Так обычно бывает, что на всяком товарном рынке есть и устойчивые тренды современного развития, и последовательная традиционная динамика, включая сезонные процессы.
Как отметил Александр Шкурин, добыча нефти в России год от года увеличивается. По словам эксперта, ее среднегодовой рост в 2009—2013 годах достиг 1,4%, при этом доля экспорта в объеме добычи снизилась с 50,5% в 2009 году до 45% в 2013 году. «За прошлый год добыча нефти достигла 532 млн т. При этом тенденция увеличения переработки нефти на внутреннем рынке также набирает обороты, — отметил докладчик.
— Производство основных нефтепродуктов выросло со 184 млн т в 2009 году до 207 млн т в 2013. Пропорция распределения этих продуктов также изменяется. Но доля производства мазута сохраняется на высоком уровне. В то же время увеличивается выпуск бензина и дизтоплива. Среднегодовой рост производства основных нефтепродуктов в 2009—2013 годы составил в России 2,9%». Экспорт нефти в 2013 году по отношению к 2009 году снизился в России на 13,9 млн т (минус 1,4% за год) за счет сокращения поставок в страны ближнего и дальнего зарубежья. «Белорусский рынок остается значимым для России. Он достиг 74% в 2013 году на рынке стран ближнего зарубежья.
При этом доля Беларуси от всего экспорта составляет примерно 9%. А вот экспорт нефти из России в Украину, как говорится, сошел на нет. В 2013 году он составил 0,4 млн т против 6,3 млн т в 2009 году», — уточнил Александр Шкурин. Что касается географии поставок, то основные направления — это Запад, Северо-Запад, Юг, Юго-Запад и Восток. По словам аналитика, если в 2009 году основными направлениями были западное и северо-западное, то в 2013 отчетливо наблюдались тенденции увеличения поставок в восточном направлении. Они выросли с 10% в 2009 году до 21% в прошлом году. Эксперт констатировал, что по всем другим направлениям российские экспортные поставки нефти сокращаются.
Подверстка в виде шкалы Баланс по направлениям 2013/2009 Всего — минус 13,9 млн т, Север — минус 3,6 млн т, Запад — минус 10,7 млн т, Северо-Запад — минус 2,4 млн т, Юг — минус 1,8 млн т, Юго-Запад — минус 20,1 млн т, Восток — плюс 24,6 млн т. Как уточнил Александр Шкурин, экспорт нефти в западном направлении в 2013 году уменьшился на 12,7% по отношению к 2009 году. Спад произошел по южной части нефтепровода «Дружба». Наибольшее сокращение прослеживается в отношении Украины, Венгрии, Чехии. Кстати, свыше 95% нефти экспортируется именно через нефтепровод «Дружба».
Экспорт нефти в северо-западном направлении упал на 3,4% в 2013 году по сравнению с 2009 годом. «Порт Приморск теряет нефтяное направление, в то время как Усть-Луга становится крупным грузовым хабом. Количество терминалов в этом порту увеличивается, растет загрузка», — отметил аналитик. Поставки нефти в южном и юго-западном направлении в прошлом году по сравнению с 2009 годом сократились на 36,7%. «Отгрузка нефти через морской порт Новороссийска уменьшилась на 20%.
Полностью прекратились поставки через Туапсе, Южный. Осталась только нефть, которая идет по КТК», — сообщил Александр Шкурин. Интересно, что отгрузка российской нефти в восточном направлении увеличилась почти в 2 раза. В 2013 году Китай импортировал из РФ 24,35 млн т нефти (примерно 8,6% всего импорта нефти КНР). Ожидается, что к концу 2020 года Россия будет поставлять в эту страну около 50 млн т нефти.
Таким образом, тенденция по увеличению поставки нефти в восточном направлении будет набирать обороты. «Важно отметить, что темпы роста собственной добычи нефти в Китае значительно ниже, чем доля импорта. Добыча увеличивается темпами в среднем 3% в год, рост импорта — 8%. При этом китайские специалисты говорят о том, что к 2020 году доля импортного сырья в переработке составит 66%», — подчеркнул эксперт.
О нем много говорили в ходе международной конференции, ведь это один из основных экспортных продуктов России. Объем его производства вырос в 2013 году и составил 71,8 млн т. Александр Шкурин констатировал, что улучшается качество дизтоплива, которое производят российские компании. По его словам, существенно увеличился выпуск низкосернистого дизтоплива. «Производство топлива класса Евро-5,4,3 выросло значительно, до 83% в 2013 году по сравнению с 2009 годом, и даже с 2011 годом. Темпы модернизации высоки, она близится к своему финишу. Что же касается структуры производства, то на долю четырех основных компаний приходится более 75% товарного дизтоплива.
Лидер — «Роснефть», — уточнил аналитик. Емкость внутреннего российского рынка дизтоплива в 2013 году составила 32,9 млн т, что на 1,6% ниже уровня 2012 года. Структура поставок на внутренний рынок практически полностью повторяет структуру производства. Среднегодовой рост спроса на внутреннем рынке достиг 3,3% по отношению к 2009 году. Импорт дизтоплива в Россию минимален и составляет примерно 1%. По словам Александра Шкурина, на рынок он никакого влияния не оказывает, имеет локальный характер и больше связан с логистикой поставок. «Анализ структуры экспорта дизтоплива показал, что выросли поставки в страны дальнего зарубежья.
При этом сократились в ближнее зарубежье. В 2013 году объем экспорта дизтоплива составил 38,97 млн т, что на 8,7% выше уровня 2012 года, — сообщил Александр Шкурин. — Если говорить о Европе, где в целом отмечается уменьшение потребления топлива, то, как и в прежние годы, там продолжается увеличение поставок дизтоплива из США. Так, если доля поставок из США в Европу в 2009 достигала 12%, то в 2012-м — 17%. Следовательно, растет давление на российских производителей дизтоплива», — считает эксперт. Около 84% дизтоплива (32,6 млн т) в 2013 году поступало на внешний рынок морским путем: доля экспорта, поставляемого в северо-западном направлении, составила 55,6% общего объема экспорта, или 66,5% общего объема перевалки.
Аналитик отметил, что сегодня важную роль на рынке дизтоплива и вообще в поставках играют балтийские порты. Объемы экспортных поставок дизтоплива через них увеличиваются. При этом объемы через дальневосточные порты постоянны, а относительно черноморских наблюдается сокращение поставок. «Балтика остается приоритетом. Большая часть дизтоплива отправляется через Приморск. Увеличение за 2013 год существенное — с 6,5 млн т до 9,5 млн т. Эта тенденция сохранится. Прогнозируется, что объемы поставок дизтоплива через балтийские порты будут увеличиваться», — уточнил Александр Шкурин.
Александр Шкурин сообщил, что в прошлом году производство автобензина в России увеличилось относительно показателей 2009 года на 8,4% и составило 38,7 млн т. Выпуск высокооктановых бензинов относительно 2012 года подрос на 3,2% — до 35,3 млн т. Кстати, в основном уже все российские заводы выпускают бензин класса Евро-5. Что касается динамики внутреннего рынка, то спрос в 2013 году составил 35,05 млн т. Его среднегодовой рост достиг 2,9%. По словам эксперта, в 2013 году импорт не оказал существенного влияния на состояние внутреннего рынка автобензина в России.
Несмотря на значительный рост (82,7%), его доля на внутреннем рынке не превысила 2,5%. Но на долю Беларуси в 2013 году пришлось 94,4% этого импорта. «В 2012 году объем экспорта сократился относительно 2009 года на 20,4% и был на уровне 3,6 млн т. Доля экспорта от производства автобензина снизилась до 9,4% с 12,7% в 2009 году. Экспортные объемы направлялись главным образом в страны СНГ азиатского направления (Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан) и Западную Европу (Нидерланды)», — подчеркнул аналитик.
Как считает эксперт, тренды, которые отмечались в прошлом году и сегодня, скорее всего, получат свое продолжение. «Мы видим, что увеличивается добыча нефти, но при этом 520—523 млн тонн — это тот предельный уровень, который сохранится до 2020 года. Можно сказать, что сегодня пока нет планов сильного роста добычи нефти», — отметил Александр Шкурин.
Вот основные выводы, которые прозвучали в его докладе о ситуации на российском рынке:
Светлана САБИЛО, фото Виктории Клопоцкой