***Остальные фотографии на нашей странице в социальной сети
А потому поездка заместителя генерального директора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции РУП «Белоруснефть» Сергея Каморникова в США не могла остаться за кадром. Ведь личный аккаунт в Facebook Сергей Сергеевич с завидным постоянством пополнял впечатлениями и фотографиями с маршрута.
— Считаю себя открытым человеком, в том числе и в части увлечений. Путешествия, открытия всегда меня привлекали, также интересуюсь организацией работы иностранных коллег. Ведь за время путешествий, особенно на автомобиле, мне удалось ознакомиться с работой более сотни объектов автозаправочного сервиса в разных странах. Впрочем, не думаю, что это приведет меня к блогерской популярности.
— Глубоко убежден, что и предприятие, и его руководитель должны быть максимально открыты потребителям. Особенно это касается компаний, работающих в сфере ретейла и предоставления услуг физическим лицам. И в такой открытости ничего зазорного нет. Кроме того, я считаю, что отдельные советы или комментарии могут быть полезны тем, кто решит отправиться в путешествие. Сам, например, чаще доверюсь мнению друга, который побывал в каком-то интересном месте, чем рекламной брошюре.
— Может, в рамках своего отпуска мне и не удалось установить рекорд посещаемости АЗС за короткий период, но я все-таки проехал несколько тысяч километров за рулем по просторам Соединенных Штатов. Сразу хочу сказать, что каких-то революционных аспектов для Беларуси в части развития сервиса я для себя не отметил. Тем не менее есть определенные нюансы.
Среди них я бы выделил конструкционную особенность топливораздаточной колонки (ТРК), в которой один заправочный пистолет работает при заправке разными видами топлива. То есть выбор топлива осуществляется не как у нас, использованием соответствующего заправочного пистолета, а лишь кнопкой.
Примечательно, что на ТРК постоянно транслируется реклама. Как только пользователь вставил пистолет в заправочную горловину, сразу включается видеомонитор, на котором демонстрируются видеоролики. Закончилась заправка — с установкой пистолета на место прекращается и реклама. Конечно, используются и другие общепринятые методы информирования, которые применяются и в нашей стране. Другое дело, что этой рекламы на порядок больше, что в определенном смысле навязчиво. Однако это работает.
Отметил для себя, что на заправках в США нет постоплаты. А ведь именно за это приходится выслушивать критические выпады со стороны пользователей сети «Белоруснефть», ведь данный способ расчета часто используется в Европе. Американцы же свой выбор объясняют серьезным расслоением общества по экономическому принципу. И я готов с ними согласиться. Если есть целые районы городов, куда даже не заезжает полиция, то что же говорить об автозаправках? Кстати, стоимость топлива отличается, пусть и незначительно, от выбора способа оплаты: банковской картой или наличными. В пользу наличных.
В плане сервиса также отмечу, что практически каждая ТРК оборудована терминалами приема банковских карт или наличных денег. Следовательно, нет необходимости посещения непосредственно магазина в пределах АЗС. Из этого сделал для себя вывод, что сравнительная маржинальность от продажи сопутствующих товаров и топлива, в отличие от Беларуси, в США незначительна. Если анализировать насыщенность американских АЗС пунктами подкачки шин, пылесосов, то и в этом аспекте наши коллеги не балуют пользователей. В основном таким сервисом наделены заправки на крупных автомагистралях, которые привлекают внимание также наличием по соседству торговых точек брендового фастфуда.
— Да, мы рассматриваем такую возможность. Более того, поставщики ТРК готовы предоставить нам соответствующее оборудование. Однако пока не могу сказать, насколько мы сможем компенсировать рекламными поступлениями потраченные на замену оборудования средства. В качестве эксперимента планируем установить несколько таких ТРК с видеомониторами в Минске, а затем примем решение исходя из конкретных финансовых показателей.
— Трафик машин огромен. Правда, поток не так однообразен, как хотелось бы. Много ржавого, возрастного транспорта. Вполне естественным считается, когда люди едут на работу за 150—200 км от жилья. Много трасс с пятью-шестью полосами для движения в одну сторону. На федеральных автомагистралях крайнюю левую полосу специально отводят для «зеленого» транспорта. Это авто, в которых находятся двое и более человек, а также электромобили. Такая дифференциация снижает экологическую нагрузку. А по насыщенности АЗС на магистралях мы однозначно впереди.
— Конечно, соответствующие производители сейчас активны, но я не увидел определяющей тенденции. Полагаю, что такие державы, как США и Россия, по-прежнему будут лоббировать интересы нефтяных компаний, а значит, автомобили с ДВС в ближайшее время будут доминировать. Да и на американских автозаправочных станциях очень редко встречаются терминалы электрозарядки. Специализированные зарядные брендовые станции видел, но и они, скорее, присущи мегаполисам.
— Очень близки. Но в США большое колебание цен в зависимости от региона. Каждый штат — это мини-государство со своими законами и, разумеется, ценами.
Мне приходилось заправляться одним и тем же типом топлива по цене 2,5—3,5 доллара за галлон (1,22—1,7 рубля за 1 л. — Прим. ред.). И эти ценовые расхождения обусловлены сугубо рыночными условиями. Все решается спросом и предложением, а также конкуренцией. Никакой социальной задачи в этих разбросах нет.
Дороже позиционируются для потребителей брендовые производители с мировым именем. Но они более широко используют программы лояльности для привлечения клиентов. Механизмы и принципы этих программ схожи с нашими.
— В этом больше инициативы местных муниципальных органов и частных объединений: посредством АЗС рекламируются продукция и услуги регионального характера, которые в соседних регионах не представлены. Таким образом поддерживается общепринятый тренд «отстраивания» региональных товаров от продукции общепризнанных брендов. Кроме того, на заправках распространяется информация о местах отдыха с сопутствующими картами. Причем заметно, что это целенаправленная политика вовлечения туристов, по крайней мере на уровне штата. Каждому доступны флаеры, буклеты с описанием достопримечательностей.
— Уникальность нашей сети АЗС в том и заключается, что мы представлены в каждом уголке Беларуси. Причем наши объекты встречают туристов уже на границе и сопровождают по всем трассам. А это гарантированная востребованность информации о любой услуге, туристическом объекте и достопримечательностях страны, что заложено в возможностях проекта Belarus N.
Туризм — это отрасль, развиваемая и курируемая государством. Именно в информационном вовлечении клиентов видится наша дальнейшая плодотворная работа в туристической сфере. Мы модернизируем мобильное приложение, которое предназначено именно для туристов. Однако развитие сервиса и наполнение его необходимым контентом невозможно без должной инициативы со стороны поставщиков конечных услуг, а также обязательной внимательности, отзывчивости и открытости нашего персонала АЗС.
Наверное, еще должен пройти некоторый эволюционный процесс развития самосознания до формирования истиной гордости за все, что мы представляем и предлагаем.
— Скорее, любопытство. Там живут мои друзья. Они пригласили меня, уделили много личного времени и помогли увидеть все в естестве. Скажем так, мои ожидания были немного искусственно подогреты. На самом деле в США живут обычные люди; там такая же, как у нас, инфраструктура, пусть и со своей спецификой; там происходят такие же бизнес-процессы, возможно, более интенсивные, особенно в мегаполисах. И я не могу сказать, что там другой мир.
В США много иммигрантов, масса асоциальных элементов, неблагополучных районов и достаточно своих проблем. Так что тем, кто ожидает приобрести там новую, лучшую жизнь, не стоит питать больших иллюзий. Возможности открываются для людей труда, для тех, кто верит в свои силы и стремится к успеху. Но ведь то же можно сказать и про Беларусь. Не думаю, что поклонники Америки сочтут мои суждения предвзятыми. Ничего личного, только бизнес.
Игорь РУБАН,
фото Сергея КАМОРНИКОВА