«Белоруснефть» — одно из отечественных предприятий-брендов. Зачастую именно нефтяники через зарубежные проекты первыми приходят в другие страны, представляя не только отдельно взятую компанию, но и нашу страну в целом. Они делятся лучшим и перенимают опыт, доказывая, что для прогрессивного созидания нет границ. Как это было в Заполярье, рассказывает 39-летний Денис КУРИЛЕНКО, начальник отдела строительства скважин и бурения боковых стволов управления скважинных технологий и сервиса центрального аппарата «Белоруснефти».
МЕСТО СИЛЫ
Можно ли окончить обычную сельскую школу и, не покидая родные места, сделать карьеру в компании с мировым именем, стать одним из первопроходцев в крупном международном проекте? «Не сомневайтесь, можно», — утверждает Денис Куриленко. Его биография — тому пример.
— Родом я из Хойникского района, оттуда же родители: мама — бухгалтер, отец — водитель автобуса, — рассказывает Денис. — Когда мне было три года, семью из-за Чернобыльской аварии переселили в деревню Заспа Речицкого района. Так что своим местом силы считаю именно эти места, где вырос, где отчий дом, где друзья. Отучился в сельской школе, по ее окончании получил золотую медаль.
В 11-м классе решил поступать в Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого. Почему нефтянка? Да ведь Речица — это «Белоруснефть». Постоянно пересекаешься с людьми, которые там работают, видишь предприятия этой компании. И в подсознании откладывается: круто же, современно, технологично!
Первые шаги в профессии после окончания вуза, а потом и Белорусского торгово-экономического университета потребкооперации (квалификация «Экономист-менеджер») делал в Мозырской нефтеразведочной экспедиции глубокого бурения. Помощник бурильщика — вот отправная точка будущей карьеры. Пять лет бесценного опыта, которые, по словам Дениса, научили рационально относиться к тому, что дано: оборудованию, ресурсам. Располагая малым, добиваться максимума. В 2011 году он уже был начальником производственно-технического отдела экспедиции. В то время и поступило предложение приехать на собеседование в «Белоруснефть» — в управление скважинных технологий и сервиса (УСТиС), которое подбирало кадры.
КРУТОЙ ПОВОРОТ
Именно тогда нефтяник Денис Куриленко всерьез задумался о поездке на Север. Хотелось попробовать себя в нетипичных условиях. В «Белоруснефти», собственно, это и предложили, можно сказать, с порога.
— Конечно, это был совершенно новый уровень. Если в экспедиции мои функции сводились в основном к решению текущих производственных задач, то переход в УСТиС центрального аппарата «Белоруснефти» предполагал и решение глобальных вопросов на перспективу, — вспоминает Денис Куриленко. — Одно из направлений, которое мне поручили сопровождать, — «Белоруснефть-Сибирь» в Губкинском. Спрашиваете, не пугали ли ответственность и масштаб? Нисколько. Мне было интересно.
Командировки в Сибирь, где нарабатывали репутацию и опыт белорусские нефтяники, плановые проверки охраны труда и промышленной безопасности, отправка бригад, мобилизация оборудования, получение разрешений и согласований. За 3,5 года кураторства «северной дочки» Денис Куриленко в деталях изучил схему действий в местных условиях. И когда в 2015 году «Белоруснефть-Сибирь» выиграла тендер на участие в крупнейшем международном проекте «Ямал СПГ», он снова с горящими глазами смотрел на карту Заполярья: где этот вахтовый поселок Сабетта, и не шутка ли — работа на побережье Ледовитого океана?
БЕЗУПРЕЧНАЯ РЕПУТАЦИЯ
«Ямал СПГ» — интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Масштабный не только для России, но и для Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Движущая сила: ОАО «Новатэк», Китайская национальная нефтегазовая корпорация и фонд Шелкового пути, крупнейшие зарубежные компании. Суть: разработка нового Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью около 16,5 млн тонн в год, транспортной инфраструктуры, в том числе морского порта и аэропорта. Тундра — и вот такое! И как белорусские нефтяники вообще оказались в этой теме? Денис Куриленко знает.
Уже на тот момент «Белоруснефть-Сибирь» блестяще зарекомендовала себя в других российских проектах, в том числе на газоконденсатных месторождениях. Репутация белорусских сибиряков делала свое дело. И когда проект «Ямал СПГ» вышел на уровень подбора сервисных подрядчиков, «Белоруснефти» предложили участвовать в тендере.
— Белорусы чем отличаются? Высокой культурой производства, — рассуждает Денис Куриленко. — Делаем основательно, четко, в срок. Хорошие подходы, большой опыт. По таким критериям и подбирали компании на этот проект, где в приоритет ставились качество и безупречность. Для всех без исключения участников это был новый опыт. До сих пор в таких условиях никто не работал. Осознавать, что здесь представляешь не только компанию, но и страну, — престижно и ответственно.
ИСПЫТАНИЯ БЕЗ ПОЛУТОНОВ
В итоге в Заполярье отправились региональный руководитель — заместитель начальника службы по капитальному ремонту скважин (КРС) Денис Куриленко и бригада КРС Сергея Потапова. Им в подкрепление — техника и водительский состав. Несмотря на уникальность предстоящей работы, Денис собирался как в обычную командировку, разве чуть больше вещей брал. Предполагалось, что первая вахта продлится месяц, но получилось — два. В общей сложности на проекте он отработал два года.
— Масштабы того, что происходило, словами не передать. Это был старт, начало. Вертолеты, самолеты, атомные ледоколы и корабли, новейшие технологии, суперсовременная техника, — эмоционально рассказывает наш собеседник. — Столь грандиозный размах — когда на твоих глазах закладывается мощнейшее производство — раньше видел только на фотографиях в газетах и в интернете. Трудности поначалу были. Но для всего нового это нормально, особенно в таких условиях.
Первое испытание на прочность — отправка оборудования и техники. Требования заказчика были четкие: все должно быть исключительно новое, это связано с автономным расположением Сабетты, оторванной от «большой земли». Из Губкинского нашу технику железной дорогой доставляли в Архангельск, а уже там грузили на корабли, чтобы через два моря — Баренцево и Карское — доставить в Сабетту. Сама бригада добиралась в вахтовый поселок из Нового Уренгоя самолетом. Белорусам повезло: к тому времени в Сабетте уже построили международный аэропорт, и дорога стала более предсказуемой, ведь раньше туда летали вертолетами.
Суровый климат — еще одно испытание, к которому пришлось адаптироваться. Ровные снежные горизонты, морозы выше 50 градусов, высокая влажность из-за близости моря, постоянные сильные ветры и метели. Встать утром и увидеть технику, оборудование, постройки в ледяном панцире — обычное дело. Для бригады под заказ шили суперутепленную спецодежду, даже классический «сибирский» вариант в этом случае не подходил.
— Разница между Губкинским и Сабеттой большая. Можно судить по природе, — просвещает Денис Куриленко. — В Губкинском есть хвойные деревья, а уже к Новому Уренгою деревья становятся ниже, сходят на кустарники. В Сабетту прилетаешь — только трава или только снег, в зависимости от времени года. И солнце такое огромное! Полностью полярная ночь или полностью полярный день — без полутонов, по-настоящему.
ВРЕМЯ ПЕРВЫХ
Сабетта встретила интернациональным многообразием. На тот момент в поселок, где численность местных жителей — ненцев — не превышала и 100 человек, из разных стран прибыло около 25 тысяч специалистов. Для сервисных подрядчиков — отдельная площадка с офисами. Обустроенные общежития, связь, коммуникации — все постепенно обретало черты цивилизации. В конце мая бригада капитального ремонта скважин приступила к работам. То, что предстояло белорусским нефтяникам, можно кратко описать так: найти, реанимировать и вернуть к жизни. Денис Куриленко обрисовывает суть:
— В советские времена в Сабетте работали буровики. Они, собственно, и открыли месторождение: в 1980-х пробурили около 70 скважин. Но на том все остановилось. А тогда как бурили? Сейчас не отыскать даже устья многих скважин. Перед нами ставилась задача — поиск старых скважин, их ремонт, приведение в соответствие с правилами безопасности и в последующем их восстановление. При этом выполнять работы необходимо с минимальным воздействием на окружающую среду и строжайшим соблюдением экологического законодательства.
Первым объектом белорусов стала аварийная скважина. На 47-м кусте скважины № 2471 Южно-Тамбейской сгорела буровая установка, компоновка труб улетела вниз на 2 км. Ее нужно было извлечь. Оправданно опасались, что после подъема инструмента скважина начнет фонтанировать. Месторождение только разбуривалось, пластовые давления были очень высокие. Поэтому предъявлялись повышенные требования к оборудованию, персоналу, программам работ.
— Наша бригада отлично отработала сложный объект, — не без гордости говорит Денис Куриленко. — С помощью подъемника АП-80 оперативно извлекли инструмент, реанимировали скважину и запустили в нормальном режиме. К слову, она была стратегическая, отсюда газ поступал на газотурбинную установку, которая вырабатывала электроэнергию для вахтового поселка.
А дальше шло все по плану — с адаптацией, преодолением новых испытаний и особенностей северного маршрута. Городок буровиков разбит на месторождении, одновременно на объект выходят до 20 нефтяников и 10 водителей, поскольку у белорусов был свой транспорт. И это оказалось золотым решением. Те, кто располагал хорошей техникой, были в выигрыше опять-таки в силу автономности и удаленности Сабетты. Денис продолжает:
— Безусловно, всего не предусмотришь. Вышел из строя подшипник или узел — нужно везти с «большой земли». В Сабетте нет такого, что позвонил, заказал — и на другой день уже получил необходимое. Здесь все доставки только по воздуху или морем. Даешь заявку — ждать две-три недели, пока из Уренгоя доставят вертолетом. Спасала командная работа с другими подрядчиками: все друг друга выручали, друг другу помогали, делились. Работали плечом к плечу. А иначе в этих условиях не выжить — только сообща.
Постепенно научились принимать и сложный климат. На разные аномальные случаи вводили в жизнь свои премудрости. Например, в метели здесь легко затеряться даже в шаге от вагончика. А непроглядная белая пелена накрывала внезапно — в это время все останавливалось. Поэтому от буровой до городка буровиков, которые порой разделяла всего стометровка, натягивали трос или канат, чтобы без риска добраться до пункта назначения. На вопрос о том, что на старте было самым сложным, Денис отвечает так:
— С точки зрения производства — новое месторождение с высокими пластовыми давлениями, которое только разбуривалось, и непростая логистика. С точки зрения условий работы — сильные морозы, высокая влажность, ветер и метели. Но постепенно вопросы решались, все обустраивалось, ко всему привыкали. И сейчас наши нефтяники работают в подобных условиях. Причем, костяк коллектива тот, который начинал восемь лет назад.
СИЛЬНОЕ
Впечатления от Крайнего Севера — восхищение и удивление мощью, масштабом, природой. Самое первое сильное: — Северное сияние! Я видел его в Губкинском. Но в Сабетте это было полнее, ярче и зрелищнее. И всякий раз, когда наблюдал, испытывал потрясение — такой эффект «вау». То, что раньше было знакомо по фоторепортажам и телесюжетам, здесь — вживую. Белые медведи, например. Они частенько появлялись в порту и поселке. Приближаться к ним категорически запрещено, лучше укрыться. Едва мишки возникали недалеко от людей, включалась местная служба охраны, которая отпугивала хищников специальными сиренами. А вот с песцами здесь жили практически бок о бок. Те стремились к людям в поисках легкой и доступной еды. Денис делится тем, что ярко отпечаталось в памяти:
— Для себя открыл, что Ямал — настоящее птичье царство. Зимой полярные совы — большие, белые. В теплое время — бесконечная череда разнообразных пернатых. Был случай, когда мы ехали на буровую и по пути помогли орнитологам добраться до точки наблюдения. Они пообещали сбросить фото и слово сдержали. От них, собственно, и узнали названия птиц, которых здесь можно увидеть, — редкие виды куликов, гагар, чаек, уток.
БЕСЦЕННЫЙ ОПЫТ
Для Дениса Куриленко ямальский опыт стал ступенью к работе в других зарубежных проектах. Тоже стартовых. Потому что быть среди первых и начинать с нуля — это его формат. Сегодня он — руководитель отдела строительства скважин и бурения боковых стволов управления скважинных технологий и сервиса ЦА «Белоруснефти». По этому направлению ведет СУБР, Тампонажное управление, УПНПРиС, ВМУ, БВО, «Белоруснефть-Сибирь». А это — новые проекты за пределами страны, серьезные масштабные планы в Беларуси. Отвечая на вопрос, что главное дал опыт Сабетты и других зарубежных проектов, Денис Куриленко говорит:
— На проблемные вопросы теперь смотришь под другим углом зрения. Если в сложнейших условиях решается, казалось бы, невозможное, значит, достижимо все. Такие проекты учат находить выход из любой ситуации, не бояться принимать решения и делать это оперативно, потому что времени на подумать или согласовать просто нет, брать ответственность на себя, учиться новому и делиться опытом, работать в команде и действовать сообща не только в своем коллективе, но и с партнерами. Не поработал в таких условиях — по бумагам не поймешь, что это такое. Опыт Сабетты и других проектов, в которых мне посчастливилось участвовать в команде «Белоруснефти», — ценный и уникальный. А тем, кто опасается расстояний, трудностей, чего-то нового, скажу: надо просто ехать и работать. И такую возможность наша компания предоставляет. Это те знания, которые точно не будут пылиться на полке. Они нужны и востребованы. В профессиональном плане они прокачают по максимуму, в интенсиве «год за три».
ТЕКСТ Виолетта Дралюк
ФОТО Вячеслав Суходольский, из архива Дениса Куриленко