Это ученый — выходец из России Алексей Екимов и его коллеги из США — Мунги Бавенди и Луи Брус. Нобелевская премия присуждена им за открытие и синтез квантовых точек.
Квантовые точки, ставшие триумфаторами года, представляют собой наночастицы, которые настолько малы, что их размер определяет их свойства, говорится в релизе на сайте Нобелевского комитета. Их используют в производстве светодиодных ламп, компьютерных мониторов и QLED-телевизоров, а биохимики и врачи используют их для картирования биологических тканей.
Физики давно знали, что в наночастицах могут возникать квантовые эффекты, зависящие от размера, но не могли это доказать. Однако в 1980-х годах Алексею Екимову удалось создать размерно-зависимые квантовые эффекты в цветном стекле. «Цвет исходил от наночастиц хлорида меди, и Екимов продемонстрировал, что размер частиц влияет на цвет стекла посредством квантовых эффектов», — поясняют в Нобелевском комитете.
Несколько лет спустя Луи Брюс первым в мире доказал размерно-зависимые квантовые эффекты в частицах, свободно плавающих в жидкости, а в 1993 году Мунги Бавенди «совершил революцию в химическом производстве квантовых точек, получив практически идеальные частицы», которые можно было использовать в прикладных задачах.
Награждение лауреатов состоится в день смерти основателя премии Альфреда Нобеля — 10 декабря. В Стокгольме награды в пяти номинациях вручит король Швеции, в Осло премию мира будет вручать председатель Норвежского нобелевского комитета в присутствии короля Норвегии. Лауреаты получат диплом, медаль из 18-каратного золота и денежную премию, которая в этом году равна 11 млн шведских крон (около 989 тысяч долларов).
Справка. Нобелевская премия по химии присуждается с 1901 года. Первым ее лауреатом стал Якоб Хендрик Вант-Гофф из Нидерландов за открытие законов химической динамики и осмотического давления в растворах. До 2023 года единственным химиком из СССР и России, ставшим ее лауреатом, был Николай Семенов — в 1956 году ему присудили награду за разработку теории цепных реакций. В прошлом году Нобелевскую премию по химии присудили американке Каролин Бертоцци, датчанину Мортену Мелдалу и американцу Барри Шарплессу. Они были удостоены награды за работы по развитию «клик-химии» и биоортогональной химии.