Поиск

Поток

Флагманские проекты и стратегический курс нефтехимической отрасли

01 Февраля 2023
Александр Шичков

Александр Шичков

Главный редактор

На вопросы журнала отвечает председатель Белорусского государственного концерна по нефти и химии Андрей Рыбаков.

— Андрей Алексеевич, как сработала белорусская нефтехимическая отрасль в год 25-летия концерна «Белнефтехим»?

— В силу того, что нефтехимическая отрасль занимает значимую долю в общем объеме промышленного производства и является экспортоориентированной, она предсказуемо стала одной из мишеней при введении очередных пакетов экономических санкций, в том числе секторальных. Однако благодаря сплоченности работников наших предприятий и вовлечению всех имеющихся материальных и финансовых ресурсов коллективы сумели быстро адаптироваться к работе в изменившихся внешних условиях. В реализации наших инициатив по динамичному развитию отрасли существенную поддержку оказали Президент Республики Беларусь, Правительство и органы государственного управления.

За счет повышения эффективности геолого-технических мероприятий, технического перевооружения и внедрения передовых технологий, а также реализации комплекса мер по увеличению объемов бурения «Белоруснефти» удалось нарастить добычу нефти. В прошлом году она превысила 1,8 миллиона тонн — это рекордный за последние 20 лет показатель.

Сегодня «Белоруснефть» как национальный оператор зарядной сети для электромобилей активно развивает это направление. Событием для Минска и всей страны стало открытие первого в СНГ супербыстрого зарядного комплекса Malanka. В то же время компания реконструирует и строит современные АЗС. Новый автозаправочный мультикомплекс открылся на автодороге Р-65 Заславль — Дзержинск — Озеро.

Строительство магистрального нефтепровода Гомель — Горки позволило ОАО «Гомельтранснефть Дружба» создать дополнительные маршруты транспортировки нефти на белорусские НПЗ и обеспечить оперативное управление ее запасами.

В целом в 2022-м организации концерна работали стабильно. По сравнению с предыдущим годом достигнут прирост объема производства продукции, в том числе по добыче нефти, крупногабаритным автомобильным шинам и другим видам химической продукции (в натуральном выражении). Все предприятия отрасли формировали свои производственные программы с учетом полного обеспечения потребностей внутреннего рынка в моторных топливах и маслах, химических волокнах и удобрениях.

Поэтому, несмотря на то, что год был непростой, сломить нас не удалось.

— Как в целом кризисные явления общего рынка нефти и нефтепродуктов влияют на стратегию развития белорусской нефтехимической отрасли?

— Безусловно, то, что в прошлом году наши предприятия столкнулись с ограничением доступа к технологиям и финансовым инструментам, оказало определенное влияние на инвестиционные решения в организациях отрасли. Но, как мы уже говорили, отрасль справилась. Организации концерна, не снижая темпов работы, пересмотрели векторы развития. Мы ищем новые маржинальные рынки сбыта нефтехимической продукции и новых деловых партнеров, а также поставщиков оборудования, технологий.

Сейчас у нас в числе приоритетов — реализация нового инвестиционного цикла, ускоренное импортозамещение, развитие производственной кооперации между организациями, а также внедрение информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий.

— Можно конкретизировать, что сделано в отрасли в области импортозамещения? Что запланировано на 2023 год?

— В 2022-м импортозамещающей продукции выпущено на сумму 8,8 миллиарда долларов, что на 400 миллионов долларов больше, чем в предыдущем году. План выполнен.

Реализованы два инвестиционных проекта. В ОАО «Гродно Азот» построена и введена в эксплуатацию установка по производству раствора карбамида под лицензионной маркой AdBlue (средство AUS 32), по итогам года получено почти 6 тысяч тонн этого средства. В ОАО «Светлогорск-Химволокно» организовано производство медицинских перчаток — их выпущено 38,5 миллиона штук.

Благодаря совместной работе с научными организациями предприятия отрасли в 2022 году заместили импортное технологическое оборудование — сепараторы, газоохладители, фильтрующие элементы и т.д. Общая сумма договоров, заключенных в прошлом году с научными организациями, превысила 1,6 миллиона рублей.

В нынешнем году планируем завершить три важнейших инвестиционных проекта: строительство комплекса замедленного коксования на «Нафтане», строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ и создание производства цельнометаллокордных шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 25—29 дюймов на «Белшине». Это позволит не только обеспечить положительные темпы роста выпуска импортозамещающей продукции, но и создать предпосылки для их сохранения в текущей пятилетке.

— Если говорить о том, что модернизация — процесс непрерывный, то какие задачи сегодня стоят перед белорусскими НПЗ, которые закончили масштабные работы по строительству комплекса замедленного коксования и H-Oil?

— Дальнейшая стратегия ОАО «Нафтан» заключается в модернизации, направленной на увеличение выпуска нефтехимической продукции, а также повышение операционной эффективности и эксплуатационной готовности действующего производства. Предприятие будет развиваться в нефтехимическом направлении, для этого планируется модернизировать пиролизное производство и создать до 2030 года производство высокотехнологичных пластиков.

Комплекс замедленного коксования ОАО «Нафтан»

Мозырский НПЗ в новых условиях актуализировал программу развития, в основу которой легли проекты по созданию производства такой импортозамещающей продукции, как пропилен, полипропилен и линейные алкилбензолы.

На уровне отрасли эти проекты станут флагманскими, поскольку благодаря им будет создана сырьевая база для многочисленных переработчиков полимеров, производителей синтетических моющих средств и другой продукции.

— Одним из наиболее важных направлений деятельности нефтедобывающих компаний является увеличение коэффициента извлечения нефти (КИН). Как решается эта задача в Беларуси с учетом того, что появляются молодые месторождения?

— Средний достигнутый показатель КИН применительно к белорусским месторождениям находится на уровне 0,32, что говорит о высокой выработанности запасов нефти.

Увеличение коэффициента извлечения нефти наряду с открытием новых залежей — один из основных способов наращивания ресурсной базы. В нашей стране, как и в других нефтегазодобывающих регионах, для этого применяются различные технологии. Зависят они от того, насколько давно открыто и разрабатывается то или иное месторождение. Для старых залежей в основном применяются методы, основанные на использовании различных химических реагентов, увеличивающих способность нефтяного пласта отдать нефть, гидродинамические методы и адресные геолого-технические мероприятия. А для молодых месторождений более эффективными считаются такие технологии, как бурение горизонтальных скважин, а также многостадийный гидроразрыв пласта — именно он обеспечивает значительную часть прироста добычи нефти.

— Какие новые участки наиболее перспективны в плане нефтедобычи?

— На данный момент на территории Беларуси выявлена одна нефтегазоносная область — Припятская, которая географически охватывает бóльшую часть Гомельской области и незначительную — Могилевской, а структурно-тектонически делится на три зоны — Северную, Центральную и Южную. Основной вклад в нефтедобычу вносит Северная зона — это Речицкий, Светлогорский, Октябрьский и другие районы. Открытия последних лет связаны с успешной реализацией еще продолжающихся геологоразведочных работ в Центральной структурно-тектонической зоне (Хойникский, Калинковичский районы и другие). Однако и в Северной зоне (в уже, казалось бы, исследованном регионе) «Белоруснефть» периодически открывает новые залежи нефти. Причем запасы открываемых объектов в Северной и Центральной зонах практически сопоставимы. Геологические предпосылки перспективности на нефть также имеются в Южной зоне, территориально относящейся к Ельскому, Наровлянскому и Лельчицкому районам. В 2022 году там проведены первые сейсморазведочные работы.

Флот ГРП РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»

— Расскажите о задачах «Белшины». Продукция предприятия способна выдержать 100-тонный карьерный самосвал. Это предел?

— В результате реализации инвестиционной программы «Белшина» освоила производство шин, которые устанавливаются на самосвалы с грузоподъемностью 450 тонн. Сейчас на предприятии выпускают сверхкрупно-габаритные и крупногабаритные шины для карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности — от 90 до 450 тонн.

Линейка шин для карьерных самосвалов

Отвечая на запросы потенциальных потребителей из Российской Федерации, «Белшина» сегодня прорабатывает проект по увеличению производственных мощностей по выпуску цельнометаллокордных шин радиальной конструкции с посадочным диаметром 57 дюймов для комплектации карьерных самосвалов грузоподъемностью 240 тонн.  По сравнению с 2021 годом загрузка производства увеличена втрое.

— За последние два года широкую известность получила деятельность ОАО «КРИОН», которое обеспечивало медицинские учреждения кислородом. После работы в режиме 24/7 предприятие со снижением потребностей в этом продукте вернулось к привычному графику?

— В 2020—2022 годах на работу «КРИОНА» значительное влияние оказала пандемия коронавирусной инфекции COVID-19. С ноября 2020-го воздухоразделительная установка КжАжАрж-6,8/3работала практически в безостановочном режиме, а с сентября 2021-го к ней добавилась установка АжАрж-4. На протяжении всего 2022 года предприятие обеспечивало страну стратегическим запасом жидкого кислорода, имея в среднем ежедневном запасе около 1 500 тонн.

Но это не отменяло работу по снижению затрат на производство и реализацию продукции. В частности, за счет возведения дополнительных систем хранения жидкого кислорода и модернизации систем слива криогенных жидкостей в 2023 году планируется снизить потери жидких криогенных продуктов. А уменьшить затраты на электроэнергию позволит ввод нового высокоэнергоэффективного блока воздухоразделительной установки.

— В 2022 году Беларусь впервые получила положительное сальдо в торговле с Россией, достигнут исторически максимальный объем взаимного оборота товарами и услугами. Расскажите о сотрудничестве с Российской Федерацией в нефтехимической сфере.

— По итогам работы за 11 месяцев 2022 года экспорт организаций концерна в Российскую Федерацию вырос на 55% и составил 1,1 миллиарда долларов, в том числе без учета нефтепродуктов и азотных удобрений — 903 миллиона долларов.

С учетом проведенной работы по переориентации выпавших объемов экспорта с европейского и украинского рынков доля Российской Федерации в общем объеме экспорта концерна увеличилась на 12,1 процентного пункта, достигнув значения 22,6%.

Практически по всему ассортименту нефтехимической продукции обеспечено существенное наращивание как физических, так и стоимостных объемов экспорта: по шинам — на 21,5% и 77,6% соответственно, нефтепродуктам — в 1,6 и 1,8 раза, химическим волокнам и нитям — на 15% и 43,8%, стекловолоконной продукции — на 16,5% и 62,4%, нетканым материалам — на 23,6% и 33,1%, полиамидам — на 10,5% и 30,4%.

Благодаря своевременно принятым мерам по регистрации в Российской Федерации комплексных минеральных удобрений, выпускаемых Гомельским химическим заводом, удалось оперативно перенаправить поставки продукции с закрывшегося рынка Украины. В сотрудничестве с крупнейшим дистрибьютером за 11 месяцев 2022 года в Россию поставлено 219,1 тысячи тонн удобрений и получено более 100 миллионов долларов валютной выручки.

Ожидается, что по итогам прошлого года объем экспорта продукции по закрепленным за концерном группам и разделам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС достигнет 3,5 миллиарда долларов при установленном показателе в размере 2,25 миллиарда долларов.

— Какой сегодня стратегический курс определен для отрасли?

— Главное — обеспечение устойчивой работы в условиях высокой волатильности мировых цен на сырье, а также повышение уровня конкурентоспособности продукции предприятий белорусского нефтехимического комплекса.

 

 

ФОТО Виктория Анискевич-Клопоцкая, архив «Вестника Нафтана», Алексей Михальченко

 

«Белнефтехим» Андрей Рыбаков «Белоруснефть» «Нафтан» «Белшина» «Гродно Азот» «Гомельтранснефть Дружба» «КРИОН» Импортозамещение Экспорт
01 Февраля 2023
1081
Рейтинг: 4