Поиск

Поток

ВСЕСЕЗОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

17 Сентября 2020
Наталья Нияковская

Наталья Нияковская

Заместитель главного редактора

В 2020 году в ОАО «Белшина» запланировано поставить на производство 29 новых моделей шин, которые отличают оригинальный рисунок протектора и улучшенные эксплуатационные характеристики. Об инвестиционных проектах белорусского производителя автомобильных шин, новинках и планах предприятия — в интервью генерального директора Андрея БУНАКОВА.

генеральный директор ОАО "Белшина" Андрей БУНАКОВ

— Андрей Николаевич, что, по-вашему, должно лежать в основе эффективной системы производства?

— Главное — эффективное управление. А для промыщленного предприятия в первую очередь важны грамотное управление затратами и качеством, а также постоянное совершенствование технологий. Производство — это множество факторов, и ни один из них нельзя сбрасывать со счетов. В то же время система производства должна быть гибкой и вариабельной, чутко реагировать на конъюнктуру рынка и пожелания потребителей той или иной продукции. В этом контексте роль руководителя заключается в умении правильно расставлять акценты и определять показатели эффективности производства, которые укладывались бы в единые бизнес-цели предприятия. В том числе необходимо особое внимание уделять разработке и выпуску новой продукции, работать над повышением производительности труда, оптимизацией затрат, внедрением инновационных технологий и так далее.

— На каком этапе находится сейчас реализация инвестиционного проекта по созданию производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 25—29 дюймов?

цитата

— Цель этого инвестиционного проекта — выпуск автошин для эксплуатации на шарнирно-сочлененных самосвалах, погрузчиках и бульдозерах в карьерах и в смешанном цикле. Годовая проектная мощность — 26 619 шин, проектная мощность 1-й очереди — 16 695 шин.

 

Говорить об экономической эффективности проекта в целом можно будет после ввода в эксплуатацию всего комплекса оборудования. Но уже сейчас мы видим высокую востребованность автошин с посадочным диаметром 25—29 дюймов на мировом рынке и подтверждаем техническую возможность ОАО «Белшина» выпускать дефицитные автошины и наполнять ими рынок. Для удобства реализации проекта он разбит на три пусковые очереди. В рамках проекта также предусмотрен монтаж рентген-установки для контроля качества ЦМК шин с посадочным диаметром 25 и 29 дюймов, а также пресса для вулканизации ЦМК шин 25—29 дюймов.

С июня 2019 года по июнь 2020-го изготовлено 198 ЦМК шин. Принято решение о начале серийного выпуска шин 20.5R25 BEL314 186A2 L3 и 18.00R25 BEL183 185B E-4.

 

Продукция ОАО "Белшина"

 

— Недавно в ОАО «Белшина» поставлены на серийное производство несколько типоразмеров новых шин. В чем их особенности?

цитата

— В ОАО «Белшина» с июня по июль 2020-го успешно поставлены на серийное производство семь типоразмеров шин, в том числе разработанных в рамках реализуемых на предприятии инвестиционных проектов. Остановлюсь на нескольких новинках. 

 

Первая — бескамерная радиальная ЦМК сверхкрупногабаритная шина размера 33.00R51 модели BEL-362. Она предназначена для эксплуатации на карьерных самосвалах БЕЛАЗ грузоподъемностью 120—140 тонн. Сверхглубокий карьерный рисунок протектора блочного типа обеспечивает повышенное сопротивление износу, порезам и сколам, а также высокое сцепление с дорогой и соответствует современному тренду производства шин для карьерных автосамосвалов. Благодаря использованию в каркасе и брекере металлокорда увеличились грузоподъемность шины и ее долговечность при эксплуатации на неусовершенствованных дорогах в горнорудных карьерах, при этом можно рассчитывать на снижение расхода топлива. На протяжении прошлого и в начале этого года шина проходила эксплуатационные испытания в различных условиях в карьерах России, Сербии и Казахстана. После пробега необходимых 60 тысяч километров ОАО «БЕЛАЗ» утвердило акт приемочных испытаний, и шина запущена в серию.

Постановка на производство второго типоразмера шин — 20,5R25 модели BEL-314 — важный шаг для нашего предприятия по расширению ассортимента. Эта продукция, выпускаемая заводом крупногабаритных шин, — первая из списка запланированных к освоению в рамках инвестиционного проекта по созданию на заводе производства ЦМК шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 25—29 дюймов. Разрабатывали шину и пресс-форму для ее вулканизации специалисты управления проектирования и конструирования шин инженерно-технического центра (УПКШ ИТЦ) ОАО «Белшина», а изготовили специалисты нашего механического завода. Модель BEL-314 предназначена для эксплуатации на погрузчиках и бульдозерах. Рисунок протектора выполнен в соответствии с учетом специфики применения шины. Испытания проводились в Бобруйске в ОАО «ФанДОК» на фронтальном погрузчике «Амкодор». Предполагалось, что шина должна наработать не менее одной тысячи моточасов, но в настоящий момент на ее счету уже более 1 300 моточасов, и она продолжает эксплуатироваться.

Также освоена и поставлена на производство крупногабаритная радиальная ЦМК шина 18.00R25 модели BEL-183. Она обладает высокими тяговыми усилиями, обеспечивает комфортность движения, устойчивость и надежность даже в самых экстремальных ситуациях.

Еще одна новинка — грузовая бескамерная шина размера 315/70R22,5 модели BEL-388 с зимним рисунком протектора, которая поставлена на серийное производство на заводе массовых шин. Она предназначена для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах на ведущих осях автотягачей типа МАЗ и грузовых автомобилей аналогичного класса. BEL-388 и пресс-формы, как и в предыдущем случае, разрабатывали профессионалы УПКШ, а изготавливали на мехзаводе.

Все новые шины отличаются современным рисунком протектора, повышенными (по сравнению с шинами диагональной конструкции) техническими характеристиками, индексами грузоподъемности и скорости, а также более высокой топливной экономичностью.

производство "Белшина"

 

— Несколько лет назад на предприятии были разработаны широкопрофильные диагональные шины серии TWIN, которые охватывают сегмент рынка шин для специальной техники — лесной, сельскохозяйственной, снегоуборочной, снегоуплотнительной, транспортной, погрузочной. С точки зрения реализации это успешная продукция? Где и кем она востребована?

— Действительно, на предприятии разработаны и освоены широкопрофильные шины серии TWIN диагональной конструкции для прицепной и другой сельскохозяйственной техники. Они прошли испытания на территории Беларуси и рекомендованы к комплектации отечественной спецтехники. Например, шины серии TWIN производства ОАО «Белшина» идеально подходят для снегоуплотнительной машины «Беларус» МСУ-622, которая задействована в подготовке лыжных трасс на спортивных объектах, в горнолыжных комплексах и зонах отдыха. Шины соответствуют установленным требованиям: уменьшена глубина колеи и обеспечивается низкое удельное давление движителя (машины) на опорную поверхность. Шины этой серии используются в основном для комплектации сельскохозяйственной техники — тракторов, машин и прицепов. Преимущество в том, что снижается удельное давление на грунт — это особенно важно, поскольку сохраняется структура почвы. По заявке ОАО «Гомсельмаш» разработаны и проходят эксплуатационные испытания широкопрофильные шины радиальной конструкции 1050/50R32 и 900/60R32. Их устанавливают на зерноуборочные комбайны и кормоуборочные комплексы для работы на переувлажненных почвах.

цитата

И самое главное. Специалисты ОАО «Белшина» разработали уникальную сельскохозяйственную шину, не имеющую аналогов в мире, — 900/60R26 модели BEL-626. Ее индекс нагрузки 177, категория скорости А6, а рисунок протектора обеспечивает повышенную проходимость, например, кормоуборочных комплексов КВК-800 производства ОАО «Гомсельмаш», работающих на переувлажненных почвах.

 

— В ОАО «Белшина» сильная школа рационализаторов. Какую роль вы отводите им в производственном процессе? Какие самые эффективные разработки последнего времени могли бы назвать?

— Повышенные требования, предъявляемые к качеству выпускаемой продукции, технологии производства, применяемому оборудованию, вызывают необходимость решения множества инженерных задач. Поэтому успех предприятия во многом зависит от активности новаторов. В ОАО «Белшина» трудится немало творческих людей, способных видеть проблему и знающих, как с ней эффективно справиться. Они не только генерируют идеи, но и стремятся получить результат от их воплощения. 

В 2020 году работники ОАО «Белшина» подали 28 заявлений на рационализаторские предложения, 20 из которых используются в производственном процессе. В рационализаторской деятельности приняли участие более 60 рабочих и специалистов. Эффект не заставляет себя ждать. Например, за счет снижения стоимости рецептуры резиновых смесей в текущем году фактическая экономия от использования рацпредложений составила более 155 тысяч рублей! Замечу, что рационализация не только приносит экономию денежных средств, но и позволяет улучшить условия труда и повысить безопасность на рабочих местах, расширить технические возможности оборудования, усовершенствовать программное обеспечение и так далее.

О том, что наши рационализаторы — передовики и в нефтехимической отрасли республики, свидетельствует тот факт, что они традиционно занимают призовые места в конкурсе концерна «Белнефтехим» на лучшее рационализаторское решение. Так, в этом году дипломом третьей степени отмечены сотрудники центральной заводской лаборатории инженерно-технического центра — они разработали новую рецептуру протектора для сельскохозяйственных шин ассортимента завода массовых шин (ЗМШ). Состав резины отвечает техническим и технологическим требованиям, но — что и стало решающим фактором при подведении итогов отраслевого конкурса рацпредложений — существенно дешевле применявшегося раньше. Так, в 2019 году внедрение данной рецептуры позволило предприятию сэкономить около 86 тысяч рублей при закупке сырья.

шины "Белшина"

 

— Варианты разработки новых моделей шин в этом году рассматриваете?

цитата

— Согласно Программе импортозамещения на 2020 год запланировано поставить на производство 29 новых моделей шин. Учитывая перспективы и тенденции современного рынка, специалисты ОАО «Белшина» спроектировали новые шины с всесезонным рисунком протектора Artmotion All Seasons и с рисунком протектора ASTARTA SUV ASYMMETRIC. Новый рисунок протектора шин Artmotion All Seasons обеспечит потребителю эксплуатацию шин как в летний, так и в зимний период, позволив тем самым снизить затраты на обслуживание.

Ассиметричный рисунок протектора ASTARTA SUV ASYMMETRIC — наша нестандартная авторская находка, которая гарантирует интенсивный отвод воды из зоны контакта, уменьшение тормозного пути, снижение риска аквапланирования и другие надежные эксплуатационные характеристики на дорогах. Впервые на предприятии были разработаны новые ЦМК грузовые шины с зимним рисунком протектора, а также новые легкогрузовые шины линейки Bravado и Bravado Spike. Сейчас ведутся работы по увеличению нагрузочных и скоростных характеристик сельскохозяйственных шин для энергонасыщенных тракторов.

 

— Объемы продаж белорусских автомобилей Geely, для комплектации которых ОАО «Белшина» поставляет шины, подтверждают их востребованность. Как вы оцениваете сотрудничество с компанией «Белджи»? Сколько шин отгружено заводу с момента первой поставки? Какие планы?

— Между нашими предприятиями уже сложились долгосрочные деловые отношения, которые обе стороны высоко ценят.

цитата

Первые 740 шин типоразмера 225/65R17 BEL-411 и 700 шин типоразмера 225/60R18 BEL-403, разработанных по заявке СЗАО «Белджи»,
ОАО «Белшина» отгрузило в конце октября 2017 года. За 2018 год мы поставили 34 091 шину, в 2019-м — 83 841, за шесть месяцев 2020-го — 24 386 шин. 

 

Новые типоразмеры шин мы разрабатываем согласно Программе импортозамещения по комплектующим предприятиям Министерства промышленности Республики Беларусь на период 2019—2020 гг. В первую часть документа включены три новые модели шин для СЗАО «Белджи»: во II квартале 2021 года мы должны поставить на производство 215/55R17 BEL-412, в III квартале 2021 года — 225/65R17 BEL-463 и 225/60R18 BEL-465. 

По заявке СЗАО «Белджи» специалисты УПКШ ИТЦ ОАО «Белшина» спроектировали шину 215/55R18 BEL-412 с всесезонным рисунком протектора Artmotion All Seasons, предназначенную для Geely SX-11 и автомобилей аналогичного класса зарубежного производства. Этот продукт отличают улучшенные эксплуатационные характеристики, а благодаря особому рисунку протектора автовладелец сможет ездить на этих шинах как в летний, так и в зимний период, тем самым снижая свои затраты на обслуживание авто. Также, идя навстречу пожеланиям «Белджи», мы спроектировали высококачественные шины 225/65R17 BEL-463 и 225/60R18 BEL-465 с рисунком протектора ASTARTA SUV ASYMMETRIC для Geely NL-3B и автомобилей класса SUV зарубежного производства.
В настоящее время работаем над определением уровня цен на этот ассортимент, чтобы направить соответствующее коммерческое предложение СЗАО «Белджи».

Кроме того, мы запустили в производство новые автошины в зимнем исполнении под технику, выпускаемую «Белджи»: 225/65R17 BEL-517, 225/60R18 BEL-494, 215/60R17 BEL-464, 205/55Р16 BEL-317. Эта продукция реализуется как на внутренний рынок Беларуси, так и за рубеж через дилерскую сеть Geely.

— Основная задача любого предприятия — получение чистой прибыли. Какие меры предпринимает ОАО «Белшина» для обеспечения максимальной величины этого показателя?

— Не скрою: на сегодня финансовое положение ОАО «Белшина» остается сложным. Для повышения эффективности работы предприятия на 2020 год актуализирована программа финансового оздоровления, которая предусматривает реализацию ряда внутренних мероприятий, направленных на снижение затрат на производство и реализацию продукции, сокращение дебиторской задолженности, пополнение оборотных средств. Совокупность принимаемых мер позволит нам получить по итогам года ожидаемый экономический эффект. Кроме того, для стабилизации финансового положения на «Белшине» дополнительно разработали комплекс мероприятий по повышению эффективности.

В настоящее время наша первоочередная задача — максимально возможное увеличение объемов продаж на наиболее премиальные рынки и возврат просроченной дебиторской задолженности, что обеспечит рост эффективности продаж, увеличение абсолютного размера прибыли для финансирования деятельности предприятия.

 

— Снижение себестоимости продукции — важнейший показатель, характеризующий повышение эффективности производства и обеспечивающий рост прибыли. Как на предприятии решают эту задачу?

— Это неотъемлемая часть бизнес-планирования. Разработка, реализация и совершенствование мероприятий по снижению издержек носят постоянный характер. Благодаря этому в 2019 году мы получили экономический эффект в размере 33 095 тысяч рублей, снижение затрат на рубль произведенной продукции за счет внедрения мероприятий к уровню предшествующего года — 3,8%.

цитата

На 2020 год планировалось снижение затрат на общую сумму 22 840 тысяч рублей. Однако данная программа мероприятий уже актуализирована, и теперь ожидаемая сумма снижения себестоимости продукции по итогам года должна составить 25 705 тысяч рублей. Это позволит снизить затраты на один рубль произведенной продукции к уровню 2019 года на 4,4%. За первое полугодие 2020 года от мероприятий по снижению затрат получен экономический эффект 14 267,5 тысячи рублей, снижение затрат на рубль произведенной продукции — 5,2% к уровню затрат 2019-го. 

Для стабилизации финансового положения дополнительно разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности работы до конца 2020 года. Запланирована сумма дополнительного экономического эффекта от мероприятий по снижению затрат в объеме 4 301 тысячи рублей, из которых 1 006 тысяч рублей мы уже сэкономили.

Также утверждены годовые лимиты на содержание всех подразделений предприятия с учетом подходов, сформированных при разработке бизнес-плана на 2020 год. Постоянный контроль и анализ деятельности подразделений в части расходов на содержание позволили снизить затраты по утвержденным лимитам на 690 тысяч рублей к фактическим затратам прошлого года.

 

— Андрей Николаевич, в чем вы видите потенциал ОАО «Белшина»?

— Профессиональные кадры, сильные традиции и современные производственные мощности — вот три основные составляющие успеха промышленного предприятия. Их мы будем развивать и впредь, чтобы достичь намеченных целей. Еще один немаловажный сектор, без которого в шинной промышленности немыслимо движение вперед, — наука и новые разработки, которые должны сопровождать производство. Все вышеперечисленное — это наши уникальные достоинства и ключевые компетенции, и мы ими очень дорожим.

 

ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая

 

 

 

Белшина Андрей БУНАКОВ Новые модели шин Сверхкрупногабаритная шина Шины серии TWIN ASTARTA SUV ASYMMETRIC Белджи
17 Сентября 2020
3671
Рейтинг: 4