Поиск

Поток

ЕГО ВЫБРАЛО ВРЕМЯ

22 Октября 2021
Сергей Бойко

Сергей Бойко

Ведущий редактор редакционно-информационного отдела Центрального аппарата РУП "ПО"Белоруснефть"

В 2021 году Иосифу Станиславовичу Мулице, работавшему генеральным директором производственного объединения «Белоруснефть», исполнилось бы 90 лет. Во многом благодаря его энергии, настойчивости, предвидению создан надежный фундамент, на котором выстроено прочное здание современной «Белоруснефти». Объединение стало его детищем, точкой приложения незаурядного таланта инженера и организатора, выдающихся способностей педагога и наставника.

Среди руководителей «Белоруснефти» Иосиф Мулица — первый белорус. Он возглавлял предприятие с 1974 по 1992 год, почти половину своего более чем 35-летнего стажа нефтяника. Это был непростой период в истории «Белоруснефти». Вместе с коллективом ему пришлось пережить коллизии, связанные с максимальной добычей нефти в республике, ее падением и стабилизацией отборов, осваивать месторождения Калининградской области и Западной Сибири, участвовать в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также увидеть парад суверенитетов и последовавший за ним разрыв экономических и производственных связей...

 

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «Ветеран труда», «За отвагу на пожаре», почетными грамотами Президиума Верховного Совета Татарской АССР и Президиума Верховного Совета БССР.
Удостоен званий «Почетный нефтяник», лауреат премии имени И.М. Губкина.
Дважды избирался депутатом Гомельского областного Совета депутатов трудящихся.

 

 

Как стать генералом

Не выезжая из страны, в течение жизни Иосиф Мулица был гражданином трех государств. Родился в 1931 году на Гродненщине на территории нынешнего Ивьевского района, который тогда входил в состав Польши. Среднее образование получил в советской школе. А на пенсию уходил уже в независимой Беларуси.

В 1956 году окончил Львовский политехнический институт по специальности «Разработка нефтяных и газовых месторождений». Трудовую деятельность начал в Татарии в объединении «Татнефть» с рабочей должности оператора по добыче нефти. Работал мастером, начальником участка закачки воды цеха ППД нефтепромыслового управления «Азнакаевнефть». Позже, пройдя ряд инженерных должностей в системе добычи и подготовки нефти, накопил опыт руководителя-промысловика и в 1968-м получил назначение на должность главного инженера — заместителя начальника НПУ «Азнакаевнефть». В 1970 году возглавил инженерную службу в том же объединении, но уже в НГДУ «Актюбанефть». Среди нефтяников Татарии Мулица пользовался заслуженным авторитетом не только как инженер, автор многочисленных оригинальных технологических решений, но и как руководитель-новатор, способный принимать смелые решения, которые эффективно влияли на производство. В то время школа Татарии была кузницей кадров, давшая советской нефтянке не один десяток руководителей, в том числе высшего ранга. И то, что Мулица состоялся как профессионал, подтверждалось его успешной деятельностью в «Татнефти» и правительственными наградами, среди которых был орден Трудового Красного Знамени.

С 1971 года Иосиф Мулица — в ПО «Белоруснефть». Он главный инженер — заместитель начальника объединения. Работа ответственная, но с учетом его знаний и накопленного опыта ему известная. В «Белоруснефти» он быстро адаптировался в непростых условиях геологии Припятского прогиба, смог за короткое время объединить инженерную мысль коллектива в эффективную производственную систему. В 1974-м Иосиф Мулица сменил на посту начальника объединения Николая Сергеева, а затем в 1975-м возглавил объединение уже в новом статусе — генерального директора. В качестве гражданского генерала работал более 17 лет. Заслуживает внимания его совет молодым специалистам как будущим руководителям: «Нефтяницкую науку, если к ней подходить творчески, можно сравнить с искусством. Но для этого, как завещал нам классик, нужно «учиться, учиться и еще раз учиться». Окончание института не означает, что ты уже постиг школу производства и жизни. Для того чтобы стать истинным специалистом, ты обязан пройти как минимум три ступени производства. И на каждой проработать два-три года. После окончания института я три года «барабанил» мастером, три — начальником участка, столько же главным инженером промысла. Так я шел к должности генерального директора».

Главный инженер 

 

О наставниках

«Во время моего становления как человека и специалиста, — рассказывал Мулица, — примерами для меня были министр нефтяной промышленности СССР Валентин Дмитриевич Шашин — эрудит, великолепный организатор, Валерий Исаакович Грайфер — главный инженер «Татнефти», позже — начальник «Главтюменнефтегаза», тонкий знаток людей и профессионал. Работая в Белоруссии, очень многим жизненным опытом я обязан завотделом ЦК КПБ Александру Васильевичу Беденко. Он неоднократно поддерживал меня в сложных ситуациях. Вспоминается и Евгений Данилович Ляточевский, секретарь Гомельского обкома, курировавшего в свое время нефтяную отрасль. Это люди, у которых было чему учиться». Иосиф Станиславович с благодарностью вспоминал своих наставников. Пропуская через себя их опыт, он приумножал его и впоследствии отдавал сторицей тем, кто искренне в нем нуждался.

 

С верой в успех

Уже с первых шагов в качестве главного инженера объединения «Белоруснефть» Иосиф Мулица понял, что оно создано в спешке, сметано, как говорили, на живую нитку. Ни одно структурное подразделение не имело ни подходящей базы, ни сколько-нибудь приличной конторы, не говоря уже о дорогах и капитальных коммуникациях. План добычи нефти был под угрозой срыва. Миннефтепром СССР, республиканский Совмин, местные партийные органы буквально дышали объединению в затылок, выжимая из него плановые показатели. «Уже в начале 1970-х стало понятно, что выйти на требуемые 10 миллионов тонн в год для объединения будет проблематично, — вспоминал Мулица. — Никому тогда не было дела, что ни одно из открытых после Речицкого и Осташковичского месторождений не подтверждали надежд на высокие дебиты. Скважины не могли давать нефти столько, сколько хотели в высоких инстанциях».

В 1975 году в нефтяной отрасли республики было достигнуто максимальное значение по добыче нефти — 7 953 600 т. Чрезмерно интенсивный отбор нефти подорвал продуктивность пластов. За последовавшие неполные четыре года объем добычи снизился почти в три раза — до двух с небольшим миллионов тонн. Чтобы поддерживать объемы на плановом уровне, приходилось по ходу использовать множество геолого-технических мероприятий. Однако процесс падения добычи только приостановили. Кардинально решить проблему за счет внутренних резервов не смогли.

Иосиф Станиславович знал, что делается на промыслах, всеми правдами и неправдами стремился дотянуть добычу до заданных планом вершин. Для ускорения процесса можно было бы подогнать руководителей подразделений резким окриком, срывая таким образом на подчиненных собственное бессилие, или пригрозить оргвыводами, чтобы заставить работать быстрее. Но он действовал иначе... Вот что рассказывали ветераны: когда у людей начинали сдавать нервы и опускаться руки, Мулица собирал командиров производства и спокойно анализировал ситуацию. И пусть в голове у него уже был свой план, в сознании людей постепенно появлялась уверенность, что теперь все зависит от каждого из них, что все вместе они справятся с задачей. В любых ситуациях он показывал пример веры в успех, зная, что неверие ни к чему не обязывает. «Строгость и жестокость порождают подобную же обратную реакцию, — любил повторять Мулица. — Каждое давление подталкивает к соответствующему противодавлению — закон сопромата... и человеческих отношений. Лучше два раза похвалить и поправить человека, чем занести его имя в приказ и в приказе «вывалять».

 

Победа, давшая надежду

В той ситуации важно было привести в относительное равновесие плановые задания по добыче углеводородов и ресурсную базу, которую тогдашний председатель Госплана СССР Николай Байбаков неоправданно сравнивал с нефтяными богатствами Кувейта. Завышенные планы диктовали напряженный ритм работы объединения «Белоруснефть», уверенно приближая его к катастрофе — потере промышленных объемов добычи. Понимая сложность ситуации, генеральный директор со специалистами перелопатили горы цифр, проанализировали каждый показатель. Мулица доказывал в высоких инстанциях истинное положение дел с запасами сырья. Накал того времени тонко подметил Алексей Ерошенко в своей книге «Белорусская нефть: Люди и время». «Иосиф Станиславович упрямо гнет объективную линию — снизить план добычи как минимум наполовину. В глазах оппонентов искорки сочувствия и недоумение: «Что он городит, основные показатели уже в пятилетку заверстаны. Не дорог ему партийный билет». Но в голове у Мулицы пульсирует мысль: «Не уступлю — снимут, уступлю — сотрут в порошок, требуемой нефти все равно ведь нет».

И все-таки доказал... Министр принял аргументы нефтяников, и, отдавая должное гражданскому мужеству генерального директора, санкционировал корректировку плана до объективной реальности. Это была грандиозная победа. Белоруссия получила возможность часть своих нефтяных запасов оставить потомкам. А для того, чтобы они смогли ими эффективно распоряжаться, нужно было создавать такую конструкцию объединения, которая устояла бы при любых общественно-политических, социальных, технических катаклизмах. Эта задача и стала для Мулицы главным ориентиром на всю оставшуюся жизнь. Кризис, вызванный падением добычи, ликвидировали лишь к началу 1980-х. Теперь усилия коллектива можно было направить на совершенствование инфраструктуры, модернизацию подразделений, кардинальное улучшение культуры производства и социальной сферы.

На передовой нефтедобычи
На передовой нефтедобычи

 

Личности решают все

После падения добычи два-три года план не выполнялся, а значит — не было и достойной зарплаты. Не было возможности строить жилье, формировать социальную политику. И как-то дрогнули нефтяники, стали уходить из объединения. Но без альтернатив — Иосифу Мулице надо было укреплять и совершенствовать вверенное ему объединение. Из Татарии, других нефтяных регионов Союза по приглашению генерального директора, подтверждая его авторитет, приезжали квалифицированные нефтяники. В то же время на открывшиеся вакансии стали продвигать опытных и молодых специалистов, уже доказавших свою профессиональную состоятельность на местах. Кадровый состав «Белоруснефти» существенно обновился. Появились личности надежные, инициативные, ответственные, разбирающиеся в своем направлении и экономике, знающие конъюнктуру, умеющие работать с людьми. Они и стали той новой кадровой формацией, которую воспитал Иосиф Станиславович. Именно они позже определяли стабильность работы «Белоруснефти», решая непростые задачи производства.

цитата

«Высоким профессионализмом, деловыми и человеческими качествами обладали многие из тех, кто в разные годы работал рядом со мной», — говорил Иосиф Мулица о своих единомышленниках. — Это люди фанатически любящие свою профессию. Они не боялись трудностей, они просто не умели подводить».

Среди друзей и коллег

 

Зона особого внимания

1980-е запомнились относительно спокойной работой и продуктивной деятельностью. Иосифу Мулице удалось вывести корабль «Белоруснефти» из полосы штормов в тихую гавань. Открывали месторождения. Ввели в эксплуатацию практически все объекты нефтедобычи. Современное оборудование и передовые технологии обеспечивали эффективную работу нефтепромыслов. Построили и технически оснастили производственные базы сервисных подразделений. Генеральный директор так говорил о задачах тех лет: «С тех пор, как план по добыче начал отражать более-менее реальную обстановку на месторождениях, у нас появилась возможность бросить силы на обустройство производственных баз подразделений. Больше внимания начали уделять жилищному строительству, всему социальному блоку…» Квартиры, детские сады, школы, больницы в городах Речице и Светлогорске — зоне деятельности «Белоруснефти» — строили параллельно, обеспечивая достойные условия труда и быта нефтяников. В то время особенно ярко проявился дипломатический дар Иосифа Станиславовича в социальной сфере. Не было такой задачи, которую он со своими единомышленниками не мог бы решить.

«Для нас и городских властей Речицы было очевидно: Дворец культуры строить надо. — вспоминал Иосиф Мулица. — Подготовили проект, на выделенной горисполкомом площадке снесли дома… И тут постановление, принятое в «верхах»: прекратить строительство административных зданий и сооружений, объектов социальной сферы. Делюсь своей «болью» с коллегами из Башкирии, а у них схожая ситуация. Но свой Дворец культуры построили! Каким образом? Да просто «переназвали» его — «Выставочный зал». Наши ребята метнулись в Башкирию, изучили документацию. По приезду домой переделали ее, назвали наш ДК «Дворец культуры и техники «Нефтяник». А Дворец техники — это уже не социальная сфера! Сдали его в 1986-м. Так получилось и со строительством здания Аппарата управления в Гомеле. Поменяли вывеску на «Лабораторный корпус». Весь аппарат перебрался под одну крышу в 1980 году».

Во время зарубежной командировки

 

Санаторий вместо бомбоубежища

С появлением санатория «Солнечный берег» связана почти сказочная история. Когда-то в «Белоруснефть» приехала делегация из дружественной Польши. Гостей разместили на турбазе объединения. И вот один из членов польской делегации, любуясь на вечерней зорьке с высокого речного берега красотами природы, сказал, обращаясь к Мулице: «А почему бы не построить на этом месте санаторий?» Иосиф Станиславович взял идею на вооружение и с энтузиазмом принялся за строительство трех бомбоубежищ. Это вписывалось в государственную кампанию по строительству объектов гражданской обороны, которая в 1980-х развернулась по всему Советскому Союзу. Два из бомбоубежищ построили вблизи промышленных объектов «Белоруснефти», а третье — на месте теперешнего санатория. В смете объекта были дорога, коммуникации, электрика, связь. Весомая экономия и ресурсов, и времени при строительстве санатория! Его проект и бригаду проектировщиков нефтяники нашли в Киеве. Те за две недели, расположившись лагерем на том же высоком берегу, привязали проект к местности. Когда все формальности по согласованию уладили, санаторий возвели методом народной стройки. В ней участвовали представители всех подразделений «Белоруснефти». Бригады работали по 15 дней, в том числе по выходным, понимали — строят для себя. Использовали собственную технику, инструмент, стройматериалы, средства. Вскоре основной корпус принял на отдых первых нефтяников. Так тыква бомбоубежища превратилась в прекрасную карету здания грязелечебницы, где позже хранили и лечебную грязь из крымских Сак, и нафталан из Баку, и минеральную воду из Трускавца. Все это богатство для нефтяников доставляли тоже благодаря дипломатическому дару Мулицы.

Методом народной стройки привели в порядок и детский оздоровительный лагерь. Вместо двух бараков у Припяти появились уютные двухэтажные корпуса, столовая, комплекс спортивных площадок…

В президиуме научной конференции
В президиуме научной конференции

 

Как от жизни не устать

Когда-то Иосифу Станиславовичу задали вопрос: «Как прожить так, чтобы от жизни не устать?» «На этот сложный философский вопрос ответить можно просто, — размышлял он. — Надо жить с людьми и жить их заботами. Общение — это бесконечная цепочка, когда тебе необходимо решать одну проблему за другой. И так до конца, до ухода. Когда тебя окружают люди, когда ты для них что-то можешь сделать, когда ты им нужен — не устаешь, а получаешь радость и удовлетворение». Как же нужно бережно относиться к людям, чтобы ненароком не обидеть. Быть всегда душевно готовым прийти на помощь, служить им и видеть в этом смысл своего существования.

Приведенные в очерке факты всего лишь эпизоды, на которых строилась педагогика Мулицы. Это ненавязчивое проникновенное наставничество, которое добротой и отзывчивостью помогало стать сильнее, достойно пройти свой путь. Жизнь Иосифа Станиславовича — это жизнь человека, ставшего примером для многих поколений нефтяников. «Не мы выбираем время, — говорил он, — это время выбирает нас. Ничего в моей жизни я бы не хотел менять. Прошел бы вновь тот путь, что мне довелось пройти. Трудности военного детства в Западной Белоруссии, учебу во Львовском политехническом. Хотя тогда в колхозе остались мать и сестра, которые нуждались в моей заботе. Потом были и горести, и трудности, но это было именно мое время. Все наши победы и ошибки видны на расстоянии. Я бы хотел, чтобы потомки беспристрастно оценили то, что мы успели сделать в своей жизни».

 

ФОТО из архива газеты «Нефтяник», Использованы материалы изданий РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»

 

 

 

 

Белоруснефть 55 лет Иосиф Мулица 90 лет
22 Октября 2021
3939
Рейтинг: 4