Его трудовые будни проходят на земле, а выходные он посвящает парашютному спорту. Электрогазосварщик УП «СветлогорскХимСервис» Игорь ЯЦЕВИЧ почти тридцать лет влюблен в небо.
— Первый прыжок как поцелуй: сначала страшно, а потом… — так объясняет Игорь свою стремительную любовь к парашютному спорту.
Случилась она, когда наш собеседник был еще старшеклассником и наблюдал за выступлениями Светлогорского аэроклуба на одном из городских праздников. Парящие в небе парашютисты произвели неизгладимое впечатление. Дождавшись 15-летия и получив согласие родителей (обязательное условие для такого вида спорта), Игорь Яцевич пришел заниматься в Светлогорский аэроклуб. И спустя много лет уже он сам парил в небе с флагом Светлогорска на праздновании Дня города.
ИСКУССТВО ПРЫЖКА
Но прежде пришлось серьезно тренироваться. Игорь прошел курс специальной подготовки.
— На программу подготовки перед первым прыжком для тех, кто решил посвятить себя парашютному спорту, отводится 40 часов, — рассказывает он. — Даются теоретические знания, преподаются практические навыки — от алгоритма укладки купола до отработки деталей поведения в нештатных ситуациях. Зачет сдается непосредственно на аэродроме на тренажной подвесной системе. Будущий парашютист демонстрирует имитационный прыжок, отвечает на вопросы о поведении в критической обстановке. Важно принимать решения быстро, без паузы — только тогда зачет сдан.
Здесь, как и на курсах по вождению автомобиля, не все сдают с первого раза. Но Игорю повезло. И вот первый прыжок!
— Ничего сверхъестественного я не ощутил. Ведь давно к этому стремился и был морально готов, — делится парашютист. — С любопытством посмотрел на землю с высоты.
Страсть к небу началась позже. Об этом есть высказывание, приписываемое великому Леонардо да Винчи: «Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо, однажды побывав там, ты на всю жизнь обречен тосковать о нем».
— Во время первого прыжка многие кричат, визжат от восторга, но только не я, — улыбается Игорь Яцевич. — В такие моменты в организме зашкаливает адреналин, сердце бьется учащенно, эмоции сдержать невозможно! Из-за такой перегрузки здоровье для парашютиста прежде всего. Этот вид спорта не только для смелых, но и здоровых людей. В воздухе «скорой помощи» нет.
Как отмечает Игорь, инструкторы, пытаясь разрядить обстановку, любят пошутить в самолете перед прыжком, причем юмор в основном черный. Например, могут спросить у пилота: долил ли бензин, или, как в прошлый раз, заглохнем? Обычно это работает.
— Медкомиссия у парашютистов как у летчиков, — продолжает Игорь. — Важно, чтобы сердце было крепким, зрение и слух — острыми и чтобы руки, ноги, голова — без повреждений. Объясню на примере зрения. На соревнованиях команда прыгает с высоты тысяча метров. Важно правильно выстроить цепочку, чтобы парашютисты не мешали друг другу, не столкнулись, не запутались куполами, учитывали нюансы приземления. Например, на земле лежит мат, на мате — коврик, на коврике — «блинчик» диаметром 32 сантиметра и в самом его центре — точка диаметром 2 сантиметра. В идеале парашютист должен попасть именно на нее. Просто прыгнуть — это для новичков. Как говорится, мимо планеты не промажешь, а вот искусство прыжка и точность приземления оттачиваются длительными тренировками. Отклонение от той самой центральной точки фиксирует датчик: 1, 2, 3 сантиметра и так до 16 — это все штрафные баллы. Чем дальше от нуля, тем больше штрафных баллов и ниже позиция в рейтинге.
ЛЮБОВЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Первые пять лет пролетели на одном дыхании. На счету Игоря примерно 250 прыжков. Но затем аэроклубы в стране стали закрываться, в 2001 году эта участь постигла и Светлогорский. Гомельский аэроклуб к тому времени тоже уже не действовал. Отсутствие прыжков затянулось у Игоря на долгие 18 лет.
Новость о том, что в Гомеле аэроклуб возобновил работу, открыла у Игоря второе дыхание. Он к тому времени уже стал семейным человеком, получил профессию газосварщика, окончил факультет информатики и радиоэлектроники БГУ, но «любовь всей жизни» не забыл.
Возвращение случилось в 2017-м. Каждые выходные Игорь мчался на прыжки, как на свидание, чтобы почувствовать то незабываемое ощущение свободы, которое дарит небо.
Администрация аэроклуба предложила Игорю Яцевичу сотрудничество. Так увлечение юности перешло на новый уровень. Увлеченный спортсмен дорос до общественного инструктора, а несколько лет назад стал инструктором парашютно-десантной подготовки.
— Кроме тренировочных прыжков выпускаем одноразников и новичков, — рассказывает он. — В январе аэроклуб набирает группы и до конца весны идет 40-часовая подготовка к прыжкам. На занятия приезжают желающие из Речицы, Гомеля, Добруша, Хойников, Светлогорска. И мне не доводилось встречать человека, который бы после пробного прыжка сказал: «Больше — никогда!» Бывает так, что человек прыгает первый раз совершенно бесстрашно, а уже потом осознает, что это было. И тогда второй прыжок дается ему сложнее. Первые три прыжка (на третий разряд — прим. автора) выполняются с высоты 700—800 метров. Купола открываются автоматически сразу за самолетом. Следующий этап — прыжок с задержкой раскрытия парашюта. Для этого увеличивается высота до тысячи метров. Задержка раскрытия парашюта длится три секунды. Если спортсмен прыгает правильно, держит тело и приземляется, соблюдая все условия, задание усложняется. То есть с каждым следующим этапом происходит увеличение высоты и времени задержки раскрытия парашюта от 3 до 10 секунд. Чем дольше время задержки, тем выше высота прыжка.
Самая большая высота, которую покорил Игорь Яцевич, — 3 200 метров с 40-секундной задержкой раскрытия парашюта. И 600 прыжков на счету.
— На самом деле это мало, — объясняет он. — Если бы не длительный перерыв в 18 лет, то прыжков было бы уже несколько тысяч. Небо, парение… В такие моменты возникает волшебное ощущение свободы.
ПОВЕРЬ В МЕЧТУ
Спортсмены говорят, что девушке доверяют сердце, а парашюту — жизнь. Есть и добрые традиции, которые они чтут на самом деле.
— Например, парашютисты отмечают количество прыжков. До тысячи — каждую сотню, — приоткрывает секрет инструктор парашютно-десантной подготовки. — Если это не соревнования, то на борт самолета берут бутылку шампанского, которую открывают на самом взлете, символически выпивают по глоточку и — вперед!
Юбилейные прыжки команда отмечает в небе на большой высоте выстраиванием какой-нибудь фигуры: пирамиду — вдвоем, орла — втроем, крест — вчетвером, звезду — впятером.
Программный вид — групповая акробатика, в ней участвуют команды, в состав которых входят от 4 до 16 человек. Важное условие — необходимо не просто сложить фигуру, а на время и с перестроением. Это сложное и увлекательное искусство.
Игорь мечтает стать тандем-мастером (пассажир плюс инструктор), чтобы под одним парашютом на высоте 2 500—2 700 метров приобщить другого человека к ощущению свободного полета.
С каждым прыжком оттачиваются навыки, с каждым пройденным этапом усложняются испытания, берется новая высота, осваиваются новые купола.
— Прыгаю на точностных куполах, — объясняет Игорь, — это как раз те, на которых работаешь на датчик. Его можно остановить до нуля и опускаться вертикально прямо в центр «блинчика». Еще не опробовал скоростной купол, на котором можно разогнаться до 200 км/ч по горизонту. Но с ним своя специфика работы — сложная, непредсказуемая, порой травмоопасная.
Однако все возможно, убежден наш собеседник, ведь небо и парашют окрыляют!
ТЕКСТ Елена Селезнёва
ФОТО из архива Игоря Яцевича