— Мы видим, как динамично в мире развиваются цифровые технологии. Наиболее быстро они проникают в нашу личную жизнь, в то же время в отдельных отраслях значительно отстают, а куда-то и вовсе еще не пришли.
Стратегия развития отраслей промышленности Беларуси должна быть неразрывно связана с развитием цифровизации. В противном случае нам останется место на задворках мировой экономики. Поэтому мы должны все цифровые решения предполагать, видеть и планировать с точки зрения внедрения в текущие реальности. Пандемия COVID-19 и последующий локдаун показали, что мы не готовы к подобным вызовам. С другой стороны, частично внедрив «цифру» в жизнь, убедились в ее практичности и действенности.
Мы живем в эпоху цифровизации, и важно сохранять и расширять ее присутствие во всех сферах. Мир начинает жить по законам «цифры», забывая аналоговую модель. И чем быстрее этот переход внедрится в наше сознание, побудит к действию, тем скорее произойдет адаптация к динамике изменений в производстве и реализации продукции.
— Создать digital twin — не проблема. Вопрос в том, что мы пока не имеем возможности проводить верификационные испытания на созданных двойниках. Чтобы решить проблему, уже приобретаются компьютерные программные комплексы для последующего поэтапного внедрения. Полностью отработанная технология цифрового двойника будет распространяться на весь промышленный потенциал Республики Беларусь. Создание цифрового двойника как услугу мы не видим. Его может сделать только разработчик. А вот услугу по внедрению и сопровождению программных комплексов мы планируем развивать через отраслевой институт ЦНИИТУ, являющийся ведущим в распространении цифровых проектов на наших пилотных площадках.
— Прежде чем начать говорить о проблемах, успехах и результатах внедрения ERP-систем на предприятиях, важно понять, что ERP — это термин маркетинговый. ERP — не просто программный продукт, а инструмент для реализации принципов управления предприятием.
Только внедрение элементов ERP-систем не является исчерпывающим. Цифровое производство должно базироваться на интегрированных решениях по управлению жизненным циклом изделия и предприятия. Причем важно обеспечить не только цифровизацию процессов внутри одного предприятия, но и взаимодействие с поставщиками комплектующих, узлов и механизмов, оптимизировав таким образом стоимость и сроки выхода продукции на рынок.
Наши предприятия за последние 10—15 лет активно внедряли решения флагманов цифровой индустрии: «Интермех», «Аскон», «Омегасофтвер», Dassault systemes, PTC, Siemens, Autodesk, SAP, ERP 1C, «Галактика». Однако внедрение элементов ERP, MES, PLM, PDM, MDC/MDA, MDM, CRM проходило зачастую без их полной интеграции в общую информационную структуру предприятия.
В качестве примера построения «цифровой фабрики» можем взять СЗАО «БЕЛДЖИ». На этом предприятии цифровизированы практически все процессы: от планирования производства и управления оборудованием на конвейере до контроля качества и формирования систем сервиса. На предприятиях «БЕЛАЗ», «Атлант» подобные элементы также присутствуют. Но ERP-системы в полном объеме в стране пока нет. Задачи по ее разработке и внедрению не снимались и должны быть реализованы к 2025 году.
— К сожалению, мы значительно отстаем от мировых тенденций. Поэтому задача текущей пятилетки — максимально приблизиться по скорости внедрения цифровых технологий в бизнесе к мировым стандартам.
Сегодня еще возможно реализовать телевизор через магазин, продать трактор в шоу-руме, выиграть тендер в Индии или Чили на поставки карьерных самосвалов. Но завтра телевизор будет продаваться с помощью приходящих OZON-технологий, магазины будут представлять собой выставки. Компаниям необходимо переходить на продажи с помощью интернет-технологий, а это снова «цифра». Например, карьерный самосвал БелАЗ сейчас продается под задачи потребителя на открытых разработках. Но ведь совсем скоро будет востребованным не сам самосвал, а услуга вывоза горной породы. Кто возьмет это на себя, определив оптимальные сроки и услуги-тонны, тот и выиграет тендер.
Мир от диктата производителей пришел к диктату покупателей, и тренды потребления превалируют над трендами производства.
— Это безлюдная технология. Карьерная техника работает в суровых условиях, соответственно, возрастает «стоимость» эксплуатации человека. Отработав концепцию, программные нюансы и алгоритмы работы, мы приходим к внедрению искусственного интеллекта. В последующем его можно будет применить для организации работы метро, железной дороги, сельскохозяйственной техники.
Планируется, что применение безлюдной технологии позволит повысить производительность добычи до 30%, увеличить коэффициент технической готовности за счет уменьшения простоев, экономить на ремонте техники за счет оптимальных режимов ее работы. Кроме того, применение автономного транспорта позволит снизить травматизм при производстве горных работ.
Это шаг по переходу от создания машин к созданию технологии — от добычи породы до транспортировки с минимальной себестоимостью и максимальной экономической выгодой эксплуатации. Аналоги подобных решений существуют в мире, прежде всего в военной области. Но в гражданской сфере технология БелАЗ пока единична. Мы первые в мире. И я уверен, что данное решение сформирует в будущем целую отрасль.
— Согласно прогнозным оценкам к 2025 году количество зарегистрированного легкового электротранспорта возрастет до 12 тысяч единиц, доля городского пассажирского электротранспорта — до 43% от его общего количества.
В части научного обеспечения реализации Комплексной программы развития электротранспорта на 2021—2025 годы решение поставленных задач будет осуществляться в тесном взаимодействии с Национальной академией наук Беларуси, а в создании и развитии зарядной инфраструктуры для электротранспорта — с РУП «Производственное объединение «Белоруснефть».
ОАО «Витязь» совместно с РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» активно работает над созданием сети электрозарядных станций (ЭЗС). Уже освоено производство ЭЗС переменного тока Mode 3 мощностью 7 кВт для бытового использования (настенная) и мощностью 22 кВт для установки на открытых паркингах, а также постоянного тока типа Mode 4 мощностью 60 кВт.
ОАО «Витязь» разрабатывает ЭЗС мощностью 200 кВт и напряжением 1000 В с жидкостным охлаждением коннекторов (CCS Combo 2 и CHAdeMO), которые в IV квартале будут поставлены в «Белоруснефть» для опытно-промышленной эксплуатации.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 апреля 2021 года № 213 утверждена Комплексная программа развития электротранспорта на 2021—2025 годы.
Реализация Комплексной программы предусматривает:
— создание производств грузового, пассажирского, специализированного, легкового и индивидуального электротранспорта, а также его компонентов;
— организацию научного обеспечения, стандартизацию, аттестацию и оценку соответствия электротранспорта (базовых компонентов) для его безопасной эксплуатации на дорогах общего пользования;
— создание зарядной инфраструктуры для электротранспорта на основе общенациональной сети электрозарядных станций;
— формирование комплекса мер по стимулированию развития электротранспорта.
В результате выполнения Комплексной программы Минпром намерен обеспечить подготовку производства и выпуск грузовых электромобилей и электробусов (ОАО «Белкоммунмаш» и ОАО «МАЗ»), новых моделей карьерных самосвалов (ОАО «БЕЛАЗ»), грузового электромобиля-мусоровоза (ОАО «МА3»), льдозаливочной машины (ОАО «МТ3»), асинхронного тягового электродвигателя (ОАО «Могилевлифтмаш») и другой продукции.
— Внедрение пошлин на приобретение не произведенных на территории Единого экономического пространства электрических машин может способствовать развитию собственного производства. И мы к этому готовы.
У нас есть договоренности с компанией Geely по производству автомобилей Geometry С. В рамках выставки TIBO-2021 стартовал предзаказ на Geely Geometry C. Ориентировочная цена — 30 тысяч долларов за версию с запасом хода 550 километров. Первые машины должны поступить клиентам уже в IV квартале текущего года.
Производимые в Минске электробусы обрели устойчивый спрос. Готов прототип электрического грузовика, и к концу года появится первый образец коммерческого электрогрузовичка до 3,5 тонны.
Больше вопросов есть к системе и цене продаж. Поэтому, если вводятся ограничительные меры нетарифного регулирования на территории ЕЭК, надо понимать, что необходимо вводить и меры по стимулированию производства и продаж электрического транспорта.
— Например, покупка электромобиля физическим лицом или индивидуальным предпринимателем должна осуществляться без НДС.
Мы бы хотели, чтобы основные элементы, входящие в стоимость автомобиля, не облагались таможенными пошлинами.
Надо также иметь финансовые инструменты в форме лизинга и кредитования на более льготных условиях, чем при приобретении автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Кроме того, необходимо развивать инфраструктурные льготы для потребителей электротранспорта (освободить от платы за проезд по дорогам, за парковки, от ежегодного налога на владение транспортным средством).
Этот комплекс мер сейчас проходит дополнительное согласование для включения в проект Указа Президента Республики Беларусь по электротранспорту. Мы также предложили ввести норму, предусматривающую инвестиционный вычет для юридических лиц, которые будут эксплуатировать электробусы или электрогрузовики.
— Базовые принципы импортозамещения, как и прежде, превалируют в наших взаимоотношениях. Особенно это проявилось в период ограничений, вызванных пандемией COVID-19. Возможности поднять планку качества продукции до необходимого предприятиям Минпрома уровня есть у всех белорусских производителей нефтехимической отрасли. Наверное, единственным минусом остается скорость происходящих изменений во взаимоотношениях.
Продукция ОАО «Лакокраска» широко и успешно используется на конвейерах. Но есть товарные позиции, которые мы применяем в составе наборов химии, а белорусские производители их выпускать не могут. В этом случае мы предлагаем организовать совместное с зарубежными партнерами производство требуемой продукции.
Сегодня не стоит задача купить, допустим, краску для трактора. Цель — приобрести технологию для нанесения покрытия с определенными параметрами. Подготовка поверхности, подбор материала, удаление фосфатов, нанесение ЛКМ — составляющие технологии, которая должна еще и вписываться в имеющееся у нас оборудование. И в цифровом производстве мы предоставляем потребителю готовое решение — определенный цвет с гарантированным качеством покрытия, сохраняющим свои свойства в течение определенного времени. Покупается такая технология исходя из расчета на квадратный дециметр поверхности. Для этого и нужен цифровой двойник.
— Задача в том, чтобы попытаться достичь необходимого темпа внедрения инноваций в ближайшие 4—5 лет. В такой ситуации мы лишь запрыгнем в последний вагон уходящего поезда. Пандемия только ускорила ход событий.
Сейчас необходимо оцифровать административные процедуры настолько, чтобы можно было выполнять свои функции не выходя из дома. Самая высокая цена — у времени. И к намеченному сроку — 2025 году — надо прийти во всеоружии.
Торговые войны выигрывают те, кто может предложить рынку уникальный продукт. Что это будет — новые товар или концепция — для каждой отрасли индивидуально. А политика санкций, ограничений, отключений лишь стимулирует нас быстрее реагировать на вызовы.
Тренд общеизвестен: цифровое правительство — цифровая фабрика — цифровые отношения — цифровое потребление. И с появлением первого звена возникнет понимание нашей готовности к старту в следующую пятилетку.
ФОТО Игорь Рубан, Виктория Анискевич-Клопоцкая, предоставлены Министерством промышленности и пресс-службой МТЗ