Поиск

Поток

30-летию Конституции Республики Беларусь посвящается

15 Марта 2024
Александр Шичков

Александр Шичков

Главный редактор

В марте 1994 года жители страны проголосовали за Конституцию Республики Беларусь, которая впервые в истории белорусской государственности закрепила статус республики как унитарного демократического социального правового государства, установила принципы демократического строя, приоритет прав и свобод человека. За 30 лет в Основной Закон трижды вносились изменения и дополнения: на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года. О документе, имеющем высшую юридическую силу, мы беседуем с начальником юридического отдела концерна «Белнефтехим» Дмитрием Гвоздевым.

— Дмитрий Леонидович, почему, на ваш взгляд, такой документ, как Конституция, не может оставаться неизменным?

— Если объективно посмотреть на историю развития Беларуси как самостоятельного независимого государства после Октябрьской революции 1917 года, то в течение XX века было принято пять конституций: в 1919-м, 1927-м, 1937-м, 1978-м и 1994 году. Причем документы, действовавшие до принятия Конституции Республики Беларусь 1994 года, порой носили классовый характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности — все было подчинено интересам коммунистического строительства.

По сути Конституция представляет собой определенный вид договоренности граждан и государства, то есть нашего с вами договора о том, в каком государстве мы хотим жить. Не зря Основной Закон начинается словами: «Мы, народ Республики Беларусь…»

Мировоззрение людей не может оставаться неизменным и автономным от окружающего мира, мы изменяемся сами, изменяются условия жизни, поэтому логично предположить, что и в Конституцию нужно вносить изменения. Но эти новации нельзя поручить отдельным категориям граждан, даже таким уважаемым, как народные избранники, депутаты и сенаторы. Только вместе — все, кто обладает избирательным правом, — принимают финальное решение. В этом и заключается истинная суть народного голосования, реализации гражданами своего прямого волеизъявления.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этапах изменений и дополнений современной Конституции Республики Беларусь.

— Первые изменения и дополнения появились по итогам референдума 24 ноября 1996 года. Тогда на всенародное обсуждение выносились два проекта обновленного Основного Закона: вариант, предложенный Президентом Беларуси, — за него проголосовало более 70% от общего числа избирателей, а также проект Верховного Совета — его поддержали менее 8%. Так Конституция получила новую редакцию. В частности, были перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством, расширены некоторые права и свободы.

Затем на референдуме 17 октября 2004 года народ принял решение об изъятии из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков. За новую редакцию части первой статьи 81 Конституции высказались 79,42% граждан от общего числа внесенных в списки для голосования.

Третий референдум состоялся 27 февраля 2022 года по инициативе Главы государства. Было предложено изменить 83 статьи, дополнить текст одной главой о Всебелорусском народном собрании и 11 новыми статьями. Изменения прежде всего затронули вопросы государственного устройства нашей страны. Были сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия Всебелорусского народного собрания, который стал высшим представительным органом народовластия. По сведениям, опубликованным на официальном сайте Центральной избирательной комиссии, за принятие изменений и дополнений Конституции проголосовали 4 440 830 граждан, то есть более 82% электората.

Необходимо отметить еще одни поправки. Законом Республики Беларусь от 12 октября 2021 года № 124-З «Об изменении Конституции Республики Беларусь» откорректированы нормы, касающиеся проведения выборов депутатов в единый день голосования.

Как видите, наш Основной Закон меняется вместе с жизнью. Единственно неизменными остаются те постулаты, которыми выражено многовековое стремление белорусов самим определять свой путь развития, жить в собственном независимом государстве. Конституция сохраняет основополагающие принципы социальной справедливости, уважения к достижениям прошлого, преемственность традиционных ценностей белорусского народа.

— Получается, что, несмотря на внесенные изменения, мы считаем действующим документ 1994 года?

— Именно так. Действующая в настоящее время Конституция была принята 15 марта 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь и является первой в истории суверенной республики. Важнейшей конституционной нормой выступает положение статьи 2 Конституции, определяющее иерархию ценностей в нашей стране: человек, его права, свободы и гарантии их реализации — это высшая ценность и цель общества и государства.

— В марте 2024 года исполняется 30 лет институту президентства в Республике Беларусь. Много это или мало?

— Все относительно. Институт президентства существует почти в 150 странах. Впервые этот термин появился более 230 лет назад. Хотя наша страна провозгласила независимость в 1990 году, еще четыре года в республике сохранялась структура органов управления образца БССР. В марте 1994-го впервые в истории Беларуси в системе высших органов государственной власти появилась должность Президента Республики Беларусь — Главы государства и исполнительной власти.

Однако уже через два года стал заметным дисбаланс между ветвями власти. В мае 1995 года по инициативе Президента прошел референдум, на котором мы вместе приняли государственную символику, русскому языку придали равный статус с белорусским, был определен вектор на экономическую интеграцию с Россией, и Глава государства получил право досрочно прекращать полномочия Верховного Совета в случае систематического или грубого нарушения Конституции. Структурные изменения в системе власти приняты на референдуме 24 ноября 1996 года — белорусы проголосовали за двухпалатный Парламент. В течение всего 30-летнего периода система республиканских органов государственного управления менялась и оптимизировалась с учетом адаптации к экономическим и социальным процессам в стране.

Менялись и полномочия Главы государства. Некоторыми из них Президент наделен в силу своего особого конституционно-правового статуса. Так, Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь. Кроме того, Президент как Глава государства решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами. Наделение Президента такими полномочиями одновременно означает ответственность перед народом Республики Беларусь за исполнение обязанностей.

Как видите, государственное устройство — не догма, а вполне живой механизм управления, который мы вместе меняем для того, чтобы жизнь была лучше.

Изменения продолжаются и сегодня: по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 года Всебелорусское народное собрание стало конституционным органом. Вместе со статусом изменились его функции и полномочия. Уже создан секретариат Всебелорусского народного собрания, который возглавил один из наиболее опытных в стране юристов — Валерий Мицкевич.

— ВНС — это…

— Это высший представительный орган народовластия в стране, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. Решения Всебелорусского народного собрания являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

Делегатами Всебелорусского народного собрания являются Президент Республики Беларусь, а также Президент, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки; все депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики, плюс — представители местных Советов депутатов (350 человек) и гражданского общества (400 человек). Максимальная численность делегатов ВНС — 1 200 человек. Они участвуют в работе собрания без отрыва от профессиональной деятельности.

Подытоживая, подчеркну, что за 30 лет в Республике Беларусь создан надежный фундамент для дальнейшего строительства сильного и независимого государства. Конституция позволяет нам самим определять путь, по которому будет развиваться наша Родина.

ФОТО Елизавета Лукашун, сайт president.gov.by

Конституция «Белнефтехим» Дмитрий Гвоздев
15 Марта 2024
2083
Рейтинг: 4