По результатам плодотворного сотрудничества с ОАО «Белшина» и тестирования бобруйских шин команда «МАЗ-СПОРТавто» предложила предприятию рассмотреть возможность создания лимитированной серии продукции, предназначенной специально для спортивных автомобилей. В качестве рабочего названия новых шин пока остановились на Belshina SPORT Limited Edition. В том, что эта продукция будет востребована и поможет МАЗовским капотникам успешно финишировать даже на самых суровых трассах, сомнений нет.
Руководитель спортивной команды Сергей Вязович и ведущий инженер
по испытаниям шин ОАО «Белшина» Борис Кетов
Серийные шины 14.00R20 модели BEL-248, выпущенные на «Белшине», впервые были установлены на спортивный автомобиль и проехали в Астрахани один из этапов чемпионата России по ралли-рейдам в 2018 году, когда команда «МАЗ-СПОРТавто» презентовала грузовик Sport Truck капотной компоновки — представителя четвертого поколения. Шины достойно выдержали условия жесткого бездорожья, ухабов, резких торможений и ускорений, перегрева — и все это на скорости, достигающей 140 км/ч. Позже шины модели BEL-248 периодически испытывали на спортивных автомобилях на различных этапах тестовых заездов и соревнований. Таким образом отрабатывались режимы эксплуатации.
На последнем в 2022 году и решающем для МАЗовцев этапе чемпионата России внедорожной серии «Холмы России», который проходил в Ростовской области, белорусские гонщики тестировали на трех спортивных автомобилях шины 14.00R20 модели BEL-248. «Белшине» как производителю это позволило проанализировать информацию, полученную от всех пилотов экипажей «МАЗ-СПОРТавто».
Организаторы гонок подготовили участникам 6 км скоростной тренировочной дороги. Затем был 15-километровый участок. Но очень напряженной и интересной стала решающая гонка — два круга по 124 км и два круга по 130 км.
Если говорить непосредственно об условиях, в которых соревновались капотники, то это было уже знакомое по прошлогодним гонкам место, где тяжелые от перенасыщения влагой пески наряду с узкими лесными дорогами-лабиринтами, скользкими участками чернозема таят в себе множество опасностей. Даже на фото видно, как спортивные грузовики подлетают на ухабах и приземляются на одно, два или три колеса, как от ударов ветвей деревьев ломаются боковые зеркала и вылетают стекла. Результат этой гонки: из 32 экипажей до финиша добрались только 23, в том числе белорусский. А один автомобиль-мотовездеход стоимостью около 2 млн российских рублей сгорел за считанные минуты, несмотря на профессиональные действия оперативно прибывших пожарных.
На протяжении всей трассы специалисты ОАО «Белшина» оказывали белорусским спортсменам услуги по техническому сопровождению и своевременно давали соответствующие рекомендации по эксплуатации шин, что, безусловно, повлияло на высокий результат МАЗовцев. Для полноты картины необходимо было быстро собирать максимум информации о шинах: измерять и фиксировать различные технические и эксплуатационные показатели, подбирать оптимальное давление для тех или иных условий эксплуатации. Кроме того, после каждого круга этапов соревнований требовалось осматривать шины для выявления дефектов, измерять температуру в различных зонах шин. Так, после одного из заездов была зафиксирована высокая температура задних колесных ободьев (более 160 ⁰С), которая, в свою очередь, передавалась шинам. В результате этого они могли преждевременно выйти из эксплуатации и на следующем этапе, мягко говоря, подвести команду. Благодаря рекомендациям технического специалиста этого удалось избежать.
После финиша и «разбора полетов» руководители и представители команды «МАЗ-СПОРТавто» подчеркнули, что их приятно удивили надежность, прочность и износостойкость бобруйских серийных шин 14.00R20 модели BEL-248, которые уверенно держали дорогу и достойно проявили себя на крутых поворотах, а высокие тяговые свойства протектора позволяли автомобилям, несмотря ни на что, двигаться и маневрировать на глубоком переувлажненном песке, преодолевать броды и грязевые спецучастки. Продукция «Белшины» с честью прошла все испытания в жестких условиях эксплуатации, в то время как различные узлы и агрегаты спортивных автомобилей не выдерживали мощных нагрузок.
По итогам соревнований команда «МАЗ-СПОРТавто» заняла 4-е, 9-е и 10-е места в личном зачете среди грузовиков. Впереди новый спортивный сезон.
Предстоит еще много работы по совершенствованию «обуви» для авто, но мы убеждены в том, что сообща создадим конкурентоспособные спортивные шины, превосходящие по качеству продукцию мировых лидеров.
ТЕКСТ и ФОТО Борис Кетов, ведущий инженер по испытаниям шин ОАО «Белшина»