— Хотите более дешевое топливо для автотранспорта? Мы вам его из-под земли достанем! Подтверждения реалистичности глубокого словосочетания компания «Белоруснефть» продемонстрировала прессе. На заманчивое приглашение откликнулись журналисты популярных изданий, сайтов и телекомпаний. В назначенный день и час все собрались в Гомеле. Пресс-тур стартовал от офиса компании на улице Рогачёвской. Чуть позже один из корреспондентов назвал эту многогранную познавательную поездку «Газ-алмаз». В этой рифме оказалось больше меткости, чем в сочетании драгоценного камня с органом зрения. И в газе, о котором пойдет речь, и в алмазе содержится углерод, а с ним и сопоставимая ценность.
ДАЮ УСТАНОВКУ!
Караван журналистов меньше чем за час доехал из областного центра до тихой промзоны в Речицком районе. В стороне от населенных пунктов происходит парадоксальный процесс. Полезные ископаемые в одном месте разделяют на важные составляющие, чтобы потом вновь соединить исходные атомы и молекулы, но уже в сотнях точек по всей Беларуси.
Начнем по порядку. Добытое из отечественных скважин сырье из глубокого прошлого поступает в настоящее. Реальность называется «Установка подготовки нефти цеха подготовки перекачки нефти нефтегазодобывающего управления «Речицанефть» РУП «Производственное объединение «Белоруснефть». Слов в полном названии этого комплекса емкостей, установок и труб почти в три раза больше, чем людей в сменах, контролирующих процесс разделения. Бригады из шести человек поочередно круглосуточно следят за тем, как вся добыча нефтяников — «подземный коктейль» — распадается на три составляющих его ингредиента — воду, нефть и газ. После поступления единым потоком и прохождения трех этапов разделения полезные компоненты продолжают путь по трубам разного цвета: газ движется по желтым, нефть по коричневым, вода по зеленым. Н20 возвращается в скважины и заполняет образовавшиеся в ходе добычи подземные полости. О судьбе черного золота мы часто рассказываем в «Вестнике Белнефтехима». Сегодня же в центре внимания — «газ-алмаз». У «Белоруснефти» высокие требования к процессу — деление происходит без остатка.
— Здесь мы получаем сырье, которое называется широкой фракцией легких углеводородов. Оно потом поставляется на Белорусский газоперерабатывающий завод, — начальник НГДУ «Речицанефть» Сергей Ласица показал гостям разделяющую установку и рассказал о ее возможностях. — В нормальных условиях это жидкость. Но за счет массообмена (то есть нефть поступает сверху, отбензиненный газ — снизу) происходит разделение капельной жидкости, газовые вещества уносятся по трубе к компрессорной установке и дальше на БГПЗ. Эта колонна выдает в год дополнительно 30 тысяч тонн ценнейшего сырья — ШФЛУ.
Установка подготовки нефти оборудована по последнему слову техники. Существует виртуальное отражение всех этапов процесса. Однако наблюдением за мониторами нагрузка смены из шести человек не ограничивается. Большая редкость, когда они на работе собираются вместе. Их круглосуточный труд — лишь один из этапов, предваряющих нажатие водителем на педаль газа. Одноименные вещества покидают установку и около пяти километров движутся по желтой трубе на БГПЗ.
К слову, БГПЗ двумя потоками принимает попутный нефтяной газ (ПНГ). Ориентировочно в объемных единицах на 55% он состоит из метана, 15% — этана, 17% — пропана, 10% — бутаны, 3% — из более тяжелых углеводородов.
АЛЬТЕРНАТИВА
Массовый перевод транспорта на газовое топливо в середине прошлого века начали из-за экологии. Потом позитивную альтернативу бензину подхлестнул рост цен на традиционных АЗС. Тот, кто бывал на Белорусском газоперерабатывающем заводе, видел, что предприятие культивирует альтернативность. Целые «поляны» солнечных батарей, газовая электростанция — здесь умеют получать и передавать энергию. И не только трамваям и троллейбусам. Регулярно территорию завода покидают цистерны сжиженного пропан-бутана (ПБА) — автомобильного топлива, альтернативного АИ, ДТ, природному газу метану, а значит, — и импорту. Можно даже аббревиатуру иначе воспринимать. ПБА — Патриотичная Белорусская Альтернатива.
— Вся внутренняя сырьевая база Беларуси и продукция нашего завода полностью покрывают потребности страны в топливе «пропан-бутан автомобильный», — отметил главный инженер БГПЗ Денис Стальмах. — Белорусские специалисты вышли на 18 миллионов кубометров попутного нефтяного газа в месяц и научились превращать этот природный ресурс в прибыль.
Вопросы журналистов о последствиях выбора некоторыми странами ямочной санкционной политики в отношении нашего государства нисколько не смутили руководителей газоперерабатывающего завода. Добровольно-принудительный отказ западных соседей от ПБА из Речицкого района на работе предприятия не отразился.
— Нынешние санкции — это как подножка в футболе, — образно прокомментировал ситуацию начальник производства — главный технолог БГПЗ Андрей Павловец. — Мы не собираемся трагично падать, плакать лежа на поле и рассчитывать на реакцию судей. Предпочитаем бесконтактную альтернативу. Знания и опыт позволяют. Сами видите, начался коллективный газовый прорыв. И все игроки в нашей команде из Беларуси.
Белорусский газоперерабатывающий завод запустили в 1976 году. Предприятие стабильно работает в стороне от больших дорог. Большинство населения республики даже не слышало о нем. При этом люди регулярно покупают зажигалки и не задумываются, что какая-то из них заправлена продукцией БГПЗ. И еще один важный момент: зажигалок люди боятся меньше, чем спичек. Этим же психологическим маршрутом идет профильная отечественная промышленность, популяризируя среди водителей ПБА — более экологичную альтернативу бензину и дизельному топливу.
ОДНА ИЗ СТАНЦИЙ НА ПУТИ
Рядом с Гомелем участники пресс-тура посетили СТО — одну из многих станций, устанавливающих газовое оборудование на автомобили. Прежде чем владелец принимает такое решение, ему надо сделать выбор — перейти на метан или ПБА. Оборудование под импортный природный газ дороже, а заправок с ним на территории Беларуси почти в десять раз меньше, чем точек, продающих отечественный пропан-бутан. Впрочем, в конкурентном перечне дюжина разных пунктов, которые автолюбителям лучше сравнивать индивидуально — из своих соображений. Есть весомый аргумент за то, что это делать надо, — деньги! Владельцы коммерческого транспорта активно переходят на газовое топливо. Переоборудуют такси, тягачи, автобусы и специальную технику.
— С учетом всех факторов движения расходы на ПБА в полтора раза меньше, чем на бензин, — со знанием дела уточнил директор СТО Игорь Русакович. — Сначала каждый километр пути будет окупать установку газового оборудования, а потом работать в плюс. Важно перед монтажом тщательно проверить исправность автомобиля. Газ помогает эксплуатировать машину, однако точно не чинит.
Современного газового баллона с ПБА легковому автомобилю хватает на 600—1 000 км. Эксперты высоко оценивают экологическую безопасность перехода на этот вид топлива.
ТОЧКА МНОГОТОЧИЯ
При въезде в Гомель участники пресс-тура сделали еще одну остановку — на одной из альтернативных АЗС компании «Белоруснефть». Стоило журналистам увидеть подъехавший заправляться ПБА автомобиль, они взялись за камеры и микрофоны. Водитель охотно ответил на вопросы.
— Купил машину и сразу перевел на газ, — рассказал общительный электрик Александр Титков. — Непрерывно пользуюсь этим топливом уже больше двух лет. По работе мне надо много ездить по Гомельскому району. На газе это обходится дешевле. Примерно за год установка оборудования окупилась.
На АЗС представитель «Белоруснефти» рассказал, что при переходе на газ коллектив не ограничивается зеленым корпоративным флагом. К экологическим плюсам водителям добавляют козырные карты.
— К текущему моменту уже более 230 газовых модулей по всей Беларуси присутствует. И это только на наших заправках. В целом по стране около 300 АЗС, на которых можно заправиться газом, — поделился фактами с журналистами начальник отдела маркетинга и розничной реализации топлива управления нефтепродуктообеспечения центрального аппарата компании «Белоруснефть» Александр Федорцов. — Этого вполне достаточно, чтобы водитель мог заправить автомобиль буквально в любой точке Беларуси. Вдобавок есть материальные бонусы и преференции — скидка на газ ПБА и регулярные розыгрыши ценных призов среди клиентов наших АЗС.
Пока заинтересовать подобным образом не получается только тех, кто купил в салоне новый автомобиль. Такие сделки сопровождаются годами гарантийного обслуживания. Перевод машины на газ лишает сервисного преимущества. Впрочем, бесконечных гарантий автопроизводители еще не придумали, и у компании «Белоруснефть» достаточно поводов и возможностей давить на газ.
ФОТО Алексей Михальченко