Поиск

Поток

Восхождение на Казбек —  страха нет

16 Декабря 2022

Влюбленный в горы Владимир Беляй, методист коллектива физической культуры ОАО «Мозырский НПЗ», взошел на очередную вершину — Казбек. Причем сделал это, полагаясь исключительно на собственные силы. Какими сюрпризами встретил белорусского альпиниста знаменитый пятитысячник Кавказа? Об этом — из первых уст без прикрас.

ЭЛЬБРУС

— Помню, как о подъеме на эту вершину мне рассказывал руководитель мозырского туристического клуба «Ориентир» Михаил Радивончик. Позже я стал собирать дополнительную информацию и настраивать себя на личное знакомство с Казбеком. В результате решил участвовать в официальных соревнованиях на Кубок России по скайраннингу (вертикальный километр и высотный марафон), который проходил в Кармадонском ущелье в Северной Осетии (Центральный Кавказ), — рассказал Владимир Беляй.  — Специально выехал заранее. Планировал с напарником, но в силу непредвиденных обстоятельств он не смог, и я отправился один. В Приэльбрусье перед переездом в Кармадонское ущелье прошел акклиматизацию, сделав четыре высотных выхода на склонах Эльбруса. А в это время в горах была непогода. За несколько дней никто кроме меня не рискнул начать восхождение. Однако мне удалось подняться на восточную вершину, на которой был в последний раз ровно 10 лет назад, но не с восточной, а с южной стороны.

 

СПРАВКА

Скайраннинг — спортивная дисциплина в альпинизме, дословно означает «небесный бег». По определению Федерации альпинизма России, это забеги в горах на высоте от 0 до 7 200 метров с перепадом высоты не менее 1 000 метров и уклоном не более 40%. Международная федерация скайраннинга характеризует это как бег на высоте не менее 2 000 метров с минимальным средним уклоном 6%, который обязательно включает участки с уклоном 30%. Для передвижения могут использоваться треккинговые палки, альпинистские кошки, перчатки. Маршрут предусматривает наличие технически сложных участков, преодолеть которые разрешается только с помощью веревки. На пути скайраннера могут быть лесные тропы, каменные дорожки, морены, скалы, ледники, снег.

ВОСХОЖДЕНИЕ

— Кармадонское ущелье до сих пор представляет собой обособленное, не истоптанное людьми место, где нет интернета, автомобильных дорог, магазинов, кафе, отелей и других прелестей цивилизации. Тем оно меня и привлекло, — признался альпинист.  — По прибытии я направился к вершине Казбека. Все сложилось удачно с первого раза: восхождение заняло менее трех дней, точнее — 52 часа. По меркам альпинизма, это очень быстро. Хозяин туркомплекса, расположенного на высоте 1 600 метров (здесь находится последняя отправная точка на Казбек), увидев меня одного, подумал, что я просто ходил к горячим источникам. «Как ванны?»  — спросил кавказец. «Прошел мимо», — ответил я, вызвав удивление собеседника. «Так где же ты был?» — поинтересовался он. «Сходил на Казбек», — сказал я. Вы бы видели его реакцию!

Восхождение на Казбек —  страха нет
Восхождение на Казбек —  страха нет
Восхождение на Казбек —  страха нет
Восхождение на Казбек —  страха нет

 

При подъеме на Казбек не чувствовал одиночества. Наоборот, ощутил полноту жизни. Все зависело только от меня: быт, палатка, питание, ночлег, подъемы и спуски. Но я справился и в результате испытал невероятно сильные эмоции.

Знакомство с Казбеком запомнилось не только успешным восхождением, но и первым опытом участия в спасательной операции. Ранее я даже сдал зачет по спасработам в малой группе, однако имитация ситуации с инструктором не идет ни в какое сравнение с тем, когда в горах нужно реально спасать человека. Дело было так. За день до подъема я отдыхал в палатке на высоте 3 500 метров, ждал наступления ночи, чтобы выходить на гору. В лагерь, расположенный неподалеку, по радиостанции поступила информация о том, что на отметке 4 200 метров у одного из участников восхождения случился приступ эпилепсии, были подозрения на переломы, полученные в результате срыва на скалах. Требовался срочный спуск потерпевшего для оказания ему медицинской помощи. Все, кто был на высоте 3 500 метров, отправились на встречу с группой альпинистов туда, где находился пострадавший. Мы сделали носилки из треккинговых палок, спальников, курток и в течение пяти часов спускали парня по крутым скалам. Беспокоило то, что пострадавший практически не подавал признаков жизни.

В лагере ему оказали медицинскую помощь, а я продолжил подъем на Казбек. Вы не поверите: на обратном пути встретил спасенного. Подошел к парню и искренне обнял его со словами: «Ярослав, ты живой!»

 

НА ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВАХ

— После самостоятельного восхождения на пятитысячник нужно было настроиться на участие в соревнованиях по скайраннингу, — продолжил спортсмен. — Предстояло достигнуть вершины Казбека еще раз. Оба старта — вертикальный километр и высотный марафон — проходили в память о трагедии в Кармадонском ущелье, когда в 2002 году здесь погибли 125 человек.

Соревнования объединили два зачета. Первый — для рейтинговых российских спортсменов, второй — в открытом формате по предварительной заявке для всех желающих, имеющих соответствующую подготовку и прошедших акклиматизацию. Забег состоялся на альпинистском маршруте 2Б категории сложности и предполагал прохождение скальных и снежно-ледовых участков.

После восхождений на Эльбрус и Казбек, спасения человека мотивировать себя на участие в соревнованиях было крайне тяжело. К тому же, пройдя маршрут самостоятельно, я прекрасно понимал, как сложно будет преодолеть такое расстояние всего за сутки. Оставшиеся до старта дни я мучился в сомнениях: бежать или нет?

Думаю, именно нерешительность и колебания подвели меня в первый день соревнований на вертикальном километре. Я не сумел правильно настроиться, и дистанция была пройдена практически в тренировочном темпе. Итог — девятый результат.

Через день предстояло решить задачу посложнее. Отказываться от забега я не стал. К тому же приехали спортсмены, среди которых было много друзей. Общение в хорошей компании увлеченных единомышленников немного сняло напряжение.

На старт мы вышли в шесть утра. На начальной части дистанции — при преодолении практически всего Карма-донского ущелья — старался беречь силы, понимая, что самое сложное впереди. На первый контрольный пункт прибежал пятнадцатым. Здесь меня ждали необходимые для дальнейшего восхождения теплые вещи, обувь, снаряжение. Начинался основной маршрут, который включал прохождение технически сложных участков. На высоту 4 200 метров я поднялся шестым. И силы закончились… Но нужно было идти еще два часа почти с километровым набором высоты, преодолеть большой ледник и скалы. На высоте 4 600 метров я позволил себе сделать перерыв. Пауза в несколько минут превратилась в откровенную борьбу с самим собой. С одной стороны, понимал, что поступаю неправильно и нужно спускаться, с другой — убеждал себя продолжить подъем: «Ты же потратил отпуск, время, силы... Давай!» Пришлось напрячь всю волю, и на вершину я все-таки взошел, в очередной раз проверив себя на прочность. Потом был длинный спуск, который занял столько же времени, сколько и подъем.

Тогда я решил: обязательно вернусь в это необыкновенное место. Но уже с семьей.

Восхождение на Казбек —  страха нет
Восхождение на Казбек —  страха нет

 

ТЕКСТ Екатерина Петрушенко

ФОТО Владимир Беляй,

из архива Владимира Беляя

 

ОАО «Мозырский НПЗ» Владимир Беляй Горы Казбек Скайраннинг
16 Декабря 2022
1135
Рейтинг: 4