Поиск

Поток

БЫСТРО, ВЫГОДНО, БЕЗОПАСНО: новый магистральный трубопровод в ближайшее время соединит ОАО «Нафтан» с нефтебазами в центральном и северном регионе страны

05 Января 2015
Наталья ЛАЗАРЕВА

Наталья ЛАЗАРЕВА

специальный корреспондент
БЫСТРО, ВЫГОДНО, БЕЗОПАСНО: новый магистральный трубопровод в ближайшее время соединит ОАО «Нафтан» с нефтебазами в центральном и северном регионе страны

Новый магистральный трубопровод протяженностью 293 км в ближайшее время соединит ОАО «Нафтан» с нефтебазами объединения РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» в центральном и северном регионе страны.

На два объекта: нефтебазу РУП «Белоруснефть — Минскоблнефтепродукт» в Фаниполе Дзержинского района Минской области и нефтебазу РУП «Белоруснефть — Витебскоблнефтепродукт» Крулевщизненский филиал (Докшицкий район) будет поставляться до 1,45 млн т нефтепродуктов в год.

Обслуживать новый продуктовод будет коллектив ОАО «Полоцктранснефть Дружба». Первым планируют построить трубопровод от Новополоцка до нефтебазы в Крулевщизне. Об этом перспективном инвестпроекте мы попросили рассказать директора ОАО «Полоцктранснефть Дружба» Василия Дроботова.

Василий Дроботов_Полоцктранснефть Дружба

— Почем у было принято решение построить трубопровод для транспортировки нефтепродуктов с ОАО «Нафтан» до нефтебаз?

— Причин тому несколько. Главная — чисто экономическая: доставка нефтепродуктов трубопроводным транспортом сегодня дешевле, чем автомобильным и железнодорожным. Хотя еще недавно было совсем не так. В 60—80-е годы прошлого столетия в Беларуси существовала сеть продуктопроводов, по которым перекачивалось топливо, как в различные регионы Беларуси, так и транзитом в Европу.

карта магистральных нефтепроводов беларусь

Продуктопровод от Полоцка до Минска начали прокладывать в конце 80-х. Он должен был обеспечить нефтепродуктами центральные регионы Беларуси, а в перспективе — продлиться до Европы — в страны СЭВ. Проложили его только до Фаниполя, но заработать на полную мощность он не успел. Перестройка и последующий распад Советского Союза сделали невыгодной поставку топлива трубопроводным транспортом, т. к. железная дорога предлагала тогда более низкие тарифы. Создание единого экономического пространства и унификация Россией и Беларусью железнодорожных тарифов вновь поменяли ситуацию, и поставка трубопроводным транспортом стала выгодной.

— Выгоднее стала недавно, а указанным инвестиционным проектом, насколько мне известно, на вашем предприятии занимаются давно. Вы предвидели эти изменения?

— Предвидели в концерне «Белнефтехим», а мы поддержали. Первыми идею возродить трубопровод «Полоцк—Фаниполь» предложили в РУП «Производственное объединение «Белоруснефть». Они увидели возможные выгоды транспортировки нефтепродуктов по трубопроводу в случае, если тарифы на автомобильный и железнодорожный транспорт продолжат расти. 

Нашему предприятию предложили рассмотреть такую возможность. Мы все рассчитали, взвесили и приступили к подготовке технико-экономического обоснования проекта. В 2013 году ТЭО проекта было представлено на заседании техническо-экономического совета концерна «Белнефтехим», где наши расчеты одобрили. Правда, решено было не восстанавливать старый трубопровод. Слишком долго он находился в режиме ожидания, что привело к сильному износу всех его частей. На техническом состоянии трубы сказались и незаконные врезки третьих лиц. Кроме того, не нужен трубопровод такого большого диаметра — 426 мм. Расчеты показали, что самый оптимальный диаметр — 273 мм.

— Какие еще преимущества, кроме экономической выгоды, у нового магистрального продуктопровода по сравнению с транспортировкой автомобилями и по железной дороге?

— Мгновенная скорость доставки. Сведется к минимуму и экологический риск, т. к. прорыв трубопровода — исключительная редкость по сравнению с авариями, в которые попадает наземный транспорт. Кроме того, используя трубопровод «Унеча—Дисна», можно будет также транспортировать нефтепродукты российского производства.

— Как скоро окупится проект?

— Примерный срок окупаемости — 7 лет. Но это с учетом снижения затрат на строительство.

нефтепровод_прокладка

Так, помимо действующего технического коридора продуктопровода и вспомогательной инфраструктуры, мы предполагаем использовать мощности резервуарного парка нефтепроводов. Кроме этого, вместо 3,5 лет, предусмотренных архитектурным проектом, планируем реализовать проект за два года с момента начала строительства. Именно эти сроки мы и предложим потенциальным подрядчикам.

— То есть проект сейчас находится на стадии поиска подрядчика?

— Да. Мы разработали конкурсную документацию для проведения процедуры подрядных торгов по выбору подрядной организации на выполнение строительно-монтажных работ. Готовится конкурсная документация для проведения процедуры подрядных торгов на выбор инженерной организации для оказания услуг на осуществление комплексного управления строительной деятельностью.

— А какая выгода от нового продуктопровода непосредственно вашему предприятию?

— Чтобы ответить на ваш вопрос, мне придется уйти немного в историю. В связи со строительством Россией собственной Балтийской трубопроводной системы (проекты БТС-1 и БТС-2) прекратились поставки нефти через наши трубопроводы в сторону балтийских стран и портов Балтики. Единственным потребителем нефти, прокачиваемой по трубопроводам ОАО «Полоцктранснефть Дружба», осталось ОАО «Нафтан». Особенно сложным стал для нашего предприятия 2012 год, когда АК «Транснефть» кардинально перераспределила потоки нефти по маршрутам в связи с началом отгрузки через БТС-2. Это привело к резкому существенному снижению выручки нашей организации. Мы сделали все возможное для того, чтобы сократить издержки и увеличить доходы. Тем не менее, чтобы радикально изменить ситуацию, необходимы и более радикальные меры.

карта нефтепровода

Строительство продуктопровода — одно из таких решений. Поскольку до настоящего времени транзит нефти в страны Балтии через Беларусь отсутствует, то настало время для рассмотрения вопроса более эффективного использования имеющихся производственных мощностей, возможно, их перепрофилирование для транспортировки других продуктов или, как альтернатива, приведение мощностей под потребности грузополучателей.

4 декабря этого года исполнилось 50 лет с того времени, как первая нефть по магистральному трубопроводу поступила на Полоцкий нефтеперерабатывающий завод. И на протяжении полувека обеспечение завода углеводородным сырьем осуществлялось бесперебойно и в нужные сроки. Теперь перед нами встает задача организовать транспортировку продуктов нефтепереработки потребителям. Уверен, что накопленный опыт, профессионализм нашего коллектива, имеющаяся материально-техническая база, заложенные многими поколениями дружбинцев, позволят не только реализовать новый проект, но и в дальнейшем обеспечат качественную работу продуктопровода.

Пользуясь случаем, поздравляю коллективы ОАО «Полоцктранснефть Дружба» и ОАО «Нафтан» со своеобразным юбилеем нашей «Дружбы». Надеюсь, что наше дальнейшее сотрудничество будет таким же плодотворным и взаимовыгодным, обеспечит стабильность и благополучие как нашим предприятиям в целом, так и каждому работнику в отдельности.


Подготовила Наталья ЛАЗАРЕВА, фото из архива предприятия

 

05 Января 2015
5154
Рейтинг: 4