Тампонажное управление РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» внедрило в производство собственную разработку — станцию контроля цементирования (СКЦ). Проект позволяет снизить затраты предприятия на закупку нового дорогостоящего оборудования.
Первый заместитель начальника — главный инженер Тампонажного управления Дмитрий Климович (слева) и главный технолог Тампонажного управления Юрий Янкович обсуждают преимущества мобильной системы контроля цементирования
Прежняя станция представляет собой автомобиль «Урал», на базе которого размещено оборудование для контролирования процессов цементирования на скважинах. Машина громоздкая, потребляет много топлива. Таких на балансе предприятия три, и все уже выработали свой срок эксплуатации. Менять технику решили путем реализации собственных технических решений. Их авторы — первый заместитель начальника — главный инженер Тампонажного управления Дмитрий Климович, главный технолог Тампонажного управления Юрий Янкович и инженер-электроник цеха крепления скважин Денис Пикас.
Инженер-электроник цеха крепления скважин Тампонажного управления Денис Пикас
Систему контроля управления цементированием собрали на базе промышленного компьютера. Тампонажники укомплектовали его всем необходимым: монитором, клавиатурой, 3G-модемом, блоком питания, радиостанцией, модулем аналогового ввода и другими техническими средствами. Весь комплекс оборудования компактно разместили в отдельном мобильном контейнере, который при необходимости можно перемещать на любом автотранспорте. Программное обеспечение — тоже эксклюзивная разработка специалистов Тампонажного управления.
Когда новая станция была собрана и готова к эксплуатации, встал вопрос о подходящем для ее размещения автомобиле. Чтобы минимизировать стоимость СКЦ, закупили серийный автомобиль «УАЗ-Профи». На него и установили кейс мобильной системы контроля цементирования.
— Станция нашей разработки позволяет в режиме реального времени оперативно собирать данные, отправлять их в систему jet.monitoring и распечатывать графические материалы для заказчика, — рассказал Юрий Янкович. — Благодаря низкому расходу топлива, малым затратам на техническое обслуживание автомобиля и его ремонт использование новой СКЦ позволяет значительно сократить затраты на проведение операций по цементированию. Если сравнить старую классическую станцию на базе грузовика «Урал» и нынешнюю — на внедорожнике «УАЗ», то видна существенная разница в габаритах. Компактные размеры новинки позволяют оптимизировать расстановку техники на месте работ на скважине. При этом «УАЗ-Профи» может еще перевозить и небольшой груз, например необходимые для цементажа химические реагенты, инструменты, дополнительные приборы и даже небольшие цементировочные головки. Кроме того, применение специального оборудования позволяет контролировать цементирование даже в условиях отсутствия внешних электрических сетей.
Весь комплекс специализированного оборудования СКЦ компактно разместился в небольшом мобильном контейнере
Новую станцию уже успешно опробовали на нескольких объектах. С ее использованием реализована схема цементирования с минимальным количеством техники и персонала, что позволяет снизить затраты. На скважине № 5 Бескопыльновского нефтяного месторождения выполнили цементаж эксплуатационного хвостовика. При цементировании использовали три единицы цементировочной спецтехники — УНС-12, ЦТ-25, СКЦ на базе «УАЗ-Профи» и автомобильную цистерну с водой затворения. В работе были задействованы пять мотористов цементировочного агрегата и инженер по креплению скважин. Для сравнения: при стандартной схеме в аналогичном цементаже обычно участвует до восьми единиц техники и двенадцать человек.
ФОТО Вячеслав Суходольский