В Вавилоне впервые в древнем мире начали перерабатывать нефть в промышленных масштабах. Битум добавляли в смесь глины, песка и гравия, чтобы использовать в кладке стен, при производстве кирпичей, в том числе для строительства зиккуратов, им также пропитывали посуду и лодки, покрывали дороги. Дело было примерно 6 тысяч лет до нашей эры.
Белорусский первопроходец в области нефтепереработки — Новополоцк, который, собственно, и строился под будущий НПЗ, известный сегодня как ОАО «Нафтан». Пуск производству дан в 1963 году — в феврале получили первый белорусский бензин. «Это было время массового энтузиазма, — рассказывает в книге «Нафтан»: хроника, события, люди» ветеран производства, в прошлом заместитель главного инженера Полоцкого НПЗ Леонид Ленев. — Люди понимали, что творят историю отечественной индустрии, что НПЗ — не просто завод, а локомотив, который потянет за собой десятки отраслей народного хозяйства».
Рождение и развитие нефтехимической отрасли в Беларуси отражены в уникальной экспозиции музея истории и культуры Новополоцка, где «Нафтану», «Полимиру» и белорусским нефтепродуктам отводится несколько масштабных стендов. О том, что это центральная сюжетная линия, символ и сила города, свидетельствует тот факт, что первыми посетителей музея встречают эксклюзивные экспонаты под стеклом — образцы первой нефти и первого бензина, заключенные в герметичные стеклянные сосуды. Их надежно «охраняет» бронзовый Петр Блохин — один из именитых первостроителей Новополоцка.
Между тем нефть, поставленная эшелоном на НПЗ в последние дни 1962 года, была башкирской.
- И вот пришел состав. Народу, конечно, понабежало. Еще бы — исторический момент! — делится воспоминаниями в указанной выше книге бывший товарный оператор Надежда Балун. — Все взволнованные, настроение торжественное. Каждому хочется нефть потрогать. Кто-то даже по лицу ее размазать норовит.
- Нефть в те времена была сильно обводненной, с большим содержанием солей, — продолжает лаборант Лариса Стрельченко. — А нас как учили? Вода — враг ректификации. Соль сокращает век аппаратуры. Умри, но не пропусти! Мы были глазами технологов. Подсказывали, с каким сырьем они имеют дело на входе электрообессоливающей установки, на выходе. Что ни час, то свежий анализ. Соль и вода, соль и вода…
Именно эта нефть дала Белоруссии возможность заявить о себе как о нефтяной республике. Тем временем к 1965 году только топочного мазута необходимо было уже в пять раз больше, чем в 1955-м. Машинный парк требовал все бóльших объемов автобензинов, дизельного топлива, смазочных масел, а нефтехимические предприятия в Гродно, Лиде, Могилеве — ароматических углеводородов.
Ассортимент продукции белорусской нефтепереработки расширялся, качество ее улучшалось. Завод рос, ведь каждая пусковая установка — это десятки вспомогательных объектов общезаводского хозяйства, резервуарные парки — сырьевые, промежуточные, товарные, а также эстакады налива, водоблоки, очистные сооружения. В новополоцком музее можно вблизи рассмотреть даже действующую модель турбокомпрессионной установки НПЗ — одной из тысяч составляющих технологического успеха предприятия.
Отражена в экспозиции и еще одна значимая веха в истории отечественной нефтехимии — выпуск в Новополоцке первого белорусского полиэтилена, сложного и капризного в изготовлении и управлении продукта. Это произошло в феврале 1968-го. Старожилы завода «Полимир» говорят, что «такую диковинку, как полиэтилен, на тот момент вживую видели только специалисты, которые проходили стажировку в Англии». Слиток из первой партии — настоящий раритет, он существует в единственном экземпляре.
- После выпуска первых партий полиэтилена на их основе несколько лет отрабатывались технологические режимы различных марок полиэтилена, составлялись статистические данные технических характеристик, — рассказывал в одном из интервью «Вестнику Белнефтехима» нынешний директор завода «Полимир» ОАО «Нафтан» Олег Жебин. — В итоге в 1970 году был разработан ГОСТ на полиэтилен высокого давления. Позже он неоднократно пересматривался, вносились новые марки, уточнялись показатели качества. А свое название завод получил только в 1974-м, когда в эксплуатацию ввели установку «Полимир-50» и выпустили первые 500 килограммов продукции. Это была не просто новая, а уникальная для всего Советского Союза технологическая линия мощностью 50 тысяч тонн полиэтилена в год. Ее разработкой и промышленным освоением совместно занимались советские, то есть белорусские (новополоцкие), и немецкие специалисты, за что им присудили Государственную премию СССР.
Если слиток полиэтилена хоть и представляет собой исторический интерес, но выглядит не совсем привлекательно, то другую продукцию «Полимира», выставленную в залах городского музея, хочется непременно потрогать, потрясти, детально разглядеть. Это разноцветные волокна и многочисленные колбы с гранулами различных размера и формы.
Но и они меркнут на фоне пожелтевших от времени архивных документов, определяющих этапы становления новополоцкого нефтехимического комплекса, и черно-белых фотографий из прошлого века, на которых запечатлены молодые рабочие и руководители, строители и проектировщики, стоявшие у истоков создания первого белорусского НПЗ.
В той части экспозиции, которая посвящена современности, демонстрируются успехи «Нафтана» как серьезного игрока на мировой арене. В частности, здесь представлены образцы нефти из США, Норвегии, Венесуэлы, Саудовской Аравии — на каждой колбе государственная символика соответствующей страны. Также внимание экскурсантов обращает на себя лучшая продукция предприятия, отмеченная наградами и призами на различных уровнях.
Отдельное место отведено портретной галерее директоров нефтеперерабатывающего завода, давшего жизнь еще одному городу на карте Беларуси. Здесь все: от первого — Олега Ктаторова до нынешнего — Андрея Сойко.
Чтобы увидеть «Нафтан» и «Полимир» с высоты птичьего полета и понять их истинный масштаб, нанимать вертолет не придется. Такая возможность предоставляется в музее истории и культуры Новополоцка. Здесь компактно размещен объемный макет всего города, включающий улицы и скверы, дома и сооружения, автодороги и трамвайные пути, а также наиболее значимые объекты промзоны, в том числе нафтановские. Этот макет, как и многое другое в музее, — из разряда белорусского ноу-хау: выполнен в масштабе 1:160 и представлен в единичном экземпляре. Если реально пройти из одного конца Новополоцка в другой по знаменитой улице Молодежной, это займет чуть больше двух часов, а в музее на тот же путь тратится едва ли минута. Для этого над картой-макетом установлен прозрачный стеклянный мостик, сквозь который весь город просматривается как на ладони.
— Наш музей — это разновременные фрагменты жизни новополочан и их гостей. Уникальность — в интерактивности, — рассказывает директор музея Владимир Беляев. — В экспозиционных залах представлены элементы советского быта в натуральную величину в виде, например, скромной комнаты первостроителей, школьного класса с партами образца 1960-х и чернильницами-непроливашками, а также тематические блоки, демонстрирующие достижения Новополоцка в различных сферах — от строительной и медицинской до спортивной и культурно-образовательной. Все тематические зоны и экспонаты соответствуют своему времени, так как оформлены исключительно оригинальными предметами тех или иных лет, сохранившимися до сих пор. Но то, что касается нефтехимии и нефтепереработки, — это предмет особой гордости для каждого жителя города и, конечно, работников музея. Ведь «Нафтан» — это прочная основа экономики города и всей страны, это развитие новых технологий и инновационных проектов, это авангард технологических процессов. Мы всегда приветствуем пополнение нашей экспозиции и надеемся, что со временем часть музея, посвященная отечественной нефтехимии, станет еще обширнее и информативнее.
…Кстати, Вавилон и Новополоцк роднит не только первенство в переработке нефти. Провести параллели между этими двумя городами и найти еще много общего можно, если пройти соответствующий тест на сайте музея истории и культуры Новополоцка. В подходах к архитектурному строительству, оказывается, и в древности, и сейчас тоже наблюдаются схожие стандарты.
ФОТО Наталья Нияковская