63 дюйма и они находятся в эксплуатации, — большой шаг вперед. На мой взгляд, за этими шинами будущее.
Светлана САБИЛО, фото Дарьи ХАЧИРАШВИЛИ