Форум для белорусского бизнес-сообщества «Лига экспорта», впервые организованный Национальным центром маркетинга и конъюнктуры цен, позволил по-новому взглянуть на экспортный потенциал и возможности отечественных производителей, а также оценить их готовность быстро перестраиваться. Как подчеркнул первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Николай Снопков, «попытки сдержать нашу активность на внешних рынках бесперспективны, желание бизнеса развиваться и продавать сильнее». Участие в форуме приняли представители концерна «Белнефтехим», Мозырского НПЗ и «Белоруснефти».
Беларусь поставляет продукцию в 161 страну, заявил Николай Снопков. География экспорта непрерывно расширяется и охватывает сегодня регионы Евразийского экономического союза, СНГ, Китая, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки.
— Потенциал огромный, — отметил Николай Снопков. — Если мы говорим о том, что рынки Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки для нас новые, то это конечно, плохо: слишком мы привыкли комфортно себя чувствовать, когда рядом большой сосед с большим потреблением, когда рядом с ним работать легко, просто. Поэтому надо обращать внимание на другие перспективные рынки и ниши — они открыты.
Первый вице-премьер акцентировал внимание на том, что сегодня необходимо всем объединиться и вместе работать над решением задач по продвижению на внешние рынки и наращиванию экспорта.
О том, что растет спрос на белорусскую продукцию машиностроения, и сегодня решается вопрос о наращивании отечественных производственных мощностей, сообщил заместитель министра иностранных дел Игорь Назарук.
— Экономика прирастает, что подтверждает официальная статистика, — констатировал он.
«Лига экспорта» была ориентирована как на представителей малого и среднего бизнеса, делающих первые шаги в выходе на зарубежные рынки, так и на крупные организации, заинтересованные в получении информации о последних тенденциях актуальной внешнеэкономической повестки.
— У каждого института поддержки экспорта существует своя специфика. Есть практическая потребность в том, чтобы экспортеры четко понимали, кто и чем занимается. Поэтому наши спикеры представят весь свой инструментарий и функционал, и это, надеюсь, поможет организациям, ориентированным на работу с внешними рынками, — отметил директор НЦМиКЦ Николай Борисевич. — Мы должны помогать и слышать друг друга.
Сергей Каморников, заместитель генерального директора РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»:
— Оцениваю форум как, безусловно, полезное и информативное мероприятие государственного масштаба. Однако, на мой взгляд, оно больше рассчитано на предприятия, которые делают первые шаги на внешних рынках и не совсем понимают, как, с чего начинать эту работу. Но ни «Белоруснефть», ни другие нефтехимические предприятия нельзя назвать новичками в этой сфере. Практически все инструменты, которые обсуждались на форуме, нам знакомы и применяются на практике — это и электронная торговля, и выставки, и бизнес-форумы. В то же время лично мне на «Лиге экспорта» понравились секции, посвященные маркетингу и бизнес-стратегиям работы на внешних рынках. Кроме того, было полезно услышать о развитии и новых инструментах работы Белорусской универсальной товарной биржи.
В целом на секционных заседаниях форума поднимались проблемы и пути их решения в сфере таможенного управления, логистики, финансирования экспортных сделок, электронной торговли, маркетинга и выставочной деятельности.
(Подробности — в ближайшем номере «Вестника Белнефтехима»).
ФОТО Елизавета Лукашун